В колее кризиса. Зам.Председателя ЦК КПРФ Владимир Кашин о бюджете

В Государственной Думе в ближайшее время состоится, как сегодня принято говорить, резонансное рассмотрение проекта федерального бюджета на 2011 год и на последующие 2012 и 2013 годы. Бюджет депутаты рассмотрят во втором, и, по сути, в последнем окончательном чтении. Обсуждение проектов бюджета всегда проходят в жестких дискуссиях, поскольку федеральный бюджет представляет собой главный финансовый закон, по которому страна будет жить в ближайшее время, от которого зависит не только самочувствие самого государства, его экономики, но и каждого гражданина страны. 


Дебаты будут жаркими
Это значит, будут ли зарплаты, пенсии, новые рабочие места или, наоборот, безработица вырастет, будут ли развиваться промышленность, сельское хозяйство, наука, доступными здравоохранение, образование, будут ли строится дороги, жилье и т.д. В советский период все вопросы жизни общества, развития экономики находились под постоянным вниманием государства и не вызывали у граждан беспокойства. Жизнь постоянно улучшалась, и каждый был уверен в лучшем будущем. При этом надо вспомнить, что мировые цены на нефть и газ в то время были в 6-8 раз ниже, чем сегодня.
Конечно, депутаты подготовили поправки к рассматриваемому проекту, приготовила их и наша фракция КПРФ. Главный смысл наших поправок отражает заботу о самом главном - благополучии людей, достойной заработной плате, пенсии, улучшении образования и медицинской помощи, обуздании роста цен и тарифов и т.д. Мы вносим изменения в такие разделы бюджета, как "Национальная экономика", увеличивая расходы на инвестиции в реальный сектор экономики, на поддержку сельского хозяйства, охрану окружающей среды. Вносятся поправки в раздел "Жилищно-коммунальное хозяйство" на увеличение жилищного строительства и расселение из ветхого жилья, в раздел "Социальная политика" на поддержку малоимущих, ветеранов и детей, в разделы "Здравоохранения" и "Образование" на увеличение поддержки учителей, врачей и доступности услуг соответствующих учреждений. Вносятся поправки и в раздел "Трансферты" для увеличения поддержки депрессивных регионов страны.
Исходя из накопленного опыта парламентской борьбы, мы не питаем иллюзий по поводу отношения к инициативам коммунистов. К сожалению, можно с уверенностью сказать, что каких-либо существенных изменений по сравнению с внесенным правительством к первому чтению вариантом бюджета, вряд ли стоит ожидать. Причина известная – во-первых, парламентское большинство «единороссов» проголосует так, как того желает правительство, а, во-вторых, как лицемерно утверждает правительство, у него нет финансовых средств, чтобы хоть как-то прикрыть зияющие дыры основных расходных статей. Дескать, прикроешь одну из них, другие станут шире. Хотя надо заметить, что деньги в стране есть, и большие деньги, но власть старается этого не замечать, всячески оберегая российскую олигархию. И все же, как показывает практика, жизнь заставляет власть, пусть не сразу, через 2-3 года возвращаться к нашим предложениям и принимать их, зачастую значительно снижая их эффективность из-за упущенного времени.

Бюджет банкротов
 
Представленный бюджет – это бюджет обанкротившейся власти, следующей безнадежным курсом вымирания и развала. Экономика страны явно тяжело больна. Яркое свидетельство тому доходы федерального бюджета. Например, даже в 2013 году они составят в реальном выражении только 80% от доходов 2008 года. И это в том случае, если конъюнктура внешнего рынка не обрушит цены на нефть и газ, распродажа которых по-прежнему остается главным источником финансовых поступлений. Но если, не дай бог, такое случится, рухнет не только идея президента Д.Медведева об отказе от сырьевой модели экономики, но и страна не выживет. 
На ближайшие три года бюджет остается дефицитным. Ежегодная величина дефицита превышает 2 трлн. рублей. Расходная часть за три года вырастет на 2,5 трлн. рублей, что едва покрывает планируемую потери от инфляции, которая даже по прогнозу правительства за это время составит около 20%. Кстати, прогнозы правительства относительно инфляции всегда проваливаются. Об истинном значении инфляции можно более надежно судить по ценам в магазинах, аптеках, рынках. За последние 2-3 года цены на основные продукты питания, лекарства, услуги ЖКХ и т.д. выросли в разы, хотя инфляция увеличилась, как заявляет правительство, всего лишь на 30-40%. Т.е., несмотря на заклинание правительства об успехах, его так называемые антикризисные меры явно не работают. Огромные триллионные сумы государственных средств на противостояние кризису потрачены впустую, а выгоду из него извлекли лишь олигархи и банкиры, количество которых и их доходы выросли вдвое. Об улучшении качества жизни большинства наших граждан говорить в таких условиях не приходится, и надеяться не на что. За свое право на достойную жизнь надо бороться.
При этом правительство отказывается умерить аппетиты естественных монополий, ограничить рост их тарифов, мотивируя отказ тем, что подобная мера будет противоречить Бюджетному кодексу. Еще восемь лет назад депутаты нашей фракции предлагали ограничить рост цен на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки и тепловую энергию, другие тарифы уровнем инфляции. И какое-то время это находило отражение в бюджете. Постепенно правительство стало об этом забывать. Теперь инфляция прогнозируется в 7,5%, а повышение тарифов для населения запланировано 25% на газ и по 15% на электроэнергию и железнодорожные перевозки - вдвое выше инфляции. Людям не под силу уже сегодня оплачивать услуги, задолженность достигла 69 миллиардов рублей. Всех ведь должников правительство не выселит на улицу, разве что в тюрьму. 
 Финансовые резервы, которыми так кичилось правительство, накопленные за десятилетие за счет недоплаты за труд, нищенских пенсий и других социальных выплат, истощаются. В 2011 году поступления в Резервный фонд и в Фонд национального благосостояния не планируются. За счет средств этих фондов будет частично покрываться дефицит бюджета. В результате на конец текущего года в Резервном фонде останется 344 млрд. рублей, а на конец 2011 года - всего лишь 47 млрд. рублей. Объем Фонда национального благосостояния, средства которого в основном используются на покрытие дефицита пенсионных выплат, уменьшится до 2604 млрд. рублей. В этой связи не совсем понятно, когда будут возвращены банками в эти фонды триллионы рублей, которые им выделялись во время кризиса, и как планируется их использовать? Или все произойдет так, как в той поговорке: всем, кому я должен, - прощаю?
Правительство ведет страну в долговую яму. В 2011 году государственный долг России превысит 6,8 трлн. рублей или 13,6% ВВП, а к концу 2013 года он удвоится и превысит доходную часть бюджета. Долг ляжет тяжелым бременем на плечи следующих поколений. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста внутреннего долга. В абсолютных размерах объем внутреннего долга составит 5,2 трлн. рублей, а внешнего – 1,7 трлн. рублей. Суммарно уже в 2011 году это будет равняться 77,4% годовых доходов федерального бюджета. 
Рост государственного долга неизбежно ведет к увеличению сумм на его обслуживание. Если в текущем году на эти цели потребуется 280 млрд. рублей, то уже в следующем – 390 млрд. рублей, а в 2013 году – 600 млрд. рублей. Эти суммы превышают расходы бюджета на ЖКХ, СМИ, физкультуру и спорт, охрану окружающей среды, на культуру и кинематографию вместе взятые. 
Еще один существенный недостаток федерального бюджета – это его совершенная непрозрачность. Человеку несведущему в бюджетной классификации невозможно разобраться, куда, на какие статьи и какие суммы выделены бюджетных средств. Деньги на конкретные цели «размазываются» по десятку разделов, так что «выудить» нужную цифру даже для специалиста представляет серьезное затруднение. С 2012 года правительство затевает очередную реформу формирования бюджета, которая будет заключаться в разбивке этого документа на некие тематические разделы. В этой связи хочется заметить, что качество бюджета зависит не столько от формы, сколько от его наполняемости доходами. А вот об этом правительство умалчивает.

Страну на распродажу

Чтобы хоть как-то справиться с нарастающим клубком финансовых проблем, правительство пошло по самому простому пути. Вместо вложения средств в отечественного производителя, развития своих отраслей промышленности, сельского хозяйства, стимулирования внутреннего спроса и т.д., принято решение о распродаже остатков государственной собственности. Т.е., по сути, возобновляется варварская приватизация 90-х годов. На рынок выбрасываются лучшие объекты экономики, такие как Сбербанк, Внешторгбанк (ВТБ), «Транснефть», "Роснефть", "Зерновая компания", "Аэрофлот", "Связьинвест", "Совкомфлот", "РусГидро" и т.д. От этой распродажи на первом этапе государство получит около 290-300 млрд. рублей, что едва покрывает половину суммы по обслуживанию долга, и фактически оно теряет контроль над тем, без чего само не сможет нормально функционировать. Другими словами, страну пускают с молотка, в то время как эти успешные предприятия, компании и банки могли бы приносить государству значительные доходы. Самое главное, что часть акций будет куплена иностранным капиталом, в том числе американским, как, например, в случае с ВТБ. Вряд ли новые хозяева будут заинтересованы в развитии российской экономики. Возникает естественный вопрос: а что же будет делать правительство, когда оно распродаст все имущество? Как оно собирается содержать после этого армию, финансировать науку, образование, здравоохранение, выплачивать пенсии? Или оно планирует продать и своих граждан, как некогда продавали крепостных, вместе с землей и ее богатствами?

Мощь советского времени

Представленный правительством 3-х летний бюджет не может решить ни одной острой проблемы страны, и экономика будет вынуждена и дальше тащиться по той же колее кризиса. Средств, заложенных в данном бюджете, возможно было бы достаточно для страны с населением 60-70 млн. человек при условии, что она не обладала бы такой огромной территорией и такой сложной инфраструктурой, как Россия. Для России, чтобы поддержать статус супердержавы и приступить к решению больных тем и вопросов, требуется бюджет минимум в 3-4 раза больше. Сегодня бюджет России скукожился до объема примерно равного бюджету одного штата США, такого как Нью-Йорк.
Вспомним советское время. Тогда бюджет СССР фактически был соизмерим с бюджетом США, а бюджет РСФСР в разы превосходил бюджет любого государства Западной Европы. Денег хватало на все - и на развитие экономики, и на поддержание обороноспособности, и на науку, и на решение социальных проблем, и на оказание братской помощи странам социалистического содружества и развивающимся государствам. Специальные фонды общественного потребления обеспечивали бесплатность медицинского обслуживания, образования, поддержку детства, материнства, пенсионеров и ветеранов. Оставались стабильными цены на основные продукты питания и услуги. Советское общество фактически не сталкивалось с такими проблемами как безработица, организованная преступность, бандитизм, коррупция, наркомания и другими язвами, разъедающими и развращающими сегодня душу русского человека.
 На каждую пятилетку утверждались планы социально-экономического развития страны, в которых устанавливались директивные задания по всем отраслям, начиная от введения промышленных гигантов, до строительства жилья, дорог, школ, пионерских лагерей, детских дошкольных учреждений и т.д. 

Пустота обещаний

Нынешнее руководство страны много говорит о человеческом капитале. Но, давайте, посмотрим, какое внимание власть оказывает этому человеческому капиталу. Начнем с самого начала, с самого главного – с семьи, материнства и детства. Так вот, общая доля расходов на все меры социальной поддержки семей с детьми, материнства и детства в 2011 году будет увеличена на 0,02% или на 7,4 млрд. рублей. Это в 2 раза меньше, чем в предыдущие годы. Такая политика противоречит заявленной цели улучшения демографической ситуации и неизбежно приведет к падению рождаемости. А как рассматривать решение правительства о выплате 100% по больничному листу только для тех беременных женщин, которые имеют трудовой стаж 15 и более лет? Это также относится и к больничным листам по уходу за ребенком. Можно ли назвать такое решение разумным с точки зрения демографической проблемы России? Что это – глупость или вполне мотивированное решение? 
 Может быть предложенная величина федерального бюджета для государства с 70 млн. граждан и есть стратегическая задача проводимых реформ? Иначе трудно понять логику того, что с 2011 года прекращается финансирование ФЦП «Дети России», которая была направлена на профилактику безнадзорности, помощь детям-инвалидам и детям-сиротам. К этому надо добавить, что с 2010 года отменены субсидии субъектам Российской Федерации по софинансированию ежемесячного пособия на ребенка в объеме 5 млрд. рублей, по компенсации части платы родителей за детские сады в объеме 9,5 млрд. рублей, а также прекращено финансирование детской оздоровительной кампании Фондом социального страхования в объеме 19 млрд. рублей. Таким образом, на детях правительство «сэкономило» 33,5 млрд. рублей. За годы реформ число детских дошкольных учреждений сократилось наполовину (с 87,9 до 45,6 тысяч). Число детей в них сократилось также почти наполовину – с 9 млн. детей до 5,1 миллионов. В очереди на получение места в детских дошкольных учреждениях стоит более 1,6 млн. детей. Если в советское время ежегодно с 1970 года по 1990г.г. даже в сельской местности вводилось новых дошкольных учреждений примерно на 80-85 тысяч мест, то в 2009 году введено по всей России таких учреждений всего лишь на 19 тысяч мест. Эта позорная политика должна быть остановлена и исправлена. Мы должны возродить замечательный советский принцип: «Все лучшее – детям!», если мы хотим, чтобы у страны было будущее.
 То же самое можно сказать и о средней школе. В советское время ежегодно система образования прирастала на 200-300 тысяч школьных мест. За годы реформ дневных общеобразовательных учреждений убавилось на 1312 единиц – с 67571 до 54259. Учащихся в них было 20,328 млн. человек, теперь – 13,436 млн. человек. Число учителей сократилось с 1,44 млн. человек до 1,35 млн. человек. Недавно министр образования Фурсенко обнаружил в системе среднего образования еще 200 тысяч "лишних" учителей, которых в ближайшее время ожидает увольнение.
 Вызывает недоумение и возмущение тот факт, что в мирное время страна потеряла 7 млн. детей. Разве это не политика геноцида по отношению к своему народу? Имена инициаторов такой политики известны. Они и сегодня без устали трубят о сбалансированности и социальной направленности бюджета. Предлагаемый федеральный бюджет на 2011-2013 годы может быть приемлемым только для недругов России, но не для ее граждан. Главный финансовый закон страны четко следует наезженной колеей выживания и вымирания населения страны.
 Пагубным продолжением повышения «качества человеческого капитала», заложенного в бюджете, является и то, что с середины 2012 года должен вступить в силу закон «о коммерциализации» бюджетных учреждений. Из представленного проекта бюджета видно, что расходы на образование, культуру, здравоохранение замораживаются. В то же время тарифы на коммунальные услуги, электроэнергию, газ, ЖКХ, связь, транспорт и т.д. продолжают ежегодно расти на 15-20%. Денег на компенсацию этих услуг бюджет не предусматривает. Но это значит, что бюджетные организации будут вынуждены или «коммерциализироваться», т.е. вводить дополнительную плату населению за свои услуги, или закрываться.

Путь в никуда
 
И вообще, что можно сказать о решении социальных проблем, если расходы на социальную политику в 2011 году сокращаются на 400 млрд. рублей, на поддержку ЖКХ – на 7 млрд. рублей. Практически не растут расходы по статье «Национальная экономика». Что у нас нет проблем в экономике? Президент ведь объявил курс на модернизацию! Но о какой модернизации можно говорить, если в 2011-2013 годы инвестиционный фонд составит всего лишь 157 млрд. рублей?
 Тяжелейшее положение в аграрном секторе. В текущем году он подвергся засухе и пожарам. Собрано всего около 59 млн. тонн зерна в бункерном весе. Село задыхается от диспартета цен и отсутствия финансовых средств на приобретение техники, удобрений, семян, племенного скота и т.д. Закредитованность отрасли достигла почти 1,5 трлн. рублей. Село вымирает. С лица земли уже исчезло почти 30 тысяч сельских поселений. Деградирует земля и инфраструктура деревни. На труде крестьянина наживаются всякого рода прилипалы, перекупщики, посредники и прочие нувориши. Страна потеряла продовольственную безопасность. Недавно все эти проблемы подробно рассмотрены с участием специалистов отрасли на «круглом столе» в Государственной Думе по инициативе фракции КПРФ и на VII Пленуме ЦК КПРФ, посвященном данной теме. Выработаны конкретные рекомендации и программа возрождения русской деревни. Все эти документы направлены и президенту, и правительству. Село бьет в набат, взывая о помощи. Но власть по-прежнему остается глухой к голосу своего кормильца, выделяя на его поддержку около 1% расходной части бюджета или около 40 млрд. рублей, что на порядок меньше, чем это имеет место во всех развитых странах – США, Канада, Европа, и не только. Более 20% или около этой цифры государственных расходов Белоруссии, Китая, Казахстана, Украины идет на поддержку сельского хозяйства. У российского крестьянина радужных перспектив не просматривается. Напротив, идя на поводу у Запада и пытаясь всеми силами попасть в ВТО, российские власти пообещали снизить поддержку селу еще, примерно, в 2 раза. Выполнение данного обещания будет означать окончательные похороны отечественного производителя сельскохозяйственной продукции и всей перерабатывающей промышленности.
 Настораживает и еще одна затея власти по сближению с НАТО. Присоединение России к этому агрессивному блоку будет означать не только дополнительные финансовые расходы по унификации военных стандартов, часть из которых уже реализована в ходе так называемой военной реформы, но и возможное втягивание России в военные авантюры НАТО в Афганистане, Ираке и других горячих точках планеты. Запад, похоже, собирается за счет России решить и проблему развертывания коллективной ПРО в Европе, которая в итоге может быть использована в перспективе против ее самой. Этим планам мы обязаны поставить жесткий заслон.

Удавка на шею регионов
 
Власть обязана думать, прежде всего, о своей стране, о благополучии собственного народа, беречь каждую народную копейку, а не создавать новые проблемы. Тяжелые времена наступают и для большинства регионов страны. Ежегодно сокращается число самодостаточных субъектов федерации. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности будут получать 69 регионов из 82. Причем, методика выделения этих дотаций построена таким образом, что регионы, которые добьются повышения собственных доходов, получат дотаций в меньшем объеме. Что, естественно, не стимулирует их развитие. Правительство ставит регионы в очень сложное финансовое положение. Мало того, что, пренебрегая инфляцией, снижается объем межбюджетных трансфертов в 2011 году на 4,9%, в 2012 – на 18,7%, в 2013 году – на 5,9%, так еще регионы нагружаются дополнительными расходами, связанными с повышением заработной платы бюджетникам, увеличением затрат на страховые взносы в государственные социальные фонды, ростом расходов на услуги ЖКХ и выплату жилищных субсидий. 
 При этом надо учитывать, что доходы субъектов и муниципалитетов могут существенно сократиться. Дело в том, что повышение на федеральном уровне страховых взносов в государственные социальные фонды резко повышает налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. При укоренившейся в России практике уплаты налогов неизбежен частичный ее уход в тень. А это значит, что регионы могут не получить планируемые доходы от подоходного налога. Кроме того, увеличение акцизов, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), отмена льгот по земельному налогу и имущественным налогам неминуемо приведет к сокращению платежей по налогу на прибыль в региональные бюджеты. А ведь налог на прибыль и подоходный налог составляют главные источники доходов субъектов. Так, например, глава "Газпрома" А.Миллер заявил, что дополнительные расходы компании с учетом роста НДПИ и налога на имущество составят в 2011 году 200 млрд. рублей, и это неизбежно скажется на поступлениях в региональные бюджеты.

Программа возрождения России у КПРФ
 
Как говорится, куда ни кинь, везде клин. Нельзя согласиться с тем бюджетом, который притащило в Думу правительство. И фракция КПРФ за него голосовать не будет. Такой бюджет не может решать ни проблем бедности, ни проблем производительности труда, модернизации, создания наукоемких производств, строительства жилья, дорог и т.д., т.е. всего того, в чем сегодня особенно нуждается наша страна. И никакими корректировками бюджета, латаниями дыр существенно поправить дело нельзя. Для этого необходимо кардинально сменить социально-экономический курс, оказаться от обанкротившейся монетаристско-либеральной абракадабры. Нужна другая власть, другая команда, другие люди, которые болеют за свою страну, любят свою землю и свой народ. Для нынешней команды – это все, похоже, пустой звук. Именно о таких когда-то В.С.Черномырдин сказал: Вас хоть на попа поставь, хоть в другую позицию - все равно толку нет!
 КПРФ располагает своей научно выверенной программой выхода из кризиса. Основные ее пункты хорошо известны, в том числе и правительству. Думаю, будет уместным напомнить некоторые из них. Прежде всего, мы предлагаем национализировать природные богатства страны. Они должны работать на все общество, а не обогащать кучку олигархов. 
То же самое необходимо сделать с алкогольной и табачной продукцией. В советское время только алкогольная продукция давала в бюджет до 20% доходов. Сегодня чуть больше 1%. Почему? Кто загребает лопатой огромные суммы? Вопрос, как говорится, риторический. И речь здесь идет не столько о деньгах, сколько, может быть, в первую очередь, о качестве выпускаемой продукции, о гибели в последнее время сотен тысяч наших сограждан, отравленных поддельным зельем.
 Необходимо поставить под жесткий контроль денежные потоки. Не должно быть в стране тысячи банков, которые в основном для экономики ничего не делают. Это, образно говоря, зачастую просто финансовые насосы для перекачки средств в оффшоры или обналичивания денег. В стране должен быть Государственный банк, Сбербанк, несколько отраслевых банков типа Агробанк, Промстройбанк и т.д., и несколько, не более десятка, крупных коммерческих банков, способных вести ответственную денежно-кредитную политику.
 Надо упразднить позорную плоскую шкалу налогообложения на доходы граждан. Богатые должны платить не 13% со своих доходов, сравниваясь с рабочим, крестьянином или инженером, а 30-50%, как это принято во всем цивилизованном мире. Необходимо, чтобы владельцы акций с дивидендов платили не 9%, а хотя бы 15-20%. Это будет вполне справедливо. 
 Давно пора покончить с коррупцией, которая в стране приобрела форму национального бедствия и увода огромных сумм денег. Экспертные оценки указывают, что эти суммы сопоставимы с расходной частью федерального бюджета. Именно на эти деньги нуворишами приобретается за рубежом дорогая недвижимость, спортивные клубы, роскошные яхты, средства массовой информации и т.д.
 Важно и другое, а именно умение профессионально распорядиться располагаемыми ресурсами, правильно выбрать приоритеты, определить точки роста и т.д. Этим должны заниматься настоящие профессионалы, прошедшие жизненную школу, понюхавшие производственного пороху, ученые, а не некие «теоретики» от рыночной экономики, прочитавшие 2-3 книги без должного внимания. Всего этого недостает нынешней власти. Отсюда постоянные корректировки бюджетов, недофинансирование даже приоритетных национальных проектов, распыление средств, обвальное выделение средств в конце года, когда освоить их уже практически невозможно. О безобразном исполнении федерального бюджета можно судить хотя бы по финансированию федеральных целевых программ (ФЦП) в 2010 году. Большая часть из них по истечении 8 месяцев профинансирована от 16 до 42%. А расходы на реализацию приоритетных национальных проектов в 2011 году снижаются на 32%.
 И, наконец, самое главное. В стране такого масштаба как Россия управление экономикой не может вестись в ручном режиме президентом или председателем правительства, будь у них хоть семь пядей во лбу. Здесь без планового государственного регулирования не обойтись. Страна должна развиваться по научно разработанным планам с постановкой целей и ориентиров. Сегодня Россия напоминает слепого с плохим поводырем, который сам заблудился и не знает где выход. 
Реализация программы КПРФ без сомнения выведет Россию из кризиса. Только осуществление указанных мероприятий могло бы увеличить доходы федерального бюджета в несколько раз. Этих средств хватило бы не только на модернизацию, которой сотрясают воздух власти, но и на технологическое обновление промышленности, поддержку крестьян, решение социальных вопросов, детства, материнства, поддержки малоимущих, ветеранов и пенсионеров. Однако нынешняя власть никогда на кардинальные изменения своей политики не пойдет, поскольку служит интересам не трудового народа, а тех, кто его грабит - олигархии. 
Мы убеждены, и еще раз хочу это подчеркнуть, что только смена социально-экономического курса, смена принципов и команды управления экономикой и социальной сферой может возродить могущество России, вернуть чувство хозяина на своей земле человеку труда. Обеспечить конституционное право на достойную жизнь всем слоям общества. И федеральный бюджет, его доходная и расходная части должны быть главным инструментом в достижении желаемых целей. Вот почему мы не приемлем представленный правительством бюджет и предлагаем свое видение формирования главного финансового документа страны, указывая источники пополнения доходной части и основные направления использования расходной части бюджета. Время обязательно подтвердить правоту нашей точки зрения, ибо она исходит из интересов народов России.

В.И.Кашин,
зам.Председателя ЦК КПРФ,
зам.председателя Комитета Государственной Думы
по природным ресурсам,
природопользованию и экологии,
академик РАСХН



Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: С КПРФ - к новым вершинам в науке!

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Первый секретарь МК КПРФ Николай Васильев выступил на Общероссийском открытом партийном собрании

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
День космонавтики

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов: Несанкционированное размещение стройотходов в Химках должно быть ликвидировано!

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: памятник Ленину в Ларцевых Полянах давно требует реставрации


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда