Сегодня все родители, у кого есть дети дошкольного возраста, хорошо знают, какой проблемой является определение ребенка в детский сад. Речь идет даже не о том, чтобы выбрать самый лучший садик, ближний к месту жительства, работе родителей, а просто устроить ребенка в любой детский сад уже считается невиданной удачей.
Причину появления подобной ситуации эксперты объясняют тем, что на протяжении 1978-1982 годов был отмечен повышенный уровень рождаемостиисегодня рождает детей именно то поколение, которое появилось на свет в указанные годы. Бытует еще мнение, что большое количество детей было вызвано президентским призывом рожать и серьезной поддержкой государства семей с детьми. Но это далеко не так – очереди на места в детские сады появились гораздо раньше, чем стали об этом стали говорить.
Здесь можно говорить и о том, что косвенной причиной невозможности оформить ребенка в детский сад стало развитие коррупции – сегодня взятки за устройство малыша в детское дошкольное учреждение стали нормой. А если учесть то, что взяткой дело не ограничивается, и родители должны будут оплачивать детский сад на протяжении всего периода, пока ребенок будет туда ходить, то получается, что копить на детский сад необходимо с самого рождения ребенка, а то и раньше.
Это все внешние трудности, хватает проблем и внутри. Это и переполненность детских садов. В учреждениях количество человек в группе порой доходит до 30, что является прямым нарушением, так как воспитатель не может уследить за всеми малышами. Не хватает кроватей, горшков, столов, кабинок для раздевания, стульев и т.д. В большинстве регионов переполнение в детских садах достигает 30-45%.
Московская область, к сожалению, не является исключением. В очередь записываются с рождения ребенка, но и это не гарантирует родителям, что заветная путевка в положенный срок будет на руках. Наиболее остро проблема нехватки мест в детских садах Московской области стоит в районах новой массовойзастройки - это Балашиха, Красногорский район, Мытищи, Долгопрудный, Лобня, Щербинка.
Чтобы угнаться за этой демографической тенденцией, в области намечено вводить в строй места в дошкольных учреждениях опережающими темпами. Это, в первую очередь, позволит ликвидировать очередь в дошкольные учреждения к 2015 году. На решение этой задачи нужны деньги. Областной бюджет их регулярно выделяет. В частности, с начала в 2011 года более 1 млрд рублей было направлено на то, чтобы вернуть в систему образования изъятые из нее ранее помещения. Только за счёт этого возврата открыто более 12 тысяч детсадовских мест. В 2011 году принята программа «Развитие дошкольного образования на 2012 - 2014 годы».
Бюджет на новый 2013 год, принятый Московской областной Думой, сформирован также с учетом нужд сферы дошкольного образования. Таким образом, при непосредственном участии фракции КПРФ будет предусмотрено 200 млн. рублей на проектирование детских дошкольных учреждений в рамках целевой программы по развитию дошкольного образования, а это - 32 новых детских сада. Также 100 млн. рублей на закупку услуги по присмотру и уходу за детьми в частных некоммерческих организациях. Помимо этого, из федерального бюджета на развитие государственно-частного партнёрства Московская область получила еще 200 миллионов – это не считая средств, выделенных на строительство новых дошкольных учреждений.
До 2015 года в Подмосковье планируется открыть более 75 тысяч мест в дошкольных учреждениях. Средняя стоимость строительства одного места в детском саду в Центральном Федеральном Округе – 837 тыс. рублей. По поручению Губернатора в Московской области ежегодно должно строиться не менее 150 новых детских садов. С 1 декабря на основании Указа Президента РФ №599 от 7 мая 2012 годаповышена заработная плата педагогам дошкольных образовательных учреждений. Это увеличение составит 50%, таким образом, средняя заработная плата педагогов детских садов составит 28 500 рублей, и индексация данной суммы будет производиться в 2013 году.
В июне 2012 года Комитетом по вопросам образования и культуры была сформирована Комиссия по проведению мониторинга практики применения областного закона «Об образовании» в части реализации положений закона о компенсации родительской платы за содержание ребенка в детском саду.
В ходе этой работы Комиссия выявила ряд правовых пробелов регулирующих выплату компенсации родителям за непосещение ребенком детсада. И в, свою очередь, Комиссия предложила рекомендовать Правительству Московской области рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Московской области № 57/48 от 18.01.2012 года, которым установлен Порядок обращения за компенсацией, порядок ее выплаты, порядок расходования субвенций. Одним из путей решения этой социальной проблемы видится и выплата компенсации родителям, чьи дети не получили на текущий момент место в детском саду. В этой связи был рассмотрен положительныйопытгородского округа Долгопрудный, который ужеизыскал средства на данную компенсацию.
Кроме перечисленных путей решения данной проблемы представляется возможным развитие государственно-частного партнёрства. Это альтернативное направление уже внесено в Программу развития сферы дошкольного образования в Московской области на 2012-2014 гг. Суть предлагаемых мер, в том, чтобы максимально гарантировать родителям, что их ребёнок получит место в детском саду – если не в муниципальном, то в частном дошкольном учреждении. По сути, родителям нет разницы, из какого источника – государственного или частного – получать услугу, главное, чтобы качество предоставляемых услуг было одинаково высоко, а их стоимость не превышала стоимости этих услуг в муниципальном садике.
Так, за счет развития государственного частного партнерства область в 2012 году получила более 2300 новых мест. На 2013 год на развитие государственного частного партнерства область запланировала выделить 300 млн. рублей – в 3 раза больше, чем в 2012 году.
И, безусловно, решать проблему очередей в детские сады области нужно не одним путем, а комплексом методов и альтернатив. Проблема эта общая, дети, как это непорадоксально, чужими не бывают.
P.S. Пока область активно отрабатывает пути решения проблемы с детскими садами Правительство страны похоже «подкинуло» еще одну «недетскую» проблему. Речь идет о новом законе «Об образовании», который отменяет положение о том, что родительская плата за присмотр и уход за ребенком в детском саду не должна превышать 20% совокупного семейного дохода. Думаю, что это не станет приятным сюрпризом для многих семей, а в особенности для неполных и многодетных.В недоумение от таких инициатив приходят и демографы, называя закон одной из антидемографических мер, принятых в последнее время. Если сейчас демография отчасти улучшилась, то только потому, что родителями становятся дети, рожденные в начале девяностых – периоде надежд, но вскоре рождаемость вернется в прежнее русло. Властям следовало бы сделать все, вплоть до того, чтобы и этих 20% родителям не нужно было платить, чтобы улучшить демографию. Они же сейчас действуют с точностью наоборот. И как будет решаться эта проблема, пока не ясно. Думаю, дорогие родители, что к этой теме мы еще вернемся.