В.И. Кашин: Государству следует серьезно заняться восстановлением рыболовного флота и всей рыбной отрасли

Выступление заместителя председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, заместителя Председателя ЦК КПРФ, академика РАСХН В.И.Кашина 11 мая 2011 года на Правительственном часе, посвященном вопросу состояния рыбной отрасли.



Уважаемые коллеги!

Прежде чем остановиться на состоянии дел в рыбной отрасли, отмечу, что наша рыбная нива, подобно шагреневой коже, постоянно сужается. Сужается по причине разбазаривания морского шельфа, постоянного загрязнения рек и озер. Вклад в это делают и коммунальные службы, и энергетики, и нефтяники. Напомню, одной из главных причин загрязнения водных объектов является состояние и объемы сбрасываемых сточных вод. Ежегодно сбрасывается в поверхностные объекты сточных вод более 51 млрд. м3, в том числе загрязненных 18 млрд. м3, нормативно чистых 31 млрд. м3, нормативно очищенных только около 3 млн. м3 очищенных. Примерно лишь на 20% коммунальных очистных сооружений страны решены вопросы обезвреживания и утилизации осадка сточных вод. В подавляющем количестве створов рек загрязненность вод квалифицируется как "загрязненная" и "грязная", а в реках Ока, Кама, Томь, Иртыш, Тобол, Миасс, Исеть, Тура, Урал - как очень грязная. Даже вода Невы загрязнена нефтепродуктами в 3-5 раз выше нормы, в некоторых местах и в 10 раз. Критическая экологическая ситуация сложилась в бассейне реки Амур. По показателям химического состава воды рек Амур и Аргунь на отдельных участках являются непригодными даже для рекреации, а рыба, обитающая в этих водах, не может являться продуктом питания человека. По данным Росгидромета только 11-13% всех водных объектов находятся в состоянии экологического благополучия. Общий объем загрязнений от нефтедобывающей отрасли сейчас составляет 1,2 млрд. тонн нефтеводяных эмульсий, значительная часть которых попадает в водоемы. Строятся новые нефтепроводы, в том числе и проходящие через или близи рек и озер. Например, строятся нефтеналивные терминалы в Приморье вблизи заповедников, в Ленинградской области нефтеналивной порт, не предусмотрев инфраструктуры по ликвидации разливов нефти и т.д. Все это не может не вызывать тревогу и обеспокоенность.

Что касается рыболовной и рыбоперерабатывающей отраслей экономики, то и как экономику страны в целом, их постигла та же участь полного развала. По сути, сегодня производственно-логистической структуры по переделам рыбной индустрии в стране нет. Работает федеральный координирующий орган - Росрыболовство, но в хозяйственно-производственной сфере преобладают экономически и организационно обособленные предприятия, не способные действовать в составе единой и конкурентоспособной цепочки добавленной стоимости. То есть в рыболовном комплексе России имеется координирующая надстройка без интегрированного промышленного базиса. Сложившаяся организационно-экономическая структура рыболовного комплекса России неконкурентоспособна и непроизводительна, и не позволяет решить задачу инновационной модернизации.

Два параметра представляются критически важными для оценки реального положения дел: во-первых, состояние материально-технической базы рыболовного флота - оно сориентировано преимущественно на добычу рыбы, а не переработку отечественными предприятиями, во-вторых, низкий мультипликатор добавленной стоимости в рыболовном комплексе России.

Касаясь материально-технической базы, необходимо отметить, что за время так называемых реформ число судов сократилось в два раза и на сегодня составляет около 2,5 тысяч единиц. Практически все они полностью изношены (износ 70%), срок эксплуатации свыше 20 лет. Только 25 судов, срок эксплуатации которых меньше 10 лет. За два последних года поступило в рыболовный флот 68 судов, только 2 из них новостроя, списано 252 единицы. Анализ показывает, что добывающий флот в наибольшей мере сокращен по следующим позициям:

плавбаз осталось - 12% от уровня 1991 года;

обрабатывающих судов - 18%;

больших добывающих судов - 30%;

крупнотоннажных и среднетоннажных судов приемно-транспортного флота - 53%;

рефрижераторов - 30%.

Другими словами, наш рыболовный флот стал преимущественно малым и маломерным. Он утратил важнейшие переделы и функции - обрабатывающую, приемно-транспортную и рефрижераторную. Рыболовный флот потерял современную структуру, в рамках которой при взаимодействии переделов акцент делается на углубленную промышленную переработку улова. Поэтому при нынешней структуре флота возникла системная диспропорция между выловом и переработкой морских биоресурсов, вследствие чего закрепляется сырьевая направленность и экспорт рыбы со слабой степенью переработки и низкой величиной добавленной стоимости. Рыболовный комплекс страны оказался организационно и экономически раздробленным, децентрализованным, не способным обеспечивать целостность всей цепочки добавленной стоимости от улова до реализации готовой рыбопродукции.

Критически децентрализованный рыболовный комплекс России неконкурентоспособен и не в состоянии решать задачи, связанные с продовольственной безопасностью страны, организацией полноценного белкового питания населения, ликвидацией проблемы белкового дефицита. При этом надо сказать, что разрушению подвергся не только морская составляющая рыбной отрасли, но и малый флот и рыбные хозяйства - рыбхозы, которые вели промысел на реках и озерах, других водоемах. Только, например, в Астраханской области из 120 существовавших ранее рыбхозов, не осталось ни одного. В советское время добывалось более 8 млн. тонн рыбы и морепродуктов, сегодня по статистике официальной - 3,7 млн. тонн. Но это вместе с морской капустой и другими морепродуктами. Собственно рыбы добывается около 1,2 млн. тонн. Поэтому если раньше потребление рыбы составляло 21 кг на человека в год, то теперь – около 9 кг. И здесь правительству надо бы разобраться со статистикой и оперировать сопоставимыми цифрами, а не пытаться создавать благостную картину.

Рыболовный флот России утратил статус крупного заказчика новых, технологически передовых рыболовных судов, и прежде всего больших добывающих, обрабатывающих, приемно-транспортных и рефрижераторных. В советское время суда строились на верфях Ленинграда, Николаева, Хабаровска, Петрозаводска, Волгограда, Ярославля, Рыбинска, Благовещенска, Астрахани, Азова, Николаева-на-Амуре. Сегодня эти верфи не работают.

Наряду с признаками деградации материально-технической базы рыболовного флота на неконкурентоспособность нынешней организационно-экономической структуры рыболовного комплекса России указывает низкая величина мультипликатора добавленной стоимости (отношение валовой добавленной стоимости рыболовства к стоимости выловленных первичных биоресурсов), которая к тому же постоянно снижается. Сегодня эта величина составляет около 1,05.

Для сравнения отметим, что мультипликатор добавленной стоимости рыболовного комплекса США - 7,75. То есть российский “рыбный” мультипликатор в 7,7 раза меньше величины аналогичного американского показателя. Соразмерно тому меньше покупательная способность рыболовного комплекса России, ниже потенциал и объем его технических и технологических заказов, ресурсы и возможности инновационной модернизации, НИР и НИОКР.

Для рыбохозяйственного сектора экономики присущ массовый характер непроизводственных издержек, связанный со значительной ролью теневых операций. В российских водах продолжается хозяйничанье браконьеров и контрабандистов - наших и зарубежных. Ущерб, наносимый в результате контрабанды морепродуктов экономике России, огромен. По оценке ФСБ, общий объем вылова, который ежегодно переправляется в иностранные порты или перегружается в море на суда перекупщиков, превышает 3 млн. тонн. Т.е. величина потерь соизмерима с тем объемом рыбопродуктов, который поступает на внутренний рынок.

Производственная деятельности рыбопромыслового флота и организаций рыбохозяйственного комплекса носит криминальный характер с грубейшим нарушений существующих правил и норм, квалифицируемых Уголовным кодексом РФ как тяжкие и особо тяжкие преступления в сфере экономики (в частности, хищения, мошенничество, легализация преступных доходов и др.). О высокой степени криминализации рыбной отрасли говорят свыше 9 млрд. рублей прямых хищений внутрироссийскими компаниями и свыше 104 млрд. рублей хищений, выявленных у участников внешней торговли рыбной продукцией. Таким образом, свыше 30% участников внешней торговли рыбной продукцией и свыше 11% внутренней причастны к совершению тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономики.

В частности, из 8322 юридических лиц - участников рыбохозяйственной деятельности только 3309 четко идентифицируются существующей системой отраслевого мониторинга как юридические лица с заполненными полями ИНН и названиями. Среди данных компаний свыше 11% являются криминальными. 385 юридических лиц из числа конкретных владельцев и арендаторов судов, а также юридических лиц, принимающих у рыбопромысловых судов рыбную продукцию, имеют признаки совершения тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономики. Ими совершается прямых хищений и легализации преступных доходов от незаконной реализации рыбной продукции на теневом рынке в объеме свыше 9 млрд. рублей.

Очевидно, что столь масштабные хищения и контрабанда приводят к резкому искусственному увеличению себестоимости рыбной продукции, в силу чего общая годовая прибыль (до налогообложения) всех предприятий отрасли колеблется в диапазоне 3 млрд. рублей, а внутренние цены на отдельные виды рыбной продукции конечного спроса по результатам анализа последних годов превышают мировые в 1,2-1,5 раза. При этом рыбодобытчика вынуждают сдавать улов по 10-13 рублей за килограмм, а в магазинах она стоит от 130 до 350 рублей. Министр нам говорит, что 20% от розничной цены получают рыбаки. Ничего подобного, рыбакам, как и крестьянам, за свой труд достается в лучшем случае 8-10%. А во всем мире, как верно заметил министр, это соотношение 50 на 50. Давайте дадим рыбаку хотя бы 30 рублей за килограмм, 30 рублей – переработке и торговле, и тогда розничную цену можно было бы снизить в 1,5-2 раза! Фракция КПРФ внесла на рассмотрение палаты законодательную инициативу с таким предложением, но думское большинство «Единой России» остается глухим к нашим предложениям. Давайте, господин министр, будем вместе добиваться реализации этой схемы, если, судя по вашему выступлению, эта проблема и вас волнует.

Масштабная криминализация внешней и внутренней торговли рыбной продукцией наносит огромный ущерб экономике страны, значительно снижает эффективность рыбной отрасли, усиливает дисбаланс экспортно-импортных операций.

Правительство РФ, как бы заботясь пополнением бюджета, вместо наведения порядка в рыбном хозяйстве, не нашло ничего лучшего, как ввести плату за любительскую рыбалку. К этому причастна и Государственная Дума в лице депутатов «Единой России». Именно они голосовали за принятие новой редакции Водного кодекса, позволяющего передавать в частное владение водные объекты, а также за соответствующие поправки в закон «О рыболовстве». Поправки, расширяющие полномочия владельцев водоемов и определяющие порядок любительской и спортивной рыбалки были подписаны президентом Дмитрием Медведевым в декабре 2010 года. Согласно новым положениям, организуются торги мест рыбалки, и собственники, выкупающие водоемы и отдельные места рыбной ловли, получают право заключать договоры об "оказании возмездных услуг в области любительского и спортивного рыболовства", то есть продавать так называемые "фиш-карты", без которых рыбалка на частных участках запрещена. Раньше такого требования не было, и рыбак мог отказаться от навязываемых ему туристических услуг.

Наша фракция предупреждала правительство, что такие поправки в закон нарушают конституционное право граждан на беспрепятственный доступ к водным объектам и вызовут массовый протест рыбаков-любителей. Этот протест не заставил себя ждать после того, как руководитель Росрыболовства А.Крайний, который сегодня выступил перед депутатами с докладом, в интервью «Российской газете» заявил, что «…уже в ближайшие годы любительская рыбалка у нас будет приносить в бюджеты в 2,5-3 раза больше, чем промышленное рыболовство". Протест рыбаков-любителей принял массовый характер. Самыми многочисленными митинги стали в городах на Волге - Казани и Самаре. В Татарстане акция протеста стала самой массовой за последнее время: на площадь к Дому правительства, по разным оценкам, пришло от трех до пяти тысяч человек. Митинги состоялись в Челябинске и Калининграде. В Москве акция на Пушкинской площади собрала около полутора тысяч человек.

Рыбаков попытались успокоить. А.Крайний встретился с премьер-министром Владимиром Путиным. Между чиновниками состоялся следующий диалог. "То есть за рыбную ловлю вы с нас, с меня как рыбака-любителя, деньги драть не будете?" - спросил Путин. "Не только с вас, но у нас примерно 20-25 миллионов рыбаков-любителей - и ни с одного из них деньги браться не будут", - уточнил Крайний. "Таких коварных планов у вас нет?" - не успокаивался премьер. "У нас их и не было никогда", - заверил главный по рыбалке.

Но это, как всегда, только слова. На самом деле все идет в соответствии с принятыми новыми законодательными нормами. Организуются торги мест рыбалки, оформляется аренда водных объектов, как поганки растет число всякого рода «фирм» и «компаний», которые готовы оказывать так называемые услуги рыбакам-любителям. Разве откажутся новые «владельцы» рек и озер обогатиться на «халяву»? Конечно, нет! Трудно сказать, как пополниться государственный бюджет, но карманы жулья отяжелеют, это точно. Вместе с тем им следует помнить, что вряд ли рыбаки согласятся с грабежом. Движение сопротивления будет нарастать. И это движение рыбаков, которых в России 15-25 миллионов, может стать таким же массовым, как и движение автомобилистов, если не шире.

Необходимость наведения порядка в отрасли, ее декриминализации, преодоления технологического, экономического и организационного отставания ставит на повестку дня вопросы системной и организационной модернизации рыбохозяйственного комплекса России.

В первую очередь необходима полноценная вертикальная интеграция отрасли. Форма ее может быть разной, но наиболее эффективной представляется интеграция в форме государственной Общенациональной корпорации, объединяющей все переделы рыболовного комплекса от улова до реализации готовой продукции. Т.е., помимо Федерального агентства “Росрыболовство”, должна быть и Общенациональная рыболовная корпорация. При вертикальной интеграции исключается еще одна напасть – это посредники, которые сегодня вносят существенный вклад в цепочку формирования добавленной стоимости.

Государству следует серьезно заняться восстановлением рыболовного флота и всей рыбной отрасли, всей материально-технической базы отрасли, включая восстановление мощи флота. Необходимо запустить в работу судостроительные верфей, обеспечив их заказами, что, помимо указанной задачи, позволит решить в значительной мере и проблему безработицы.

Государству следует не уходить куда-то на обочину, а активно включаться в работу, покончить с браконьерством и другими разбазариваниями общенародных рыбных богатств России. В этом его задача и предназначение.

Надо законодательно защитить интересы рыбодобытчиков, труд которых и опасный и тяжелый. Этот труд должен достойно оплачиваться. Рыбаки не батраки!

Мы обязаны более внимательно относиться к сохранению окружающей среды. Во главу угла следует ставить не прибыль, не сиюминутный интерес, а сохранение здоровой среды обитания и человека, и животного мира, и обитателей водной стихии.

Надо принять новый Водный кодекс, внесенный на рассмотрение в Государственную Думу фракцией КПРФ, и отменить все поправки к закону «О рыболовстве», которые нарушают конституционные права наших граждан – любителей рыбалки. В первую очередь от них страдают ветераны и пенсионеры, которые и без того еле сводят концы с концами.

Каждый, для кого посидеть с удочкой на берегу озера или речки – почти праздник, должен иметь такую возможность. Для таких людей это отдых, слияние с родной природой, ощущение быть частью ее. Власть же желает сделать так, чтобы для большинства рыбаков-любителей вместо этого стала реальностью известная народная поговорка: Рыбка плавает по дну - не поймаешь ни одну. В этом еще раз проявилась сущность российской власти, которая действует в интересах не большинства народа, а кучки людей, ослепленных жаждой наживы. Фракция КПРФ выступала и будет категорически выступать против любых попыток ущемления конституционных прав наших граждан.

Спасибо!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: С КПРФ - к новым вершинам в науке!

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Первый секретарь МК КПРФ Николай Васильев выступил на Общероссийском открытом партийном собрании

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
День космонавтики

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов встретился с членами семей участников СВО в Можайске

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: памятник Ленину в Ларцевых Полянах давно требует реставрации


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда