Почему конфликтуют муниципальные районы и поселения?

30670

Тема взаимоотношений муниципальных районов и поселений, их конфликтов или «дружбы» безусловно связана с теми проблемами, которые кроются в системных проблемах организации местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону №131 была введена двухуровневая система местного самоуправления: муниципальные районы и поселения. По мнению многих экспертов практика реализации этого закона показала неэффективность введенной системы. Это связано и с нерациональным использованием бюджетных средств, идущих на содержание двух параллельных структур местного самоуправления, и с тем, что имеет место дублирование полномочий по решению отдельных вопросов местного значения. Ряд экспертов предлагает сосредоточить вопросы местного значения, которые также нуждаются в определенном уточнении, только на одном уровне – поселенческом. А муниципальные районы преобразовать в территориальные органы государственной власти. По мнению экспертов, преобразование районных муниципальных органов в районные органы государственного управления разрешило бы проблемы и с разделением полномочий, и с их дублированием, и с противостоянием двух уровней местной власти по широкому кругу вопросов. Такое решение позволило бы, с одной стороны, укрепить местное самоуправление и, с другой - повысить статус районных органов управления как представителей государственной власти на территориях. Освобождение районных органов от функций самоуправления позволило бы также оптимизировать их структуру – сократить общее количество чиновников, предположительно, на 20% и уменьшить финансовые расходы на управленческий аппарат. Стоит отметить, что в результате введения двухуровневой системы количество муниципальных образований Московской области увеличилось в 5 раз.

Тем не менее, двухуровневая система местного самоуправления остается фактом, порождая иногда конфликтные ситуации нечеткостью и неопределенностью формулировок. В связи с этим в Комитете по местному самоуправлению Мособлдумы, Конгрессе в настоящее время рассматриваются предложения, поступающие с мест, по внесению изменений в статьи ФЗ.

Так, в настоящее время рассматриваются предложения по совершенствованию используемой терминологии и разграничению полномочий. Что имеется в виду? В статье 14 Федерального закона № 131 перечислены вопросы местного значения поселения, а в статье 15 – вопросы местного значения муниципального района. В ряде случаев (порядка 25 вопросов) формулировки практически идентичны, что затрудняет определение границ ответственности каждого уровня власти в соответствующей сфере.

Другой неурегулированный вопрос связан с возможностью передачи полномочий по соглашениям между различными уровнями муниципальных образований. Такая передача, по логике вещей, должна влечь за собой изменение структуры органов местного самоуправления, как минимум исполнительно-распорядительных.

Другая сторона этого вопроса связана с объемом передаваемых полномочий. В ФЗ говорится о части полномочий, однако что понимается под термином «часть» — не уточняется. По данным Минрегиона, к 2010 г. 16830 поселений (или 77,9% всех поселений России) заключили соответствующие соглашения с муниципальными районами. При этом около 10,6 тыс. поселений (63% общего количества) соглашениями передали на уровень муниципальных районов от 1 до 5 вопросов местного значения, 23,2% поселений — от 6 до 10 вопросов местного значения, 10% поселений — от 10 до 20 вопросов местного значения, 3,8% поселений — более 20 вопросов местного значения. Получается, что у ряда поселений практически полностью отсутствуют полномочия по решению вопросов местного значения, т.к. они передаются на уровень района. Такая практика приводит к росту иждивенческих настроений в поселениях.

В связи с этим, представляется обоснованным предложение установить некий перечень полномочий, которые поселения должны исполнять только самостоятельно. Если муниципальное образование не имеет возможность осуществлять такой минимально определенный перечень полномочий, возникает закономерный вопрос о целесообразности существования такого муниципального образования.

Надо сказать, что Федеральный закон № 131 практически не предоставляет полномочий региону в регулировании вопросов местного значения. Хотя необходимость расширить полномочия субъектов Российской Федерации в сфере организации местного самоуправления, укрупнения муниципальных образований в зависимости от численности населения, собственных доходов бюджетов поселений, давно назрела. В связи с этим, Комитетом рассматривается предложение о внесении изменений в ФЗ, наделяющее субъекты Российской Федерации правом своими законами определять конкретные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Это только некоторые проблемы, но и они ясно показывают несовершенство существующего законодательства о местном самоуправлении, которое во многом является следствием поспешного его принятия, без учета мнений экспертов, без широкого всестороннего обсуждения. Однако, такая практика, как мы видим, является обычной для современной власти России.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
  • Вконтакте
  • Комментарии: 0
  • Facebook:
Ваше имя:
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код:
Читайте также
Многочисленный митинг прошел в Электростали
24.08.2018 в Электростали прошел митинг против пенсионной реформы.

«Единая Россия» не умеет проигрывать
Выборы Главы Лотошинского района прошли в условиях жесткой конкуренции.

Сон учительницы Марьи Ивановны накануне выборов…
Часы показывали 3 часа утра, но Марья Ивановна до сих пор не сомкнула глаз.



Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: Увидеть за деревьями лес

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
П.Н. Грудинин: Мы на пороге великих перемен

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Кому и зачем понадобилась пенсионная реформа?

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Константин Черемисов: Спасибо всем жителям Подмосковья за поддержку!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, Председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы
Итоги выборов в Подмосковье: КПРФ укрепляет позиции

Сергей СОСУНОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Власть и мусор: жителям Подмосковья пообещали «генеральную уборку». Чего ожидать?


 

контакты

Телефоны:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57
Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
105066, г. Москва,
ул. Ольховская,
д. 16, корп. 6, 2-й этаж

Все данные

Отделения КПРФ в Московской области:

партийная пресса

  • "Подмосковная правда", МК КПРФ
  • "На русском рубеже", г.Щелково
  • Газета "Советская Коломна"
  • Газета "Позиция", г.Королев

 

  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда