Владимир Кашин об отчете Правительства РФ: рано трубить в фанфары

46370

Сложное впечатление оставил отчет правительства по итогам 2009 года, с которым 20 апреля выступил перед депутатами Государственной Думы В.В.Путин. Его и отчетом трудно назвать, ибо он касался лишь нескольких направлений деятельности правительства. В основном были затронуты вопросы борьбы с кризисом и выполнения социальных обязательств, по которым, как считает В.Путин, правительством достигнуты определенные успехи.

   Прежде всего, было подчеркнуто, что с помощью накопленных финансовых резервов удалось спасти банковскую систему и не дать уплыть в руки иностранных кредиторов отечественных российских крупных компаний, включая и естественные монополии.

   Да, действительно, правительству это удалось сделать. Но какой ценой? Каждый знает, что десять последних лет на голову власти проливался золотой дождь нефтедолларов. Сотни миллиардов долларов складывались в кубышку и отправлялись на Запад, где и хранились, принося пользу экономике США и других стран. Плодились миллиардеры. Большинство населения нищало, недополучая заработную плату, пенсии, стипендии, социальные выплаты и т.д. На голодном пайке держали реальный сектор экономики, сельское хозяйство, науку, образование, здравоохранение, культуру. За эти годы не введено ни одного серьезного производства, десятки тысяч предприятий обанкротилось, тысячи деревень исчезли с лица земли, Россия вымирала. А ведь вложение нефтедолларов в собственную экономику, в повышение благосостояния народа, стимулирование внутреннего рынка, на чем, кстати, настаивали коммунисты, могло бы и не допустить того краха, которого российская экономика испытала в 2009 году. В течение года сокращение российского ВВП, даже по официальным данным, составило почти 8%, а промышленное производство снизилось практически на 11%. В итоге продали море нефти, океан газа, миллионы тонн металла, удобрений и т.д., деньги уплыли в карманы банкиров, реальный сектор экономики в глубокой рецессии, основные фонды изношены донельзя, нищий народ, а миллиардеров стало за год в два раза больше и их богатства тоже удвоились. Как-то не в унисон с последним прозвучало заявление В.Путина об «обнищании» олигархов. Не читает, видно, премьер журнал «ФОРБС» и другие экономические издания.

   Можно ли при таких показателях утверждать, как это сделал В.Путин, что «Россия реагировала на кризис как подобает сильному государству»? Какая уж тут реакция – это падение в пропасть: из двадцати высокоразвитых стран Россия по глубине падения оказалась в "передовиках". Такое заявить могут позволить себе не многие государства. И первым среди них является социалистический Китай, который в кризисный год не только не снизил макропоказатели своей экономики, но и достиг заметного успеха, увеличив ВВП почти на 8%. Там деньги, в отличие от России, складывали не столько в кубышку, сколько в развитие собственной экономики, развитие инфраструктуры, укрепление внутреннего рынка.

Но, пожалуй, больше всего удивила та часть доклада, в которой председатель правительства пытался говорить об успехах в социальной сфере. Премьер не жалел красок для создания благостной картины исполнения социальных обязательств. Здесь и борьба с безработицей, и повышение уровня жизни людей, в первую очередь, пенсионеров, и демографические успехи и т.п.

Утверждение премьера о неуклонном росте благосостояния российских пенсионеров вызвало в их среде недоумение. Пенсионеры, получив в новом году платежки по ЖКХ, поняли, что ничего нового в их жизнь так называемое повышение пенсии не привнесло. Более того, кто-то утратил право на получение пособий и компенсаций (так как перестал считаться малообеспеченным),  кто-то вылетел из очереди на жилье и т.д. Все пенсионные добавки и прибавки транзитом перекочевали в карманы руководства жилищно-комму­наль­ных спрутов и топ-менеджмента естественных монополий.

Богато или бедно живут сегодня пенсионеры со всеми прибавками, доплатами, валоризацией и т.п.? Возьмем конкретный пример. Ленинградская область, поселок Бугры. Прожиточный минимум для пенсионера (чтобы он не умер с голода) установлен в размере 3782 рубля. Средняя пенсия 7600 рублей. За 2-х комнатную квартиру площадью 49,8 м кв. надо заплатить 6081 рубль 34 коп. И это без света и газа. Вычитаем из 7600 рублей 6081 рубль, получаем 1,5 тысячи рублей, на которые пенсионер должен жить, ни в чем себе не отказывая.

Всякие разговоры о благосостоянии пенсионеров нынешней власти вести неприлично. «Если жить стало лучше, жить стало веселей», то почему в таком случае народ протестует по всей стране? Потому что на самом деле никакого роста благосостояния нет и быть не может. За годы стояния у власти В.Путина тарифы на электроэнергию выросли в 7 раз, на отопление – в 9 раз, на горячее водоснабжение – в 12 раз, на газ – в 8 раз. Цены на мясо подскочили в 4–5 раз, на овощи – в 5–7 раз. И примерно такими же темпами росли цены на лекарства. А заработная плата и пенсии выросли в лучшем случае в 2 раза. Вот она простая арифметика, которая для правительства оказывается сложнее высшей математики.

   Некоторые цифры, озвучиваемые премьером, невольно заставляли обращаться к первоисточнику, грубо говоря, перепроверять. Вот сказал он о том, что продолжительность жизни увеличилась до 69 лет. Откуда он взял эту цифру? Ведь прекрасно известно из официальной статистики, что продолжительность жизни женщин еще находится примерно на этом уровне, но мужчины не дотягивают даже до пенсионного возраста. По сравнению с советским временем продолжительность жизни граждан в среднем сократилась на 10 лет. Россия продолжает вымирать. Только за 2009 год естественная убыль населения составила почти 300 тысяч человек. В первом квартале текущего года население еще сократилось на 59 тысяч человек. По продолжительности жизни Россия находится на 124 месте в мире, среди африканских стран.

Ну и, конечно, В.Путин «забыл» упомянуть о других «достижениях» демократического времени – 5 миллионах алкоголиков, 3 миллионах наркоманов, 2-3 миллионах беспризорных детей, ежегодных 8 миллионах абортов, десятках тысяч убийств и самоубийств, дичайшей коррупция… И, естественно, ни слова о том, что собирается предпринять правительство, чтобы преодолеть эту беду, эту социальную катастрофу.

   К этой же проблеме впрямую примыкает вопрос судьбы моногородов. Никак нельзя отыскать экономический смысл в предлагаемых правительством мерах по расселению этих городов, городков и поселков. Трудно понять, зачем надо бросать сформировавшиеся населенные пункты со своими коммунальными сетями и прочей инженерной инфраструктурой, со своими детскими садами, школами, клубами и библиотеками, везти их жителей за тридевять земель, поселять в бараках и общежитиях, да к тому же нередко заставлять заниматься не своим делом, вместо того чтобы просто организовать новые производства или реанимировать и модернизировать старые.

   В монопоселениях России, а их около 1500, живет 35 миллионов человек. На их долю приходится примерно 50% промышленного производства. На сегодня во многих из них нет ни работы, ни зарплат, ни пособий, ни социальных выплат… Дети в школах падают в обморок от недоедания. В этих поселениях рушатся семьи, здоровые превращаются в больных, а больные – в смертельно больных. Медицинское обслуживание зачастую отсутствует, на лекарства денег нет. Одним словом это кровоточащие очаги вымирания России. Самая незавидная ситуация сложилась в Свердловской, Челябинской, Самарской областях, в Пермской крае. В городе Байкальске (Иркутская область) каждый четвертый безработный, в Череповце (Вологодская область) – каждый шестой, в Магнитогорске (Челябинская область) – безработных около 15%, в Гурьевске (Кемеровская область) – 1700 рабочих в вынужденном отпуске, в Златоусте (Челябинская область) – остановлено 90% производственных мощностей и т.д. Правительство, несмотря на уже прогремевший гром в Пикалево, Сычево и некоторых других моногородах, продолжает занимать выжидательную позицию, надеясь, очевидно, на авось - пронесет. Не пронесет!

   Многие из присутствующих в зале заседаний Государственной Думы ожидали, что председатель правительства коснется в своем выступлении темы, обозначенной президентом в последнем его Послании, темы модернизации экономики и социальной сферы и преодоления сырьевой зависимости экономики, восстановления базовых отраслей промышленности, сельского хозяйства, что будут подвергнуты анализу ошибки и упущения. Ожидания оказались напрасными. Жена Цезаря должна быть непогрешимой! Вместо этого В.Путин гордо заявил, что «рецессия приказала долго жить». Цены на нефть поползли вверх, наметилось некоторое оживление в отдельных отраслях.

   Но, давайте, посмотрим, есть ли основания для такого оптимизма. Рецессия, может быть, временно и отступила, некоторое оживление в ряде отраслей действительно наблюдается, но до преодоления кризиса еще очень и очень далеко. Более того, видные эксперты и в России, и за рубежом предупреждают о возможной второй волне кризиса, еще более глубокой. Сегодня зарождение этого экономического цунами можно наблюдать в Греции и в некоторых странах Западной Европы, в то время как российская экономика продолжает зависеть от внешней конъюнктуры цен на энергоносители, на которую российская власть практически не имеет никакого влияния.

   В  складывающейся ситуации необходимо отметить, что начало 2010 года для российской экономики даже немного хуже, чем начало кризисного 2009 года. ВВП по итогам первого квартала текущего года составил 92,1% по сравнению с первым кварталом 2009 года. Резервный фонд уменьшился на 60 млрд. рублей и составил 1,763 трлн. рублей. В 2009 году из резервного фонда было изъято 3 трлн. рублей на покрытие дефицита бюджета. К концу 2011 года фонд прекратит свое существование. Фонд национального благосостояния уменьшился на 73 млрд. рублей и составил 2,684 трлн. рублей.  С начала 2010 года фонд стал пополнять дефицит пенсионного фонда. По прогнозу минфина в ближайшие 3 года из Фонда национального благосостояния будет изъято 15 млрд. рублей на софинансирование пенсионных накоплений и 1,9 трлн. рублей на дефицит пенсионного фонда. Продолжается отток капитала из России. За первый квартал он составил 12,9 млрд. долларов. Консолидированный долг России составил почти 470 млрд. долларов и впервые за несколько лет превысил объем международных резервов практически на 7%. Задолженность по заработной плате превысила 4 млрд. рублей. Около 6,5 млн. людей без работы или находятся в поисках работы. Это почти 10% от числа экономически активного населения. Надо отметить, что безработные люди в основном молодые, их средний возраст составляет 35 лет.

   При некотором увеличении объемов производства в обрабатывающих областях (5-8%) по отношению к первому кварталу 2009 года, в машиностроении успехи гораздо скромнее - прирост составил всего 0,4%. В первом квартале 2010 года изготовлено 2 тепловоза, 16 вагонов метро, 105 пассажирских вагонов, 32 троллейбуса и около 500 прицепов. Такое количество изделий в советское время выпускала одна небольшая область. По многим видам машиностроительной продукции положение остается по-прежнему провальным. Например, производство газовых турбин в 1 квартале 2010 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составило всего лишь 23%, насосов топливных - 80,%, кранов мостовых - 98%, станков металлорежущих - 86%, станков с ЧПУ - 65%, тракторов гусеничных - 23%, бульдозеров - 37%, троллейбусов - 49%, электровозов - 96%, тепловозов - 86% и т.д. Но там, на что правительство обратило внимание, оказало финансовую поддержку ситуация изменилась кардинально. Например, в отечественном автомобилестроении, где рост выпуска автомобилей составил почти 160%. Т.е. потенциал нашей промышленности, советский потенциал, еще сохраняется, надо только разумно им распорядиться.

Не восстановилась и строительная промышленность, где объем производства в 1 квартале 2010 года составил только 92% к уровню аналогичного периода 2009 года.

   В тяжелом положении остается легкая и пищевая промышленности. Объем производства пищевых продуктов в первом квартале составил только 83% по отношению к этому же периоду прошлого года. По некоторым видам продовольствия, таким как консервы мясные, филе рыбное, сельдь, картофель переработанный, животные и растительные масла, маргарин, молоко сгущенное, мука, крупа, рис, сахар их объемы производства значительно уступают показателям 2009 года, не говоря уже о 2008 годе.

   Удивил премьер какими-то невероятными цифрами поддержки сельского хозяйства, свалив в одну кучу средства, выделяемые непосредственно на поддержку со средствами кредитов, повышения капитализации Сельхозбанка и т.п. В действительности же государство на поддержку сельского хозяйства выделяет менее 1% расходной части федерального бюджета. На 2010 год выделено 27 млрд. рублей, т.е. 0,3% расходной части. Поэтому положение на селе остается крайне тяжелым. Здесь пока еще проживает 27% населения страны, но вклад сельского хозяйства в ВВП составляет около 5%. Доля сельских жителей, проживающих за чертой бедности, составляет 20%, располагаемые доходы селян в два раза ниже, чем у городского населения. Здесь и безработица на 18% выше. Нет дорог, закрываются школы, больницы, детские сады, библиотеки, Дома культуры и т.д. Дефицит специалистов.

   Техническая база села находится в удручающем положении. Машинно-тракторный парк изношен почти на 80%. Обеспеченность техникой ежегодно снижается. Так, например, доля зерноуборочных комбайнов старше 9 лет составляет в настоящее время 77%, а обеспеченность ими на 1000 га посевов снизилась с 2003 года более чем на 30%.

   Резко сократилось использование минеральных удобрений, что не соответствует современным стандартам агрокультуры. Внесение минеральных удобрений на единицу посевной площади в нашей стране в 10 раз меньше, чем в Канаде, в 17-18 раз меньше, чем в США и странах Европы.

   Вследствие политики правительства льготные лизинговые контракты и кредиты на приобретение сельскохозяйственной техники покрывают ежегодную потребность в обновлении машинно-тракторного парка лишь на 65%. Кроме того, эти льготы не являются государственной поддержкой, так как они лишь удешевляют кредиты до уровня развитых стран.

   Не выдерживает никакой критики бахвальство правительства о превращении России в страну экспортирующей зерно. Зададимся вопросом - откуда у нас вдруг при падении производства зерна появилось его "излишки"? Ларчик просто открывается: в 2-3 раза сократилось поголовье скота за 20 лет демократических реформ, которое ранее, при советской власти, необходимо было кормить комбикормами и т.д. Именно поэтому, производя на душу населения практически по тонне зерна, СССР закупал дополнительно за рубежом несколько десятков миллионов фуражного зерна. Это давало возможность практически полностью обеспечивать себя отечественными продуктами питания высокого качества, сохраняя продовольственную безопасность страны, которая сегодня утеряна. Более 30 млрд. долларов государство вынуждено тратить на закупку импортного продовольствия, к тому сомнительного качества. Почему бы не отдать эти огромные деньги своему крестьянину?

Не говоря уже о других продовольственных товарах, заметим, что зерно в современном мире - стратегический продукт, позволяющий играть важнейшую роль в странах, сталкивающихся с проблемами продовольственной безопасности. У России огромный потенциал увеличения производства зерна. По оценкам специалистов за десять лет в нашей стране объем производства зерна можно увеличить в 2-3 раза за счет расширения посевных площадей до уровня, достигнутого в РСФСР (в 1,7 раза) и увеличения урожайности (в 1,6-2,5 раз). Решив эту проблему, Россия могла бы выстраивать выгодные экономические отношения и получать привилегии в международной экспансии своего бизнеса.

Самой застарелой "болезнью" власти остается неэффективное использование денежных средств. Счетная палата Российской Федерации в своем отчете по итогам 2009 года указала правительству на целый ряд существенных недостатков в бюджетной сфере, которые повторяются из года в год. Один из главных из них - неэффективное использование средств федерального бюджета для реализации антикризисных мер. Из 2 трлн. рублей реальный сектор экономики практически ничего не получил. Всего на реализацию антикризисных мер правительство затратило около 200 млрд. долларов. Председатель правительства утверждал, что начался возврат денежных средств. Счетной палате следует обратить самое серьезное внимание к этому вопросу.

Правительство так и не научилось собирать налоги. Именно этим В.Путин аргументировал неготовность правительства перейти на прогрессивную шкалу налогообложения. Он так и заявил - мы пока не научились администрированию сбора налогов. В любой другой стране за подобное признание ему давно бы вместе с правительством обеспечили отставку. На 1 января 2010 года задолженность по налогам и сборам составила огромную сумму в 1,1 трлн. рублей. Исполнение расходов бюджета 2009 года едва превысило 97%, а по такому разделу как «Национальная экономика» только 85,5%. Не выполнены плановые расходы и по 15 из 30 подразделов социально-культурной направленности. Расходы на реализацию федеральных целевых программ в 2009 году составили 98%. На таком же уровне исполнены расходы и на реализацию приоритетных национальных проектов.

   Как бы отвечая на замечания Счетной палаты, В.Путин пообещал в ближайшем будущем кардинального повысить эффективность бюджетных расходов. И даже предстоит реформа бюджета. Заключается она в переходе на финансирование неких отраслевых программ. Другими словами, правительство как бы намеревается ввести подобие планового начала в управление экономикой. Опасение вызывает только то обстоятельство, что не ясно, кто будет разрабатывать эти программы (единый орган или в каждой отрасли свой), как эти программы будут взаимно увязываться и т.д. Об этом не было сказано ни слова. Если все будет происходить в режиме нынешних целевых программ и нацпроектов, то результатов особых ждать не придется. За последние 10 лет программ и обещаний было сделано предостаточно, можно вспомнить хотя бы «удвоение ВВП», «второй план ГОЭРЛО», «чистая вода», «доступное жилье» и т.д. Все это кануло в Лету, а вместо «второго плана ГОЭРЛО» получили аварию на Саяно-Шушенской ГЭС.

   Как бы не старался председатель правительства нарисовать благостную картину мнимых успехов, ему надо было бы давно признать, что российская экономика, включая сырьевой сектор, ВПК, авиационную и комическую отрасли и т.д., пока что функционирует исключительно на советской материально-технологическом потенциале. За двадцать лет новая власть так и не удосужилась создать что-то свое, несмотря на то, что из недр России выкачали богатств на многие триллионы долларов.

   Если говорить о той части отчета, которая касалась постановки задач, то она фактически была не столько экономической, сколько несла политические оттенки. По большому счету В.Путин дал понять, на что он делает ставку при входе в предстоящий федеральный выборный цикл в 2011-2012 годах. Основной упор делается на работу с темой здравоохранения, куда пойдет 300 миллиардов рублей. Как было заявлено, уже имеется договоренность с «бизнесом» об увеличении на 2% страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования. В этом ничего удивительного нет: российский «бизнес» и на 3%, и на 5% согласился бы, только удержаться у нефтяной трубы. Тем более, что в конечном итоге, за все расплатится простой работяга. Именно это «бизнесу» и гарантирует нынешняя власть. Т.е. сделан явный акцент на моральное удовлетворение пожилых людей, на поддержку которых рассчитывает «Единая Россия». Именно моральное, так как добавка в 1-2 тысячи рублей пожилым людям за счет валоризации  – это не помощь, это пара упаковок таблеток или одна лечебная процедура. Сейчас сделать один зуб из не самых дорогих материалов стоит 7-8 тысяч. Но с точки зрения желания подкинуть лозунг своей партии - «Единой России», которая вообще не понимает сейчас, о чем говорить с избирателями, - то эта задача была выполнена.

Часть премьерского послания, которая была посвящена реформе бюджетной системы, по существу представляла собой поддержку антиконституционного законопроекта о «совершенствовании» правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Законопроект критикуется со всех сторон. Критики законопроекта уже по деталям разобрали наиболее очевидные последствия его реализации. Это, прежде всего, резкое сокращение количества и качества бесплатных услуг, оказываемых учреждениями населению. Это плохо завуалированный следующий этап приватизации государственной и муниципальной собственности. Есть вопросы и по концепции законопроекта, которой предполагается, что будет некоторый перечень обязательных услуг, которые учреждение должно будет оказывать бесплатно. То же, что сверх этого перечня – за плату. Ясно, что учреждения будут заинтересованы в увеличении удельного веса платных услуг в ущерб бесплатным. Отсюда и наши опасения вполне обоснованы. Новая схема предполагает и возможность ликвидации тех учреждений, которые, по мнению вышестоящих чиновников, окажутся неэффективными, например, в силу небольшого количества потенциальных потребителей соответствующих видов услуг. Этот явно коррупционный закон, тем не менее, при поддержке правительства уже принят в двух чтениях парламентским большинством «Единой России».

Отчет правительства еще раз показал, что у партии власти практически нет никакой привлекательной аргументации сегодняшнего дня. Из отчета правительства не видно никакой стратегии развития. Не сказано практически ничего о том, как уйти от отсталой сырьевой модели экономики, которая сложилась в нашей стране при капитализме. А ведь именно из-за этой модели Россия так тяжело пострадала от кризиса. Заходы и тезисы доклада премьера по духу очень напоминали его выступления времен выборов в Государственную Думу 2007 года. Но если тогда он говорил: «проблем много, но уже лучше, чем было в 90-е годы», то сейчас выступление было выдержано в стиле - «проблем много, но полного краха не произошло».

   Испытание кризисом проводимый правительством Россия курс не выдержал. Стало очевидным для каждого думающего человека, что курс, навязанный стране, – это курс в никуда. Это курс не созидания, а разрушения. При его сохранении ни о какой модернизации и речи быть не может. Чтобы страна развивалась, нужен другой курс, тот, который предложен обществу КПРФ, курс на социалистическое возрождение Росси. Нужен другой уровень государственного управления, другие кадры, профессиональные, душой болеющие за интересы всего народа. Нужно, чтобы богатства страны служили ее возрождению, а не обогащению кучки нуворишей. Нужно жесткое подавление коррумпированного чиновничества. Нужно восстановить базовые отрасли экономики. Нужно немедленно серьезно повысить благосостояние народа.

Ничего этого в планах правительства нет и в помине. Из слов В.Путина и практических дел его правительства следует, что гибельный для России курс будет продолжен. Так что трубить в фанфары о достижениях и успехах, мягко говоря, для власти причин нет. Все большее число граждан начинает осознавать тупиковость сложившейся ситуации. Нарастает массовый протест. В ходе протестных акций все громче звучит призыв: выразить недоверие этому курсу и этому правительству.

 

В.И.Кашин,

зам. Председателя ЦК КПРФ,

депутат Государственной Думы,

академик РАСХН

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
  • Вконтакте
  • Комментарии: 0
  • Facebook:
Ваше имя:
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код:
Читайте также
В Ликино-Дулёво прошёл митинг против повышения цен
25 ноября прошёл митинг против повышения предельного индекса против роста налогов на имущество физических лиц и земельного налога, увеличения НДС и роста цен на продукты первой необходимости.

Избран новый глава Андреевки
Андреевский совет депутатов выбрал из числа своих членов нового главу поселения.

В.И. Кашин: От стратегической деградации к стратегическому развитию
Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ В.И. Кашина, на заседании «круглого стола» на тему «Законодательное обеспечение введения государственного планирования в Российской Федерации»



Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: От стратегической деградации к стратегическому развитию

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
П.Н. Грудинин: Мы на пороге великих перемен

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Кому и зачем понадобилась пенсионная реформа?

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернуть государство народу!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, Председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы
Налоги налогам рознь

Сергей СОСУНОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Власть и мусор: жителям Подмосковья пообещали «генеральную уборку». Чего ожидать?


 

 

контакты

Телефоны:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57
Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Все данные

Отделения КПРФ в Московской области:

партийная пресса

  • "Подмосковная правда", МК КПРФ
  • "На русском рубеже", г.Щелково
  • Газета "Советская Коломна"
  • Газета "Позиция", г.Королев

 

  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда