Водные богатства России: состояние, проблемы, решения

1076810

(Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И.Кашина 18 октября 2012 года на парламентских слушаниях по теме "Совершенствование правового регулирования использования водных ресурсов и общераспространённых полезных ископаемых")

Россия - великая водная держава. По объему речного стока мы уступает только Бразилии. И это, величие должно накладывать особую ответственность в конкретной деятельности, что касается охраны, использования, бережного рачительного отношения к водным ресурсам.

Напомню, что в мире нарастает дефицит доступа к чистой воде. Сегодня каждому четвертому человеку на планете не хватает стакана чистой воды. По прогнозу экспертов ООН к 2025 году дефицит воды будут ощущать около 3 миллиардов человек, т.е. более половины человечества. Исходя из этого, имея в виду глобальные отношения, в которые Россия вступила через систему ВТО и через многие другие договора, мы должны понимать насколько может вырасти интерес к нашим водным ресурсам.

Но проблемы с обеспечением водой существуют не только в глобальном масштабе, они затрагивают и Россию. Дело в том, что распределение поверхностных и поземных вод у нас по территории неравномерно. Центральный регион, южные регионы, приволжские регионы страны, которые густо заселены (около 80% населения страны сосредоточены именно в этих регионах) имеют всего-навсего до 10% тех водных ресурсов, которыми располагает наша страна. Поэтому особую значимость приобретает регулирование водных ресурсов, их рациональное использование.

Назову несколько цифр использования водных ресурсов для хозяйственных целей. В общем балансе расходов тепловая и атомная энергетика составляет 37%, агропромышленный комплекс – 24%, ЖКХ – 18%.

Т.е. основной потребитель водных ресурсов - это энергетика, богатейшая отрасль, которая породила за время «реформ» десятки долларовых миллиардеров. Но беда не в этом, а в том, что ее все в больших масштабах прихватывает иностранный капитал, что реально грозит для нашей страны потерей суверенитета. Сегодня многие генерирующие мощности уже принадлежат иностранным компаниям даже не на 50%, а на все 70-80%. Меняется руководство российских компаний, российские инженеры заменяются иностранцами. Получается так, сначала развалили единую энергосистему, приватизировали по дешевке, теперь продают. И огромные барыши, вместо государственной казны, утекают за рубеж. Новые хозяева водных ресурсов устанавливают свои правила, они диктуют и тарифную политику, и так называемые социальные стандарты водопользования, которые собираются в ближайшее время ввести для населения. Уже сегодня на рынке вода по стоимости не меньше нефти. В то же время наши сотрудники, кто оберегает, кто охраняет водные ресурсы, кто всё делает для того, чтобы удержать хоть как-то на плаву сегодня и кадры, и ситуацию не довести до катастрофы, получают копейки.  Федеральный бюджет на поддержку водного хозяйства выделяет мизерные суммы…  С этим нельзя мириться. Пора здесь наводить порядок, в том числе и в законодательном плане, продумать налоговую политику, разработать соответствующие целевые программы, которые бы работали комплексно на сохранение нашего уникального водного ресурса.

Нехватка средств катастрофически сказывается на экологии. Большинство очистных сооружений городов и поселков построены еще в довоенные и 50-е  послевоенные годы.За последние 9-10 лет объем водопотребления сократился к 1985 годув два с половиной раза,а сброс вредных веществ увеличился в 1,6 раза.Например, в таком подмосковном городе как Дзержинск очистные сооружения введены в 1936 году! Можно только догадываться, какие идут стоки с этих сооружений. Есть и хорошие примеры в Подмосковье, например, города Орехово-Зуево, Троицк. Заслуживает особого внимания то, что сделано в Санкт-Петербурге. Но это крохи в масштабе страны.

Растет число нарушений со стороны промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Сегодня воротилами от сельского хозяйства строятся мощные свиноводческие комплексы. Как правило, без очистных сооружений. Стараются строить в междуречье, куда все отходы вываливаются, а далее они попадают в овраги, реки и т.д. Народ стонет во многих регионах из-за этого безобразия. Кстати, законодательно эта проблема не отрегулирована.

Загрязняются не только поверхностные источники, но и подземные. В настоящее время не отвечают санитарным нормам более 25% подземных источников питьевой воды.Кроме того, идёт истощение подземных вод.Ведется массовое нерегулируемое индивидуальное жилищное строительство коттеджей, домов и т.п.  Каждый второй из них имеет свою скважину. В московском регионе, в сопряженных областях депрессивные воронки достигают 130 метров. Водоносная кровля водоносного горизонта уже ниже водоносного горизонта. То есть истощение идёт такое и такими шагами, что становится опасным. Катастрофа надвигается очень серьёзная.

Хочу несколько слов сказать по водным проблемам аграрного сектора. Совсем недавно этот сектор обладал примерно 6 миллионами гектар орошаемых земель. Выражаясь образно, до 1985 года мы шли ноздря в ноздрю с Соединенными Штатами Америки, чуть-чуть им уступая. Но они свои мелиорируемые гектары сегодня довели до 16-17 миллионов гектар, а мы за эти 20 лет всё разорили,  с трудом насчитываем около 1 миллиона гектар. И как теперь бороться с засухой? И не только с засухой. Разрушение системы мелиорации привело к деградации земли, утрате землей плодородия, ее гумусовых мощностей, это опустынивание земли и т.д.

На этом направлении необходима серьезная государственная поддержка. У нас есть ряд хозяйств, которые сумели самостоятельно все сохранить и приумножить, в том числе и в вопросе мелиорации. Недавно, в поездке по регионам я побывал на Ставрополье, на Рязанщине, Северной Осетии, Краснодарском крае. Есть прекрасные хозяйства, с высокой культурой земледелия, со своей переработкой, со  своими асфальтовыми и кирпичными заводами. Там получают высокие урожаи, люди - приличную заработную плату.

Касаясь сегодняшней тематики, надо отметить, что треть населения, которое употребляет неочищенную, без всякой подготовки воду, это, конечно, сельское население. На селе катастрофа. Из колодцев уходит вода. Во многих регионах людям доставляют привозную воду для питья и других нужд.

Я это говорю для того чтобы ещё и ещё раз те, кто сегодня держит в руках финансовые рычаги, не просто представляли экологию как некуювиртуальность, а чтобы помнили, что это конституционная обязанность обеспечить гражданам благоприятную для проживания окружающую среду, в том числе и чистую воду. Эта обязанность, в соответствии с Конституцией РФ, правительстваи государства. И, когда мы видим, что на экологию выделяются крохи, которые никоим образом не решают обозначенных проблем, мы бьём в колокола, объявляем SOS, говорим об угрозе безопасности населения. Мы и тактеряем 300 тысяч человек ежегодно от неблагоприятной экологии. Завтра с грязной питьевой водой возвратим болезни, которых полтора-два века не было в стране, и уже возвращаем. Потому что есть водоемы, которые прихвачены и незаконно огорожены.Туда санэпидстанцию не пускают. Я сталкивался с этой проблемой в Оренбурге, где вообще дефицит питьевой воды.

В этом смысле необходимо налаживать системную работу по всей стране, чтобы мы не сбрасывали в таких объемах загрязненных вод в реки, озера, другие водоемы.

Еще один очень болезненный вопрос – это земельный фонд водного хозяйства. Земельный фонд водном хозяйствесегодня - это дно реки или озера. Обрубили землю по береговой линии. Возникает вопрос: а кто хозяин в водоохранной зоне? Непонятно! Миллиардер долларовый или какой-нибудь «авторитет», или воришка, просто негодяй?Именно такие людизастраивают водоохранные зоны, береговую линию уничтожают экосистемы и фауну. И это ведь позволил законодатель, он открыл в значительной мере эту брешь, эту калитку. А распахнули ворота настежь нувориши посредством взяток и т.п.

Рассматривая экологические проблемы, нельзя обойти молчанием последние трагические события, повлекшие гибель людей. Это - Крымск, Дагестан. Перед этим - саяно-шушенская трагедия. Большинство этих трагедий связано с состоянием гидротехнических  сооружений.

Сегодня государственный реестр фиксирует только малую часть гидротехнических сооружений. Почему? Потому что, принимаются только те сооружения, которые имеет соответствующую документацию, и они гарантируют безопасность этих сооружений. А все остальное функционирует,  как говорится, само по себе. Можно с уверенностью говорить, что к некоторым сооружениям 100 лет рука человека не прикасалась. Здесь надо наводить порядок, провести инвентаризацию всех гидротехнических сооружений. Все они должны находиться под соответствующим контролем - федеральном, региональном или местном, чтобы не могли повториться трагедии подобные Крымску.

Эксперты считают, что около 50 миллиардов рублей потребуется, а может и больше на восстановление города. А чтобы предотвратить трагедию, необходимо было затратить 1,5 миллиарда рублей. Вот разница с точки зрения бесхозяйственности и безответственности. Но никакими деньгами нельзя оценить гибель людей.

Конечно, многое зависит от состояния законодательной базы. В портфеле Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии десятки законопроектов, которые на большинстве рассматриваемых направлений обязаны расшить законодательные проблемы.

Остановлюсь на законопроекте о нормировании. Этот законопроект направлен на стимулирование внедрения передовых природоохранных технологий. Закон достаточно сложный, системный. Он связан с нормированием выбросов и сбросов, всего того, что приводит к деградации окружающей среды. Он затрагивает промышленные, сельскохозяйственные, предприятия ЖКХ и т.д.

Страна погрязла в мусоре, в твёрдых бытовых отходах.Абсолютное большинство полигонов переполнены, сделаны с отступлением от проекта. Токсичные выделения свалок, так называемые фильтраты,проникают в грунт, отравляют подземные воды. По данной теме ко второму чтению готовится законопроектоб обращении с бытовыми отходами и отходами производства.

Подготовлены базовые изменения в Водный кодекс, включающие восстановление понятийного аппарата, важные статьи водного законодательства, повышение социального статуса работника, кто занят в водной отрасли.

Я думаю, мы будем делать всё для того, чтобы более активно и наступательно защищать наши водные ресурсы, особенно всё, что касается нашего водного питьевого комплекса, всё, что касается восстановления водоохраной составляющей.

У нас в комитете, должен вам доложить, работают энтузиасты. Байкал - это одна пятая пресной воды мира.Особенно активно по теме Байкала работает депутат М.В.Слипенчук. На международном уровне только в этом году с его участием проведено ряд мероприятий по охране Байкала, состоялось выездное заседание комитета на этом уникальном водном сокровище.

В заключение хочу обратить внимания участников слушаний на экономику водной отрасли. Что сегодня федеральный, или региональный бюджет получает от водных ресурсов? Не хочется выражаться по-народному, но как академик скажу - совсем мало, почти ничего. Но это ж несправедливо. Ну, как не стыдно тем, кто является собственником водных ресурсов, правительству и нам всем, народу? Наше богатство прихватывают. Я имею в виду производство бутилированной воды. Нашлись люди, которые этот источник прикарманили.Ну, неужели мы не можем организовать мощные заводы государственные, которые бы могли и на внутреннем рынке, и за рубеж продавать нашу прекрасную воду и пополнять бюджет соответствующим образом?Ведь, например, в Англии, Канаде или в Соединённых Штатах Америки централизованное государственное управление водными ресурсами. Нам многое надо перенять из положительного опыта других стран, и действовать в этом плане активнее. Нельзя сидеть только на нефтяной и газовой трубе. Сегодня нефть стоит 110 долларов за баррель, а завтра, если цену обвалят? Что будем делать, ведь 50% продовольствия закупаем за рубежом, тратим почти 50 млрд. долларов?

В водной отрасли, как и в других базовых отраслях, накопилось масса проблем. Складывается угрожающая ситуация. Власти надо прекратить заниматься словесной демагогией, а сесть за серьезную работу, привлекая специалистов и науку. Надо, прежде всего, провести инвентаризацию водного хозяйства, разобраться в каком оно состоянии. На основании этого материала можно приступить к выработке водной государственной политике и водной стратегии, а не филькиной грамоты, которую пытаются выдать за стратегию. Следующий этап – составление долгосрочной государственной целевой программы с реальным финансированием, сроками и ответственными исполнителями, с системой управления отраслью и разделением полномочий между различными уровнями власти. Формирование этих документов позволит определить пакет законов, необходимых для их реализации.

Уверен, если мы проявим настойчивость, политическую волю, объединим усилия всех, кто болеет за возрождения России, мы преодолеем все препятствия и решим все проблемы.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
  • Вконтакте
  • Комментарии: 0
  • Facebook:
Ваше имя:
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код:
Читайте также
Г.А. Зюганов: Комсомол – будущее нашей державы!
Г.А. Зюганов: Комсомол – будущее нашей державы!29 октября, в 100-ю годовщину со дня образования Ленинского Комсомола, комсомольцы всех поколений, коммунисты и сторонники партии возложили цветы к Мавзолею В.И. Ленина и Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены.

Бюджет колонизации
Статья Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова в газетах «Правда» и «Советская Россия».

Открытое письмо Волощук Л.А. Президенту РФ
Таких больниц, как наша, по России – тысячи! Мы и многие из них нуждаемся в реальной защите и помощи!



Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Программу научно-технического развития АПК – в жизнь

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
П.Н. Грудинин: Мы на пороге великих перемен

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Кому и зачем понадобилась пенсионная реформа?

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Лекарственное необеспечение

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, Председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы
Итоги выборов в Подмосковье: КПРФ укрепляет позиции

Сергей СОСУНОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Власть и мусор: жителям Подмосковья пообещали «генеральную уборку». Чего ожидать?


 

 

контакты

Телефоны:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57
Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Все данные

Отделения КПРФ в Московской области:

партийная пресса

  • "Подмосковная правда", МК КПРФ
  • "На русском рубеже", г.Щелково
  • Газета "Советская Коломна"
  • Газета "Позиция", г.Королев

 

  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда