Республика Тыва: Гения может сыграть только гений

2010-04-15 18:43
Пресс-служба Тувинского рескома КПРФ

Гения может сыграть только гений

 

Заслуженный деятель Республики Тыва Анатолий Серен

 

 

Чтобы воссоздать или сыграть гения, надо быть гением в своей профессии – я смею это утверждать.

Долгим и трудным был путь показа образа В. И. Ленина в художественном кино. Сразу после победы революции, в 1917 году, стали деятели искусств приближаться к Ленину, его воссоздавать и показывать. Но больше всего повезло, наверное, мастерам изобразительного искусства. Они даже писали и ваяли с натуры. Бывали на конгрессах, больших совещаниях, где выступал Владимир Ильич: Бродский, Андреев, выдающийся фотограф Оцуп, который  был счастлив тем, что делал фотоработы читающего Ленина, Выдающиеся кинодокументалисты того времени снимали Ленина.

Но в художественном кино и в театре играть Ленина было сложно. И думать, что какой-то актер может надеть грим, сделать лысину ленинскую, бородку, усы, и готово – было совершенно неприемлемо. И даже Надежда Константиновна Крупская говорила: «Не надо играть Ленина…».

Первый опыт показа Ленина был в 1918 году, когда самодеятельный режиссер показал вождя – совсем немного по времени, одну или полторы минуты, в гриме, как теневой театр – на фоне играющих артистов.

Но сам подход к Ленину был осуществлен великим Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. Это было ему поручено к десятилетию Великой Октябрьской социалистической революции, и автор великого «Броненосца Потемкина» стал искать пути реализации замысла: у него самого была уже такая задумка, и бюро ЦК партии и просило, и рекомендовало, чтобы в кино был создан образ Ленина.

Стали искать статиста, человека, похожего на Ленина, так как актеру, наверное, не справиться с образом вождя. И был такой статист найден – рабочий Путиловского завода в Ленинграде Владимир Никандров, который был очень похож на Владимира Ильича. Как-то он был в Сочи по профсоюзной путевке и прочитал в «Черноморской здравнице», что приглашаются статисты на массовку. Он приехал. Показался режиссеру Хмельницкому, тот, увидев его, был ошарашен: «Вы знаете, на кого похожи?». «Да, знаю – на Ленина». Была послана телеграмма Эйзенштейну. Никандров был приглашен, вызван, и началась работа над первым в кино образом Ленина. Было, конечно, сложно, трудно.

Владимир Никандров был любитель народного театра, он играл в самодеятельных спектаклях, но результат все равно оказался слабым. Хотя сам фильм оказался замечательным – большая киноэпопея, но слабее «Броненосца…».

Образ Ленина не удался. Особенно не получилась огромная массовая сцена у Финляндского вокзала. А тогда, перед праздниками, в 1927 году, она работала на этот фильм.

Получилось так, что даже, когда «брали Зимний», было ранено несколько статистов и актеров, даже побольше, чем в жизни, когда в 1917-м на самом деле брали штурмом Зимний дворец.

И вот идет большая съемка: 3 апреля 1917 года приезжает Владимир Ильич, и огромная массовка – несколько тысяч человек, рабочие, солдаты, крестьяне, море разливанное людей – играет встречающих… Снимают общий план – Владимир Ильич поднимается на броневик. Средний план. Потом камеры подъезжают близко и снимают крупным планом Никандрова-Ленина. И когда стали монтировать этот сюжет, оказалось, что это не Ленин. Да, человек физически похож, но в нем нет той ленинской гармонии, ума, философии, человечности. И никто, правда, никаких мер не принимал, считали, что так нужно. И после этого десять лет не было сообщений о том, что кто-то собирается делать в кино или театре Ленина, и только в 1937 году, к 20-летию Октября, Сталин и другие члены политбюро дали задание комитету по делам искусств создать образ Ленина. Комитет поручил это дело молодому, 36-летнему, кинорежиссеру Михаилу Ромму, который создал всего два художественных фильма. Ромм взялся самозабвенно и работал вместе с замечательным сценаристом и кинодраматургом Алексеем Каплером, который написал сценарий. Сначала фильм назывался «Восстание» – с главным героем Лениным. Встал вопрос: «А кто играть будет?». И тут – гениальная догадка-подсказка Алексея Максимовича Горького: он в 1935 году увидел в спектакле Бориса Васильевича Щукина и сказал ему: «Знаете, а вы могли бы сыграть Ленина!». Щукину 40 лет с небольшим в то время было. Они встретились с Роммом и они друг другу не понравились. Щукин посчитал режиссера молодым и сумасшествием – делать фильм с Лениным за три месяца. А Щукин не понравился Ромму, потому что был совершенно не похож на Ленина – какой-то вальяжный, спокойный чересчур. Но все равно решили сделать грим. И в гриме рождается Ленин в таком физически образном виде! Ромм увидел глаза ленинские в щукинских. И работа началась. Много было сделано. Но как большой художник Борис Васильевич никак не давал разрешения начать сниматься. Ему что-то мешало. Однажды он сказал такую, казалось бы, смешную вещь: «А знаете, Миша, я не знаю, как Ленин смеялся…». Ему стали рассказывать, что Ленин смеялся заразительно, иногда, как ребенок, махал руками. «Но нет, вы мне не рассказывайте, а покажите». «А как показать – я не актер?». И вдруг его величество Случай! Вспомнили, что был член Совнаркома Мануильский, который всегда копировал Ленина, подражал Ленину. Пригласили его на квартиру Щукина. Он начал показывать, как смеялся Ленин: раз, два, три, четыре – не получается или получается плохо. И вдруг Щукин стоявший спиной в гриме Ленина, поворачивается и говорит: «Вы не можете, а я могу». И начал смеяться. Мануильский вздрогнул. Подошел, обнял его: «Вы знаете, мне вам показывать нечего…».

И так за три месяца был создан фильм. В главной роли был Щукин – Ленин. Это был изумительный актер (это подтверждение моих слов о том, что гения должен играть гений). И когда снималась сцена: Ленин провозглашает Советскую власть, Ромм снова созвал огромную массовку и начал объяснять: «Сейчас мы все – делегаты съезда. Из задней двери сейчас войдет Ленин. Вы должны его встретить. Вот здесь пять камер стоят. Я не хочу делать дубли. Давайте один раз хорошо сделаем». Стали репетировать. И много раз не получилось. Тогда Ромм сказал: «Зовите Щукина». И Щукин из уборной в образе Ленина пошел по коридору. И люди, которые ему встречались, инстинктивно пошли за ним. Когда дверь открылась – зашел Щукин-Ленин, за ним – еще сто человек. И случилось невообразимое! Они сыграли так, как будто на дворе было 26 октября 1917 года.

Сталин дал название фильму – «Ленин в Октябре». (И Иосиф Виссарионович  очень помогал: когда было «много Троцкого», он приходил утром, вечером и говорил: «У вас есть сцены с Троцким? Как вы его показываете?». Вносил коррективы. Он был великим знатоком кинематографа – об этом все говорили.

Но еще большого терпения надо было, чтобы получился фильм «Ленин в 1918 году» (1939 год). Там Щукин должен был играть умирающего, раненого Ленина. Это сложно – играть застреленного практически человека. И когда снимались вот эти  сцены, то все ходили на цыпочках и долго все налаживали, и Щукин, не выходя из образа, закрывал глаза и ждал, когда это все закончится. То есть лежал не Щукин, а Ленин. И домой шел смертельно уставший человек. И Алексей Каплер – близкий друг, его провожал, крепко целовал, и после этого они прощались.

Начали готовить третью серию – перед войной уже. Алексей Каплер задумал сюжет, и вдруг он пришел домой к Щукину и увидел, что Борис Васильевич умер. У него на груди лежал томик Гоголя – он готовил себя к роли Городничего в «Ревизоре».

То есть я хочу сказать, что для того, чтобы что-то сделать, хотя бы повторить,  надо быть самому выдающимся человеком. И вот не зря считается Борис Щукин лучшим актером, который сыграл Ленина на всем мировом пространстве кинематографа и театра тоже.

Я хочу сказать: Владимир Ильич Ленин – не просто человек дал пример для подражания, это человек, который по-настоящему осветил искусство.           

   



Статьи по теме

Научно-практическая конференция в г. Чебоксары, посвященная 140-летию со дня рождения В.И. Ленина


Красноярская монументальная Лениниана. XXI век


К 140-летию со дня рождения В.И.Ленина: доклад Академика В.С.Шевелухи на конференции в Горках


Красноярский край: Крестьянский вопрос в работах В. И. Ленина периода гражданской войны (1920-1921 гг.)


Ленинские дни в Горках


В.И. Ленин и наука


В.И.Ленин – гений теории и практики. Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ В.И.Кашина в Шушенском на научно-практической конференции «Ленин – известный и неизвестный»


Шушенское: коммунисты посетили Ленинский музей-заповедник


Шушенское: конференция в честь 140-летие В. И. Ленина


Татарстан, Набережные Челны: Мероприятия, посвященные Дню Памяти В.И. Ленина


Курган: Коммунисты почтили память В.И.Ленина


Ростов-на-Дону: Красные гвоздики Ильичу


А.В. Багаряков: Власти Алтайского края испугались правды?


Республика Татарстан. Митинг памяти В.И. Ленина в Лениногорске


Краснодар: цветы - Ильичу


Саратовская область: Ленин жив в сердцах народа!


Коммунисты города Чебоксары возложили цветы к памятникам В.И. Ленину


Ростов-на-Дону: Цветы вождю от комсомольцев Дона


Пенза: Кому не угодил красный стяг


Митинг в день 86-й годовщины со дня смерти В.И. Ленина в Самаре


День памяти В.И. Ленина на Белгородчине


Волгоградские коммунисты почтили память Ленина


Астраханские коммунисты почтили память В.И. Ленина


Ленинградская область: коммунисты почтили память вождя мирового пролетариата


Ленинская школа стратегии и тактики. Январские записи


Коммунисты Кузбасса: Ленин остается в нашей истории под номером один


Карелия: Коммунисты почтили память В.И.Ленина - отца-основателя карельской государственности


День Памяти В.И. Ленина в Северной Осетии


KPRF.TV. Телеканал "Россия-1" сообщил о акции КПРФ памяти отца-основателя РСФСР и РФ В.И.Ленина на Красной площади


Чтить Ленина – Значит уважать историю


В Симферополе коммунисты почтили память В. И. Ленина


Коммунисты Татарстана почтили память В.И.Ленина


Тюменские коммунисты провели митинг памяти В.И. Ленина


Г.А. Зюганов: «Ленинские лозунги услышали по всей России, по всему миру!». Акция в Москве в День Памяти Владимира Ильича Ленина



Все статьи раздела "КПРФ: Защитим русскую культуру!"

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.



 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Выступление Председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам, академика РАН, В.И. Кашина, при встрече с Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Благодарность от жителя г. Видное депутату Государственной Думы, Первому секретарю МК КПРФ Николаю Васильеву

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вспоминая съезды

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов: Фракция КПРФ Мособлдумы на 81 заседании вынесет на голосование законопроект, выдвинутый депутатами-коммунистами Госдумы

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов в день национального траура почтил память погибших от рук террористов


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда