Подмосковье: Экологические проблемы и их решение

114928

(Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ,
Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии,
академика РАСХН В.И.Кашина
в г.Красногорске, 8 февраля 2013 года
на заседании Конгресса представительных органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований Московской области)

Уважаемые коллеги!

В начале третьего тысячелетия благоприятное состояние окружающей среды мировое сообщество вполне обоснованно расценивает как одно из основных условий выживания человечества. Будущее цивилизации стало зависеть от объединенных политики и усилий государств, направленных на выработку и реализацию комплекса мер по противодействию негативным последствиям, вызванным научно-техническим прогрессом и нещадной эксплуатацией природы, приводящим к эколого-техногенным катастрофам и их глобальным экологическим последствиям. Эти проблемы, пути их решения в последние годы нашли отражение в итоговых документах международной Конференции по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (саммит Рио+20), Монреальского и форума ООН, других международных форумов по проблемам экологии и устойчивого развития.

 

Совершенно не случайно 2013 год объявлен Президентом В.Путиным Годом охраны окружающей среды. Этому предшествовало ряд серьезных совещаний на самом высоком уровне, состоялось несколько заседаний Президиума Госсовета по проблемам экологии. И на то есть веские причины, в том числе глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды. Все эти проблемы имеют место и в Российской Федерации, ставят под угрозу ее экологическую безопасность, нарушают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. Достаточно сказать, что в более чем 40 субъектах Российской Федерации около 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха, где концентрация вредных веществ превышает предельно-допустимое значение в 6-10 раз. Остается высоким объём сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель, лесного фонда и водных объектов.

Благоприятная окружающая среда является необходимым условием социально-экономического развития общества и здоровья его граждан. Проблемы ее обеспечения прямо или косвенно затрагивают интересы каждого жителя нашей страны, и в частности Московской области, которая является одним из наиболее динамично развивающихся регионов нашей страны.

Ведь что такое Московская область? Это около 8 миллионов человек населения. Это крупные промышленные центры и наукограды - Троицк, Королев, Жуковский, Дубна и многие другие. Это российские центры космонавтики и электронной промышленности. По объёму промышленного производства Московская область занимает среди регионов России второе после Москвы место. В области работают десятки предприятий общероссийского значения пищевой промышленности, машиностроения, химической промышленности, металлургии, строительных материалов, деревообрабатывающей промышленности. В области производится оборудование тепловой и ядерной энергетики, ядерного топлива, космическая и ракетная техника, разработка твердого ракетного топлива и так далее. В этих условиях, при недостаточном внимании к сохранению окружающей среде, техногенное воздействие на природу Подмосковья не может не вызывать тревоги. Здесь отмечается преобразование природных ландшафтов, меняется флора и фауна, исчезают виды животных и растений, загрязняется почва и источники питьевой воды.

Надо прямо сказать, что экологическая ситуация в Московской области тяжёлая, загрязнены как районы, прилегающие к Москве, так и промышленные районы востока и юго-востока области. Наибольшую экологическую опасность представляют сточные воды промышленных и животноводческих предприятий, выбросы предприятий энергетики, полигоны захоронения бытовых и промышленных отходов, например, крупнейшая в Европе Тимоховская свалка, стареющие военные и особенно аэродромные топливохранилища и топливопроводы и др. Значительное влияние на экологическую ситуацию в области оказывают промышленность, транспорт и коммунальное хозяйство Москвы. Москва, получая воду с севера и запада, сбрасывает сточные воды на юг и юго-восток, вниз по течению Москвы-реки.

Возвращаясь к состоянию воздушной среды, хочу напомнить, что недавно Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации опубликовало список городов, в которых показатели загрязнения воздуха зашкаливают. Таких городов 26, в том числе и Москва. Далеко не благополучно с состоянием воздуха и в некоторых городах Московской области. В первую очередь это те, которые расположены рядом с кольцевой дорогой – Дзержинский, Мытищи, Подольск и другие, в которых ПДК превышены в 2 раза.

Необходимо отметить, что Московская область обладает огромными природными ресурсами, рациональное использование которых позволило бы не только решить многие задачи охраны окружающей среды, но и дать новый импульс экономического развития. Прежде всего, это водные ресурсы, которые включают 348 малых рек, три средних, две крупные реки. В Московской области на реках и канале им.Москвы создано 1213 водохранилищ и прудов, свыше 350 озер с зеркалом воды около 80 км² и около 1600 озер общей площадью около 50 км².

Московская область обладает и мощной минерально-сырьевой базой, включающей месторождения 18 видов полезных ископаемых. Государственным балансом Московской области учтено около 600 месторождений общераспространенных полезных ископаемых с общими запасами промышленных категорий порядка 2 млрд. м3.

Самым ценным полезным ископаемым недр Московской области являются подземные воды, имеющим стратегическое значение. Это настоящий кладезь! Область находится в зоне одного из крупнейших в Европе Московского артезианского бассейна, занимающего площадь 700 тысяч км². Ресурсами подземных вод удовлетворяется более 93% потребления области в воде хозяйственно-питьевого назначения.  При такой ситуации непонятно, почему этот ресурс не вовлекается в экономику? Ведь недра по закону принадлежат народу! А мы кому отдаем это народное богатство? Дяде, который набивает карманы, да еще и налоги не платит. Почему бы правительству области самому не заняться использованием данного ресурса? Сегодня вода питьевая стоит не дешевле, чем бензин. Вот он источник пополнения бюджета и решения назревших проблем в социальной сфере, поддержки участников войны, детей войны, пенсионеров, малоимущих и т.д. Добавьте сюда эффективное использование общераспространенных полезных ископаемых, которые добываются в 600 карьерах, это в сумме уже и есть удвоение областного бюджета.

Вместе с тем, нельзя обойти молчанием проблему загрязнения водных объектов Московской области, включая и подземные воды. Основными источниками загрязнения крупных водотоков региона являются недостаточно очищенные хозяйственно­бытовые и промышленные сточные воды городов Московской области Клин, Краснозаводск, Серпухов, Кашира, Коломна, Воскресенск, Подольск, Наро­Фоминск, Щелково, Ногинск, Орехово­Зуево и других, а также сельскохозяйственные стоки, поступающие непосредственно в реки или через их притоки. В значительной мере это результат пренебрежения строительством очистных сооружений. Дальше с этим мириться нельзя! Нельзя дальше мириться и с застройкой водоохранных территорий, что в Московской области приняло массовый характер.

Серьезная проблема сложилась и с состоянием гидротехнических сооружений (ГТС). По сроку службы лишь 5% сооружений проработали 20 и менее лет. Основная доля ГТС была введена в эксплуатацию 20­40 лет назад. От 40 до 50 лет работают 12% и более 50 лет – 7% ГТС. Если учесть, что нормативный срок службы ГТС IV класса капитальности, к которому относится большинство сооружения области, не считая принадлежащих «Мосводоканалу», составляет 40­50 лет, да и то при условии правильной эксплуатации, то около 40% сооружений уже исчерпали ресурс надежности. Сегодня 16% от всех сооружений относятся к категории неисправных, 5% – неработоспособных и 7% – аварийных. Доля неработоспособных и аварийных сооружений за год увеличилась с 8 до 12%. Таким образом, многие ГТС находятся в состоянии, которое может привести к их повреждению и даже разрушению, особенно во время половодий и паводков с соответствующими последствиями для населения.

Ситуация усугубляется безобразиями, когда в теле этих сооружений пытаются строить эллинги для плавсредств, что имело место, например, в г.Дубне. В случае аварии, разрушения плотины, 15-метровая волна водохранилища могла смыть 70-тысячный город вместе с его жителями, инфраструктурой и ядерными установками. Это была бы трагедия несравнима с трагедией Крымска. Совсем недавно удалось добиться решения Верховного Суда по этому вопросу. Но какое сопротивление надо было преодолеть, в том числе и со стороны руководства города Дубна!

На все это депутатский корпус области должен обратить самое серьезное внимание. Вопросы экологии, вопросы охраны окружающей среды должны быть постоянно под особым депутатским контролем. Под эти проблемы надо вытаскивать и федеральные деньги. Росводоресурс готов помогать, но они утверждают, что от области не поступило ни одной заявки. Ни одной! Вы должны подготовить соответствующие программы, соответствующие документы и решать кричащие вопросы, такие как состояние реки Клязьмы, водозаборных узлов, в том числе и Подольского и Озерского районов, как элементы поддержания водоносного слоя для обеспечения жителей питьевой водой. Я, как председатель Комитета по природным ресурсам, природопользования и экологии, гарантирую и поддержку нашего Комитета, и министров, которые отвечают за эти вопросы.

Вызывает большую тревогу и отношение к лесу. Лес Подмосковья это легкие Москвы. И не только! Это еще и занятость населения. Это наше богатство, если всерьез заниматься его переработкой и использованием этого богатства в интересах государства и населения. Лес может обеспечивать существенное пополнение доходов бюджета. Еще совсем недавно здесь в Подмосковье все лесхозы были прибыльными. Почему сегодня они стали убыточными? Почему сегодня в лес невозможно войти? Там, как говорится, чёрт ногу сломит. Здесь много причин, в том числе вред нанес и Лесной кодекс, принятый по инициативе «Единой России», и то, что лесной фонд Подмосковья был выведен из подчинения правительства Московской области до середины 2012 года. Сегодня леса Подмосковья возвращены области, и следует, как говорится, всем миром навалиться на решение обозначенных кричащих проблем.

Сегодня огромный кусок лесов и земель «вырезан» из карты Московской области, началось хищническое так называемое «освоение» этих территорий, которое в ближайшем будущем может серьезно пошатнуть экологический каркас нашего региона. Озабоченность и недоумение вызывает то, что и в 2013 году, определенном Президентом России как Год охраны окружающей среды, принимаются решения, упрощающие использовании не по назначению и особо охраняемых природных территорий, и лесного фонда. На значительной площади в 67 тысяч гектар присоединенных территорий находились зеленые и лесопарковые зоны, где законом было вообще запрещено строительство, включая запрет на строительство жилья, коттеджей, дач и гаражей. После присоединения ситуация изменилась кардинально. Теперь эти территории выводятся из-под регулирования лесного законодательства. Но вместо строительства дорог, инженерных коммуникаций, очистных сооружений, энергетических мощностей начинают строить только коммерческое жилье. Цель ясна – побольше урвать.

Есть еще одна беда – лесные пожары. Надо отдать должное руководству Московской области, несмотря на то, что в соответствии с Лесным кодексом леса в Московской области еще недавно относились к полномочиям Российской Федерации, в области в 2010–2011 гг. году реализован комплекс противопожарных мероприятий. Поэтому, пожаров в 2011 году было на порядок меньше, а ущерб не сопоставим с цифрами 2010 года. Более того, в программу «Экология Подмосковья» включена подпрограмма: «Повышение пожарной безопасности торфяников, расположенных на территории Московской области» с объемом финансирования из федерального бюджета более 4-х млрд. рублей, а также с софинансированием Московской области.

Нам всем надо серьезно заниматься восстановлением лесного фонда. Рослесхоз готов активно помогать, поддержку вы всегда найдете и у нашего Комитета по всем этим проблемам, но надо работать, нужны инициативы от области, конкретные предложения, конкретные проекты.

Не могу не остановиться на проблеме использования земель. Наши земли – это кладезь и источник богатств и всего живого. Но как мы их используем? В области 540 тыс. гектар пашни зарастают бурьяном, превращаясь, образно говоря, в детонаторы пожаров. Вдумайтесь в эту цифру! Ровно столько же сегодня засевается и используется. Ну, умножьте на 30 центнеров урожая с гектара. И вы  увидите, что при нынешней цене на зерно, какую можно получить прибыль. А если этот урожай перевести через переработку в молоко, хлебобулочные изделия и т.д., то вот они средства на решение социальных проблем, о которых я уже говорил.

Земли Подмосковья, как и многих других регионов страны, даже те, которые используются, подвергаются деградации из-за ненадлежащего ухода, из-за невнесения минеральных и органических удобрений, раскислителей и т.д. Приведу одну цифру. За весь 2012 год внесена 1 тысяча тонн извести на всю засеваемую площадь области?! Наибольшие потери экологического качества несут почвы Люберецкого района. Как известно, этот район прилегает к Москве и характеризуется развитой промышленностью. Сельскохозяйственные угодья района испытывают воздействие не только промышленных и автомобильных выбросов, но и осадков сточных вод, как правило, содержащих тяжелые металлы. Также большие потери экологического качества почв у Балашихинского, Воскресенского, Ленинского, Павлово­Посадского, Подольского, Раменского и Шатурского районов Подмосковья. В условиях промывного водного режима ежегодно с каждого гектара теряется около 600 кг различных элементов.

Большая беда в Подмосковье и с проблемой утилизации отходов. На территории Московской области ежегодно образуется 4,7 млн. тонн бытовых отходов. Общий годовой объем образования отходов в Московской области составляет порядке 20 млн. тонн. Несмотря на появление в Московском регионе сортировочных и отходоперерабатывающих производств, большая часть отходов Москвы и Московской области по-прежнему продолжает вывозиться на полигоны, карьеры и свалки Московской области. В результате, на территории Московской области объем накопления только бытовых отходов уже превысил 120 млн. тонн и продолжает интенсивно увеличиваться.

На сегодня запасы по объемам разрешенных захоронений составляют не более 2-3 лет. Чуть лучше ситуация в Ногинске и в Балашихе.

Проблема твердых бытовых отходов в целом в стране стоит очень остро. Сегодня, в отличие от развитых стран Запада, в России перерабатывается не более 15% отходов, все остальное складируется на полигонах, каждый год отнимая под эти цели сотни тысяч гектар земли. С этим нельзя мириться. Надо прекратить затаскивать в область экологически грязные производства с большим количеством вредных отходов. Одной из основных задач по решению проблемы с отходами является создания современной индустрии обращения с отходами. Ну, и, конечно, большая роль в решении этой проблемы отводится законотворчеству. Нужны законы, которые бы стимулировали глубокую утилизацию отходов, внедрение экологически чистых технологий и т.д.

Комитет Государственной Думы сегодня активно работает вместе с федеральным правительством над такими базовыми законами. Они содержат целый набор стимулов для разработки и реализации хозяйствующими субъектами технологических решений с новым уровнем безопасности и эффективности использования природных ресурсов.

Один из таких законов  - закон о нормировании, направленный на совершенствование системы нормирования выбросов и сбросов и построения ее на принципах наилучших доступных технологий, внедрение мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды. Построение новой системы нормирования на принципах наилучших доступных технологий должно позволить существенным образом снизить уровень выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Все мы понимаем, что без построения эффективной системы нормирования невозможно гарантировать экологическую безопасность населения, обеспечивать охрану, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в нашей стране. Закон принят в первом чтении и находится в состоянии, близком к возможности принятия его во втором чтении.

Второй законопроект об обороте отходов производства и потребления. Он также принят в первом чтении и готов к принятию во втором. Законопроектом предлагаются конкретные меры, такие как возможность заключать долгосрочные муниципальные контракты на вывоз мусора, изменение условий предоставления инвестиционного налогового кредита и ряд других. Предусматривается образование внебюджетных фондов для решения этой проблемы. Считаем необходимым ввести запрет на захоронение вторичного сырья, введение ответственности производителя продукции за ее утилизацию и определение механизма ее реализации. Кроме этого законопроект уточняет и конкретизирует полномочия региональных и местных органов власти, устанавливает требования к разработке региональных программ в области обращения с отходами.

Имеется и ряд других законопроектов, над которыми в Комитете ведется активная работа. В частности это законопроекты в области лесных отношений в части технического регулирования путем разработки технических регламентов на отдельные виды деятельности лесопереработки, стимулирования переработки древесины на территории России методами таможенно-тарифного регулирования экспортно-импортной деятельности, нормативно-технической, методической документации и документации в области стандартизации, административной и уголовной ответственности за нарушения лесного законодательства. При этом мы исходим из того, что лесное законодательство должно, с одной стороны обеспечивать сохранение и воспроизводство российских лесов, как главного природного богатства страны, уникального экологического ресурса планетарного масштаба, а с другой – создавать условия для устойчивого развития отечественного лесопромышленного комплекса, привлечения инвестиций в лесное хозяйство, повышения бюджетных доходов от использования лесных ресурсов.

Рассматривается ряд законопроектов в области водных отношений в части формирования основных направлений деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, формирование и реализацию конкурентных преимуществ Российской Федерации в водоресурсной сфере, базовых принципов государственной политики в области использования и охраны водных объектов, принятия и реализации управленческих решений по сохранению водных экосистем, обеспечивающих наибольший социальный и экономический эффект и создания условий для эффективного взаимодействия участников водных отношений.

В этой связи предстоит большая совместная работа по внесению изменений в Водный кодекс и ряд других законов. Назрела необходимость комплексного изменения Водного кодекса в целях устранения имеющихся пробелов и внутренних противоречий в его тексте, а также приведения в соответствие с нормами других федеральных законов.

Принятие этих законопроектов позволит укрепить законодательную базу в области обеспечения рационального использования, восстановления и охраны окружающей среды, защитить права граждан на охрану здоровья, благоприятную водную среду, свободный и бесплатный доступ к лесным и водным объектам.

Что касается выступления исполняющего обязанности губернатора области А.Ю.Воробьева, то можно согласиться и поддержать основные высказанные им идеи формирования областного бюджета на ближайшую перспективу. Не возражаем и против расставленных приоритетов. С особым удовлетворением воспринимается прозвучавшая мысль о приоритете в хозяйственной деятельной решения экологических проблем. Вместе с тем, хочется заметить, что, предлагая новации в системе мер природопользования с целью наполнения бюджета, надо не забывать и о другой немаловажной мере – обеспечении эффективного использования бюджета, искоренения казнокрадства и коррупции. К сожалению, область «прославилась» в этом плане на весь мир. Это не только прокурорское кришевание казино или элементарное разворовывание бюджетных средств, но и десятки уголовных дел против глав местного самоуправления. С таким багажом, если мы от него не избавимся, мы никогда не сможем вернуть былую славу Подмосковью и снова стать региональным лидером.

В заключение хотелось бы отметить, что проблемы, стоящие перед Россией и Московской областью в сфере экологии, бесспорно сложны, но они решаемы, при условии объединения усилий органов государственной и муниципальной власти, организаций и предприятий, общественных организаций и граждан. Мы обязаны сохранить для наших граждан ныне живущих, для будущих поколений цветущую планету, а не чадящую свалку мусора. Объединив усилия каждого, мы обязательно этого добьемся. И тогда мы сможем решить как долгосрочные задачи, так и, по крайней мере, задачи, решение которых поставлено в рамках 2013 года - Года охраны окружающей среды!

Спасибо за внимание!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
  • Вконтакте
  • Комментарии: 0
  • Facebook:
Ваше имя:
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код:
Читайте также
Избран новый глава Андреевки
Андреевский совет депутатов выбрал из числа своих членов нового главу поселения.

Выступление Владимира Кашина в Государственной Думе ФС РФ
Заместитель Председателя ЦК КПРФ В.И. Кашин выступил в Госдуме на правительственном часе по отчёту Министра природных ресурсов и экологии.

Годовщину контрнаступления отметили в Рузе торжественным митингом
Рузское отделение КПРФ приняло активное участие в митинге, посвящённом 77-летию начала контрнаступления под Москвой.



Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: От стратегической деградации к стратегическому развитию

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
П.Н. Грудинин: Мы на пороге великих перемен

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Кому и зачем понадобилась пенсионная реформа?

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернуть государство народу!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, Председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы
Налоги налогам рознь

Сергей СОСУНОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Власть и мусор: жителям Подмосковья пообещали «генеральную уборку». Чего ожидать?


 

 

контакты

Телефоны:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57
Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Все данные

Отделения КПРФ в Московской области:

партийная пресса

  • "Подмосковная правда", МК КПРФ
  • "На русском рубеже", г.Щелково
  • Газета "Советская Коломна"
  • Газета "Позиция", г.Королев

 

  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда