В.И.Кашин о новом правительственном законе о валютном регулировании: Что в лоб, что по лбу!

38260

Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, заместителя председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И.Кашина 5 апреля 2011 года на пленарном заседании при обсуждении в первом чтении законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле".


Уважаемые коллеги!


Обратите внимание, что и представитель правительства, и, в еще большей мере, представитель профильного комитета выступили с очень скоромными докладами. Тем самым они как бы хотят подчеркнуть, что речь идет о технических поправках, которые не затрагивают концепции закона. На самом деле это далеко не так. К сожалению, они умолчали о главном: финансовые регуляторы никак не могут остановить катастрофическое бегство российского капитала за рубеж, какие бы способы они не принимали для решения этой проблемы.

Авторы законопроекта утверждают, что данный законопроект усилит контроль за вывозом капитала из страны. Предлагается это сделать путем включения в понятия «валютные операции» трансграничных переводов валюты как резидентов, так и не резидентов. Дескать, таким образом можно осуществлять контроль за процессами, происходящими во внешнеэкономическом секторе экономики, проводить взвешенную внешнеторговую, денежно-кредитную, финансовую и валютную политику Российской Федерации, определять стратегию в области валютного регулирования. От полноты учета потоков движения капитала зависит степень точности платежного баланса Российской Федерации и т.д. С этой целью соответствующие поправки вносятся в статьи 1,9,10,12,13,26 закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

Если не вдаваться глубоко в смысл поправок, то действительно может показаться, что сделан какой-то шаг вперед по наведению порядка с бегством капитала из страны. Да, теперь резиденты, т.е. граждане России, будут обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Вот и весь запретительный запал. Кстати, это положение вносит дополнительную коррупционность в закон, давая возможность чиновнику фиксировать или не фиксировать такие уведомления или перечисления.

Других существенных новаций не замечено. Все либеральные положения действующего закона сохраняются. Так, например, в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств. Сохраняется возможность резидентам открывать счета (вклады) и в валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Ну и что с того, что налоговые органы будут знать об этом?!

В соответствии с частью 1 статьи 13 закона и нерезиденты теперь не только вправе открывать банковские счета на территории Российской Федерации (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации, но и выводить российскую валюту за рубеж. Т.е. возможности для вывоза валюты даже расширяются.

Получается как в той поговорке: что в лоб, что по лбу. Разницы между старой и новой редакцией закона с учетом поправок, фактически ни какой. Создана некая дымовая завеса, которая скорее поможет бежать за рубеж не только валюте иностранной, но и российской.

Хочу напомнить, что в действующем законе "О валютном регулировании и валютном контроле" в статье 9 остается неизменным положение, какие валютные операции запрещены. Остаются неизменными и те 19 исключений, которые как раз и позволяют уплывать денежкам за рубеж. Поэтому бегство валюты как было массовым, таковым оно и останется.

По данным Центробанка только из-за перевода по фиктивным операциям с ценными бумагами наша страна потеряла в прошлом году около 29 миллиарда долларов. Это превышает годовые расходы бюджета на образование, науку и сельское хозяйство вместе взятые. Механизм простой: компания открывает счета за рубежом, отправляет на предоплату деньги, покупает якобы товары, услуги, ценные бумаги. Фактически в страну ничего не приходит, но капитал таким нелегальным путём уплывает.

Ещё примерно 40 миллиардов долларов Россия потеряла из-за отрицательного баланса инвестиционных доходов, что сравнимо с оборонным бюджетом страны. В этом случае тоже никакой высшей математики. Это результат вложения наших средств в западную экономику. Например, Центробанк размещает примерно 500 миллиардов долларов в иностранные активы, в то же время у нас корпоративный сектор привлекает примерно те же 500 миллиардов долларов из-за рубежа. Казалось бы все поровну. Но тут, как говорится, есть один нюанс. И заключается он в разнице кредитных ставок. 500 миллиардов долларов мы разместили примерно под 1 процент годовых. Это дает доход около 5 миллиардов долларов. Наш корпоративный сектор привлёк 500 миллиардов долларов в среднем по ставке 9 процентов годовых, и должен заплатить около 45 миллиардов за стоимость кредита. В итоге получилось минус 40 миллиардов долларов.

Обращает на себя внимание еще одна загадочная строка в отчёте Центрального банка под названием «Чистые пропуски и ошибки». Наверное, именно сюда относятся и не контролируемые потоки капитала, которые нельзя нормально учесть. Так вот по этой статье в 2010 году утекло из страны 8 миллиардов долларов. Итого за год потери составили по всем статьям около 78 миллиардов долларов.

С 1995 года потери от фиктивных операций составили 274 миллиарда долларов. Отрицательный баланс инвестиционных доходов добавил ещё около 250 миллиардов долларов. А «ошибок и пропусков» набежало аж на 115 миллиардов долларов. Итого общие потери за полтора десятка лет реформ составили 640 миллиардов долларов. Это намного больше золотовалютных резервов страны. Причём с каждым годом эти потери растут с ускорением.

В этой ситуации разговор нужно вести не о совершенствовании валютного контроля и регулирования, как нам предлагают авторы, а о катастрофической ситуации, сложившейся не просто с оттоком, а с реальным бегством капитала из нашей страны, и какие реальные меры необходимо принимать, а не имитировать их.

Если правительство всерьез намерено бороться с бегством капитала, оно должно было предложить другие меры, другой законопроект. Все финансовые потоки должны регулироваться и строго контролироваться одним государственным органом в лице Центрального банка или Внешэкономбанка. Как это было при советской власти. Тогда многие страны брали пример с Советского Союза. Должно быть четкое законодательство, установлена строгая ответственность за нарушение финансовой дисциплины, как для резидентов, так и для нерезидентов…

Но в рамках нынешнего либерального курса вряд ли стоит надеяться на наведение порядка в этой сфере. Слишком много находится при власти тех, кто заинтересован ловить рыбку в мутной воде. Посмотрите, какие огромные доходы у некоторых министров или у их жен, которые зачастую нигде не работают. Куда им девать эти деньги? Кто скупает по всему миру недвижимость, виллы, яхты?… Это не рабочий и даже не предприниматель средней руки. Это те, кто присвоил себе деньги из бюджета, из карманов наших граждан за счет недоплаты заработной платы, нищенской пенсии, бешенного роста цен, тарифов и т.д. Поэтому и появляются вот такие законы, в которых заинтересованы исключительно богатые, олигархи, коррупционеры и всякого рода мошенники.

В данном случае, как видим, правительство проявляет заботу не о государственном интересе или интересе большинства граждан, а об олигархическом капитале. Для него сегодня всё делается, чтобы никаких препятствий не было, и в любой валюте, включая рублёвую, открывать в любом месте, в любой стране счета, вклады, чтобы решать свои частные проблемы. Все это наносит громадный вред и нашей экономике, и социальной сфере.

Правительству давно следовало бы задуматься над тем, почему деньги бегут из страны, почему с таким трудом иностранные инвестиции приходят в нашу экономику. Например, в такие страны как Китай, Вьетнам, Индия иностранный капитал не заманивают, он сам туда идёт. Более того, в этих странах для иностранных инвестиций зачастую требуется обязательное одобрение правительства, ограничивается доля участия в капитале компаний, в которые вкладываются иностранцы. И, тем не менее, приток инвестиций огромен. Российское правительство дошло до того, что практически сняло все барьеры иностранному капиталу. Более того, последние инициатив вообще абсурдны: разрешено иностранцам практически без всякого одобрения вкладывать до 25 процентов в капитал наших стратегических предприятий. Такого нигде нет. Но иностранные инвестиции продолжают буксовать. Иностранный капитал готов идти лишь в нефтянку, банки, торговлю и отдельные монополии, где он видит перспективу неограниченного увеличения цен. Например, в электроэнергетике, где тарифы растут темпами, которые являются заманчивыми для иностранного инвестора.

Причина такого положения известна. Россия стала криминальным государством, где господствуют взятки и откаты. Коррупция проникла во все поры общества. Чехарда с законодательством. Посмотрите, что творится у нас с налоговой базой. Совсем недавно представители "ЕДИНОЙ РОССИИ" нас убеждали вместе с правительством в том, что необходимо поднять ставку единого социального налога с 26 до 34 процентов. Чуть погодя немного отыграли, дали возможность ряду отраслей эту ставку платить в прежнем размере. На днях президент заявил, что вообще повышения налога не будет и необходимо вернуться к прежней ставке 26 процентов.

Или посмотрите на эту чехарду с пенсионным возрастом. Министр финансов говорит: повышаем пенсионный возраст. Коллеги его говорят: не повышаем пенсионный возраст. Можно ли представить иностранного инвестора, который смотрит на весь этот бардак и при этом быть готовым вкладывать в него деньги. Как может инвестор, имея свободные деньги, вкладывать их в нашу российскую экономику, находясь как будто на пороховой бочке, не понимая, что правительство завтра внесёт? Сегодня они внесли ограничения по валютному регулированию и контролю, завтра вообще отменят все переводы. Иностранные инвесторы не понимают, как можно вообще при таких условиях не то что инвестировать, а вообще жить и работать в России.

Все эти законы технические, не технические, которые нам предлагает правительство, мы считаем не просто вредными или невредными, они бесполезные в современных российских условиях.

Хочется обратиться к тем, кто приносит подобные законы в парламент. Может быть хватит смешить мир своими инициативами. В конце концов, займитесь делом, наведите порядок в ценообразовании, в оплате труда, умерьте аппетиты олигархов, прекратите необоснованный рост тарифов, поддержите умирающую деревню, повернитесь лицом к нищему учителю и врачу, к армии… Тысячи нерешенных проблем, которые требуют немедленного решения, а не сочинения бесполезных бумаг.

Наша фракция не будет голосовать за бесполезные законы. Спасибо.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
  • Вконтакте
  • Комментарии: 0
  • Facebook:
Ваше имя:
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код:
Читайте также
Константин Черемисов: Нужно выходить народу на улицы и стоять до последнего, до Победы!
К.Н. Черемисов выступил на всероссийской акции протеста 2 сентября 2018 года.

В.И. Кашин: Увидеть за деревьями лес
Выступление Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам В.И. Кашина на парламентских слушаниях: «Проблемы и перспективы законодательного регулирования многоцелевого использования лесных ресурсов».

Кандидат на пост губернатора от КПРФ представил предвыборную программу в Балашихе
Константин Черемисов встретился с избирателями в микрорайоне Железнодорожный городского округа Балашиха.



Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Программу научно-технического развития АПК – в жизнь

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
П.Н. Грудинин: Мы на пороге великих перемен

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Кому и зачем понадобилась пенсионная реформа?

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Константин Черемисов: Спасибо всем жителям Подмосковья за поддержку!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, Председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы
Итоги выборов в Подмосковье: КПРФ укрепляет позиции

Сергей СОСУНОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Власть и мусор: жителям Подмосковья пообещали «генеральную уборку». Чего ожидать?


 

контакты

Телефоны:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57
Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
105066, г. Москва,
ул. Ольховская,
д. 16, корп. 6, 2-й этаж

Все данные

Отделения КПРФ в Московской области:

партийная пресса

  • "Подмосковная правда", МК КПРФ
  • "На русском рубеже", г.Щелково
  • Газета "Советская Коломна"
  • Газета "Позиция", г.Королев

 

  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда