Михаил Леонтьев: Новый этап развития наукоградов

22420

Московская областная Дума поддержала проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации" и в Федеральный закон "О науке и государственной научной технической политике".

Внесенные изменения комментирует заместитель председателя Комитета по экономике, предпринимательству и инновационной политике Московской областной Думы Михаил Леонтьев:

«Законопроект вызывает повышенное внимание научной общественности региона, поскольку в Подмосковье сконцентрировано более половины наукоградов России.

Московская область стала базовым регионом РФ для экспериментальной отработки механизма управления инновационной деятельностью и государственной политикой в отношении наукоградов -  уникальных, в своем роде, объектов управления – территорий, на которых в концентрированном виде сосредоточены интеллектуальные ресурсы, нуждающиеся в особом внимании со стороны государства. Даже появление термина "наукоград" связано с Московской областью, конкретно с городом Жуковский.

В соответствии с первой редакцией Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации», принятого в декабре 1998 года, статус наукограда присваивался Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации на срок до двадцати пяти лет муниципальному образованию, имеющему градообразующий научно-производственный комплекс, одновременно утверждалась программа его развития.

В таком порядке статус был присвоен первым городам-наукоградам: Обнинску и Дубне, а в последующем - городским округам Фрязино, Реутов, Королев.

В 2004 году Государственная Дума приняла Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, в соответствии с которым присвоение статуса наукограда было отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации, а срок установления статуса стал составлять 5 лет. В результате создалась парадоксальная ситуация, при которой срок действия статуса у наукоградов, получивших его после 2004 года, закончился ранее, чем срок действия статуса тех муниципальных образований, которые получили его на основании указов Президента. Процедур же подтверждения статуса установлено не было, и до последнего времени существовала неопределенность по вопросу: удастся ли сохранить статус, например, подмосковному Пущино, в отношении которого в 2011 году было принято повторное постановление Правительства Российской Федерации, теперь уже о сохранении статуса наукограда, но опять сроком на 5 лет.

Понятно, что такая ситуация вызывала озабоченность органов местного самоуправления наукоградов, руководства организаций, составляющих их научно-производственные комплексы, органов государственной власти Московской области.

Поэтому проект федерального закона, предполагающий, что статус будет присваиваться на десятилетний срок с правом его продления, мы, безусловно, поддерживаем.

Кроме того, законопроектом уточняются критерии для присвоения статуса наукограда, включая характеристики научно-производственного комплекса муниципального образования.

Однако, хочу отметить, что отношение руководителей наукоградов и научной общественности к данным критериям неоднозначно, так как есть опасения о невозможности дальнейшего подтверждения наукоградами своего статуса. И в основном это связано с тем, что сформулированные в законопроекте критерии ориентированы на моногорода и не учитывают реальные структурные изменения, которые происходят в городах-наукоградах при интенсивно развивающихся сферах услуг и торговли, строительства и других отраслей, не связанных с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Положительная динамика социально-экономического развития других секторов экономики муниципального образования, не оказывающая негативного влияния на перспективы инновационного развития и уровень научно-технического потенциала, вместе с тем, отрицательно сказывается на соответствии муниципального образования указанным критериям присвоения статуса наукограда, так как ведёт к уменьшению удельного веса показателей отгрузки, численности, балансовой стоимости основных фондов научно-производственного комплекса наукограда по отношению к другим секторам экономики муниципального образования. Вместе с тем, предлагаемое Союзом развития наукоградов, уменьшение количественных значений критериев, характеризующих уровень научно-технического и инновационного потенциала муниципального образования, может привести к ситуации, когда развитие социально-культурной сферы не будет одновременно сопровождаться должным развитием научно-производственного комплекса данных городов. Не секрет, что сегодня в ряде наукоградов между градообразующим предприятием и самим городом нет взаимовыгодных отношений, содействующих развитию научно-производственного комплекса. Поэтому, считаю, численные показатели следует уточнить, опираясь на данные сплошного статистического наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства, которые не были учтены при подготовке данного законопроекта.

В соответствии с проектом для создания дополнительных возможностей по поддержке научной и инновационной деятельности органами местного самоуправления  в закон «О статусе наукограда Российской Федерации» вводится статья  «Осуществление органами местного самоуправления поддержки научно-технической и инновационной деятельности на территории наукограда», предусматривается  создание  научно-технического совета наукограда, в который будут входить представители как органов местного самоуправления, так и организаций научного комплекса. Тем более, хочу отметить, такие советы уже функционируют во многих городах-наукоградах

Меняется система государственной поддержки наукоградов. Ранее средства направлялись на так называемое развитие социальной инфраструктуры. Но правильнее, наверно, сказать не на развитие, а на поддержку, так как тех незначительных средств, которые выделялись, хватало, чтобы устранить часть аварийных ситуаций, возникающих, например, в сфере образования, здравоохранения. Согласно внесённым изменениям, теперь средства будут направляться на развитие инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры, обеспечение инвестиционной привлекательности наукограда.

Предоставление трансфертов из федерального бюджета предлагается осуществлять по результатам конкурсного отбора представленных наукоградами проектов, направленных на создание или развитие инновационной инфраструктуры наукоградов. Правила конкурсного отбора проектов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Введение конкурсов по отбору финансируемых проектов  должно стимулировать наукограды к осуществлению конкретных мероприятий, направленных на развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности, а, в конечном счете, к последовательному переходу на режим устойчивого бездотационного социально-экономического развития.

Несомненно, наличие статуса наукограда повышает привлекательность городов не только для российских, но и для иностранных инвесторов. Однако, без существенной реальной государственной поддержки развитие науки сегодня невозможно».

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
  • Вконтакте
  • Комментарии: 0
  • Facebook:
Ваше имя:
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код:
Читайте также
ВЛКСМ – 100 лет!
В Московской области проживает большое количество людей, которые помнят и чтут Комсомол, которые были комсомольцами, для них очень важна эта дата.

Открытое письмо Волощук Л.А. Президенту РФ
Таких больниц, как наша, по России – тысячи! Мы и многие из них нуждаемся в реальной защите и помощи!

Вести из Воскресенска
Каждую неделю по вторникам жители Воскресенского района приходят на прием к первому секретарю Воскресенского РК КПРФ А.Н. Смурову.



Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Программу научно-технического развития АПК – в жизнь

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
П.Н. Грудинин: Мы на пороге великих перемен

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Кому и зачем понадобилась пенсионная реформа?

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Лекарственное необеспечение

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, Председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы
Итоги выборов в Подмосковье: КПРФ укрепляет позиции

Сергей СОСУНОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Власть и мусор: жителям Подмосковья пообещали «генеральную уборку». Чего ожидать?


 

 

контакты

Телефоны:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57
Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Все данные

Отделения КПРФ в Московской области:

партийная пресса

  • "Подмосковная правда", МК КПРФ
  • "На русском рубеже", г.Щелково
  • Газета "Советская Коломна"
  • Газета "Позиция", г.Королев

 

  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда