Доступное образование, не безобразная реформа

Принимаемый сегодня закон «Об образовании» фактически закрепляет социальное и интеллектуальное неравенство в рамках всей системы обучения. Для основной части учащихся учебная программа будет строиться на основе государственного стандарта, включающего только четыре обязательных предмета. Педагоги, учащиеся и родители в один голос заявляют, что подобная реформа не только разрушает школу, но и ведет к росту социальной напряженности. С просьбой прокомментировать данную тему мы обратились к руководителю парламентской фракции КПРФ в МОД, первому секретарю МК КПРФ Николаю Ивановичу Васильеву. 

- Николай Иванович, какие цели ставят перед собой те, кто проводит реформу образования?

- Как отметил Г.А. Зюганов, реформа образования ведет к деинтеллектуализации и разрушению классической русской советской образовательной системы, без которой никакой выход из нынешнего кризиса невозможен.

Для многих уже очевидно, что за ширмой «реструктуризации» образовательного процесса партия власти взялась за приватизацию госсобственности, стараясь избавиться от ответственности за образование. Реформаторы превращают процесс обучения из целостной системы в достаточно лоскутное, осколочное, фрагментарное образование. По-настоящему именно в этом и заключается основная идея перестройки образования. Но для начала реформаторы поставили задачу избавиться от наследия советской системы образования, и сегодня считающейся одной из лучших в мире. Разрушительные процессы затронули базовые основы дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования, которое ускоренно переводится на коммерческие рельсы и лишается государственной поддержки. Чтобы сделать процессы в образовательной сфере необратимыми, образовательная система начинает функционировать на основе утвержденных государством стандартов. Новый госстандарт образования для старшеклассников будет внедряться с 2013 по 2020 год, а вот в младших классах реформированный учебный процесс начнется уже в сентябре этого года.

- А что стоит за новыми стандартами образования?

- Школьная программа будет состоять из базовых предметов и дополнительных. Если в учебном плане старшеклассника сегодня 19 предметов, то новый образовательный стандарт предписывает всего четыре обязательных дисциплины: физкультура, ОБЖ, спорный предмет «Россия в мире» и загадочный индивидуальный проект. Плюс к этому по выбору: родной язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, общественные науки, естественные науки, искусство. Ни о каком углубленном изучении предметов речь вообще не идет. Учащийся из шести необязательных предметов может записаться не более чем на два профильных курса. Очевидно, что стандартизация приведет к снижению интеллектуального уровня и грозит непредсказуемыми последствиями. В социальном же плане образовательная система весьма удобна для новых хозяев жизни, которым нужны послушные исполнители, знающие только свои обязанности, но не способные критически оценивать происходящее и уж, тем более, к организованному протесту. Кстати, в выступлениях некоторых олигархов можно слышать призывы к сокращению численности студентов вузов. А после того как фактически ликвидированы профессионально-технические училища - кузница рабочих кадров, наверху заговорили о подготовке рабочих высокой квалификации. Так что, как представляется, новый стандарт образования внедряется партией власти на волне рыночных реформ именно с корыстными целями.

- Разве сфера образования не сможет раскрыть свой потенциал в условиях рынка?

- Правительством принят закон ФЗ № 83, на основе которого школе предписано жить по правилам рынка. Целевые установки школы, таким образом, связывают прежде всего с сиюминутными интересами бизнеса. Благодаря образовательным госстандартам работник будет воспитываться как раз в соответствии с рыночным спросом. Сможет ли такая реформированная школа воспитывать завтрашних королевых, келдышей, мичуриных? Думается, нет.

В советской же школе, ориентированной на перспективное развитие общества, учебный процесс фокусировался на постановке мышления. Ведь за базовыми предметами стояла наука. А сегодняшние стандарты образования нацелены на отучение принимать логически обоснованные и творческие решения. Однако, если либеральные реформаторы школы, переводя образование на коммерческие рельсы, будут и дальше ориентироваться на шаблонное мышление, как это видно, например, по ЕГЭ, то о модернизации XXI века можно попросту забыть. Показателен такой результат опроса: 32% россиян уверенно считают, что Солнце вращается вокруг Земли. КПРФ, выражая интересы основной части населения, активно выступает за то, чтобы образование воспитывало именно человека мыслящего, а не запрограммированное на получение личных выгод и прибыли существо, безразличное к состоянию общества и мира…

- Видимо, в выигрыше от реформы образования будут одни педагоги, которые повысят свои доходы…

- Сегодня почти четверть педагогов получают зарплату меньше прожиточного минимума. Однако с лета 2011 года реформаторы решили, что учителю будет лучше, если зарплата будет состоять на 70% из базового оклада и на 30% из «стимулирующих» выплат: за классное руководство, за ведение кабинета и проверку тетрадей, за ведение не входящих в базовый курс занятий, репетиторство и т.д.! Таким шагом чиновники не мотивировали, а разочаровали учителя. Получается, что все услуги в сфере образования, которые до этого считались негосударственными и давали дополнительные средства, должны будут проходить через бухгалтерию школы. Соответственно средняя заработная плата учителя теперь будет рассчитываться с учетом оказания этих услуг. К тому же новая система оплаты труда в сочетании с переходом на подушевое финансирование образовательной сферы неизбежно ведет к интенсификации труда педагога и в основном к снижению доходов.

- А самой-то школе удастся нарастить благополучие, ведь все деньги она сможет тратить по своему усмотрению?

- Действительно, закон «Об образовании» вводит новую схему финансирования, предусматривающего, что школа будет не только самостоятельно распоряжаться всеми деньгами, но и еще самостоятельно их изыскивать, прежде всего за счет коммерциализации образовательных услуг, не относящихся к базовым учебным программам. Однако реформаторский лозунг о расцвете образования при рынке на деле оказался лишь пустой фразой. За годы реформаторских экспериментов уже закрылось большое количество школ, прежде всего так называемых малокомплектных. А где они находятся? На селе. Удар наносится именно по сельским школам, по системе профобразования, по педагогическим кадрам, по фундаментальной науке, по творческому потенциалу. По оценкам ряда экспертов, в ближайшие три года будет ликвидировано еще более половины действующих образовательных учреждений различной направленности, безработными станут от четверти до трети учителей старших классов.

- Расскажите о том, что конструктивно можно противопоставить такому курсу.

- В выступлениях жителей Подмосковья одно из наиболее популярных требований связано как раз с противодействием реформе образования Фурсенко. В рамках Народного референдума, инициированного КПРФ, ведется подписная кампания против разрушительного курса, в частности за отмену ФЗ № 83, на основе которого школу превращают в коммерческое предприятие. Коммунисты представили на обсуждение альтернативный вариант законопроекта об образовании, в котором рассмотрена целая программа приоритетных действий по возрождению образования. Опираясь на мировой и советский опыт, предлагается кардинально изменить целевую направленность учебных планов, сблизить их с наукой и производством. Естественно, образование должно войти в ареол государственных интересов и быть доступным для населения вне зависимости от достатка. КПРФ предлагает повысить статус и соответственно оплату профессии учителя. Студенчество также должно получать достойные стипендии и льготы. Затраты на образование должны составлять не менее 7% от объема ВВП, и они окупятся для страны сторицей.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: С КПРФ - к новым вершинам в науке!

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Первый секретарь МК КПРФ Николай Васильев выступил на Общероссийском открытом партийном собрании

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
День космонавтики

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов: Несанкционированное размещение стройотходов в Химках должно быть ликвидировано!

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: памятник Ленину в Ларцевых Полянах давно требует реставрации


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда