Владимир Кашин: Жажда планеты

(Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика В.И.Кашина на парламентских слушаниях по проблемам совершенствования законодательства и международного сотрудничества в сфере охраны и использования трансграничных водных объектов 17 июня 2013 года).

Наша страна вторая в мире по водным богатствам. Многие наши реки, озера и внутренние моря разделены государственной границей. Но вода не знает границ, она свободно перетекает из одного государства в другое, неся в себе и полезные, и, зачастую, вредные компоненты, нанося ущерб окружающей среде. В этих случаях совместная охрана водного объекта, использование его энергетических возможностей, биологических запасов, законодательное урегулирование возникающих проблем становится весьма актуальной задачей. С каждым годом актуальность водной проблемы только возрастает.

Дефицит ресурсов -  глобальная проблема

В начале 21 века резко повысился интерес мирового сообщества к глобальным экологическим проблемам. В основе данного феномена лежит осознание человечеством того, что главные ресурсы его развития - почва, чистый воздух, вода - близки и исчерпанию.

Это подтверждают самые авторитетные, в том числе международные организации, исследования которых рисуют тревожную картину состояния природных ресурсов и перспектив.

Одной из глобальных угроз современного развития является нарастающий дефицит водных ресурсов. Проблема водопользования в мире становится важным фактором, влияющим на экономику, социальную сферу, а также на обеспечение глобальной, региональной и национальной безопасности. Эта проблема недавно стала предметом обсуждения на секции международной безопасности научного совета при Совете безопасности Российской Федерации.

Водопотребление в мире, в том числе в производственной сфере, растет высокими темпами уже более 100 лет. Согласно данным ООН, около 700 млн. человек в 43 странах живут в условиях нехватки пресной воды, примерно 1/6 населения Земли не имеет доступа к чистой питьевой воде, а 1/3 - к воде для бытовых нужд.

По прогнозам ученых, к 2025 г., если не принимать срочных мер, без питьевой и бытовой воды могут остаться около 3 млрд. человек, а еще 2/3 жителей земного шара будут страдать от ее нехватки. Примерно между 2035 и 2045 гг. объём потребляемой пресной воды сравняется с её ресурсами.

Глоток чистой воды

По имеющимся оценкам, из всей воды на Земле пресная вода составляет только 2,5%, то есть около 35 млн. км3. При этом основная ее масса сосредоточена в айсбергах. Объём экономически доступных ресурсов пресной воды неуклонно уменьшается в результате негативных антропогенных воздействий на природные системы её воспроизводства

Экспертами отмечается, что минимально необходимое водопотребление для нужд сельского хозяйства, промышленности, энергетики и сохранения окружающей среды в настоящее время принимается равным 1700 м3 воды в год на человека. При удельной обеспеченности водой 1000-1700 м3 наступает состояние «водного стресса», при водообеспеченности 500-1000 м3 - дефицит водных ресурсов, а при уровне ниже 500 м3 - абсолютный дефицит воды.

Нехватка чистой воды способна стать причиной тяжелейших социальных проблем, связанных со здоровьем людей. Так, по оценкам Мирового Банка, 88% всех болезней в мире спровоцировано плохим качеством питьевой воды и ее нехваткой для гигиенических нужд.

Война за воду?

Известны многочисленные примеры, когда нехватка воды приводила к вооруженным конфликтам и войнам между сопредельными государствами. В последнее десятилетие конфликты и кризисы по этой причине нарастают уже в 46 странах (в них живет 2,7 млрд. человек), а в 56 странах, где проживают 1,2 млрд. человек, существует серьезная опасность политической нестабильности. В частности, с увеличением нагрузки на окружающую среду возрастает конфликтность между государствами в регионах Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии и Северной Африки.

Ограниченные водные ресурсы в бассейнах рек влияют на конкурентоспособность стран. Исходя из экономических интересов соседних государств, существует потенциальная вероятность конфликтов из-за качества воды, получаемой странами, расположенными в верхнем и нижнем течениях речных бассейнов. В этом контексте дефицит воды имеет ярко выраженный международный характер, а последствия вероятной борьбы государств за нее трудно предсказуемые.

Проблема водных ресурсов и международной борьбы за них напрямую затрагивает интересы национальной безопасности России и приграничных с нею стран. Она связана, в первую очередь, с нехваткой водных ресурсов в некоторых наиболее населенных регионах с развитой промышленностью или сельским хозяйством, негативными последствиями активного использования речного стока для ирригации, строительством водохранилищ, плотин, гидроэлектростанций и перераспределением стока, загрязнением поверхностных и подземных водных ресурсов разнообразными отходами промышленности, сельского хозяйства, бытовыми стоками и нефтепродуктами, сокращением сети малых рек и осушением болот. Все это влечет за собой системную перестройку окружающих экосистем и в целом сказывается на водном балансе страны.

Водными ресурсами эффективно распорядиться!

Россия обладает уникальным водно-ресурсным потенциалом - 1/5 общемировых ресурсов питьевой воды, что определяет ее особое место в мировом сообществе и одновременно налагает особую ответственность. Тем не менее, проблемы нехватки воды не обошли и нашу страну. Так, в 2009 г. питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, было обеспечено только 38% населенных пунктов, недоброкачественной питьевой водой - 9% населенных пунктов (в остальных населенных пунктах питьевая вода не исследовалась). Основную долю населенных пунктов, в которых не проводятся исследования питьевой воды, составляют сельские населенные пункты, обеспеченные нецентрализованным водоснабжением. Доля населения России, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в 2009 г. составила 86%.

Серьезную озабоченность вызывает состояние оросительной системы России. Эффективность использования водных ресурсов в России в 2-3 раза ниже, чем в развитых странах. Все это свидетельствует о крайне нерациональном использовании водных ресурсов и необходимости изменения государственной политики в области мелиорации земель.

Основными угрозами безопасности объектов водопользования являются загрязнение водных объектов отвалами добывающих предприятий, ливневыми и талыми водами, сточными водами ЖКХ, вырубка лесов, распашка земель, застройка жилыми и промышленными объектами охранных зон и т.д.

На мировом рынке в ближайшей перспективе особую ценность будет иметь не сама вода как ресурс, а водоемкая продукция. Рост цен на водоемкую продукцию по мере увеличения дефицита водных ресурсов неизбежен.

Представление о масштабах потребностей различных производств в воде дают несколько примеров. Производство 1 т азотной кислоты требует 80-180 м3 пресной воды, хлопчатобумажной ткани - 300-1100 м3, синтетического волокна - 1000 м3, целлюлозы - 200-400 м3, резины - 2500 м3, синтетических тканей - 2000-3000 м3.

Огромные объёмы воды потребляют энергетические установки для охлаждения энергоблоков, причём значительная её часть (до 1/3) уходит в безвозвратные потери. Так, для работы ТЭС мощностью 1 млн. кВт необходимо 1-1,6 км3 воды в год, а для работы АЭС той же мощности - 1,6-3 км3. Нижние границы этих интервалов соответствуют самому передовому техническому уровню.

Для выращивания 1 тонны пшеницы, продаваемой на мировом рынке, в среднем требуется 1 тыс. км3 воды. По водоемкости производства ввоз продуктов питания в Северную Африку и на Ближний Восток эквивалентен годовому стоку реки Нил. Необходим второй Нил, в определённом смысле «виртуальный», чтобы накормить население этого региона при нынешних технологиях производства продуктов питания.

Поэтому развитие водоемких производств в России (металлургия, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная и другие отрасли промышленности, тепловая энергетика, а также сельское хозяйство), основанных на современных водосберегающих технологиях, в условиях мирового дефицита водных ресурсов может принести стране немалые доходы. Размещать эти водоемкие промышленные производства целесообразно в северных регионах страны, в Сибири и на Дальнем Востоке, где имеется достаточное количество водных ресурсов.

Трансграничные проблемы

Одним из источников негативного воздействия на российские водные объекты являются трансграничные загрязнения. Например, в пограничных районах с Казахстаном в стоках присутствуют в основном трудноокисляемые органические вещества, соединения железа, меди, цинка и марганца, с Китаем - органические вещества, соединения железа, меди, цинка, марганца, алюминия, нефтепродукты и фенолы.

Нарастающий водный кризис в Центральной Азии порой предлагается решить с помощью реанимирования проекта строительства водного канала из Сибири в Центральную Азию. Однако экономические расчеты по данному проекту отсутствуют, включая готовность государств региона платить за воду из России реальную цену. Кроме того, по оценке российских ученых, изъятие даже 5-7% воды из Оби может привести к нарушению функционирования рыбного хозяйства, изменению теплового баланса больших территорий российской Арктики, что вызовет изменение климата на обширных территориях, нарушение экосистем Нижнего Приобья и Обской губы и утрату тысяч квадратных километров плодородных земель в Зауралье. Общий экологический ущерб в этом случае может составить миллиарды долларов.

Для реализации обозначенного в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национального приоритета «Стратегическая стабильность и равноправие стратегических партнеров» требуется последовательное принятие мер по снижению конфликтных проблем водопользования, прежде всего по периметру границ России.

В частности, представляется целесообразным своевременно изучать проблемы совместного использования водных ресурсов с соседними странами, проводить международные консультации по вопросам регулирования совместного водопользования и управления водными ресурсами трансграничных рек. Эффективное решение водохозяйственных проблем с Китаем, Монголией, странами Центрально-азиатского региона, Украиной, Белоруссией, странами Балтии, Польшей, Норвегией, Финляндией напрямую связано с национальными интересами России, обеспечением ее политической, экономической и военной безопасности.

Прежде всего, наиболее существенные проблемы в рассматриваемой сфере связаны с использованием трансграничных водотоков совместно с Китаем и Монголией.

В середине XX века начался естественный процесс перехода реки Амур в новое русло, резко ускорившийся в начале XXI века из-за действий китайской стороны. Смещение русла, по мнению ученых, может привести к смыву нескольких российских поселков и разрушению опор недавно построенного железнодорожного и автомобильного моста через Амур.

Специалисты говорят о самой настоящей гидротехнической войне. За последние 10-15 лет на китайской стороне Амура были произведены масштабные берегоукрепительные работы с возведением многокилометровых бетонных дамб, что приводит к «выдавливанию» основного русла к северу, в сторону российского низменного и легко размываемого левобережья.

Серьезную опасность экологического и экономического ущерба приграничным районам России несет китайский проект по переброске части вод трансграничной реки Аргунь (в Китае - Хайлар) в бассейн озера Далайнор, что может составить 2/3 стока р. Аргунь.

В то же время мало исследованы угрозы загрязнения бассейна Японского и Охотского морей, а также единственного в мире по своей уникальности озера Байкал, в которое впадают триста шестьдесят пять рек со стороны азиатских государств, в том числе со стороны Китая и Монголии.

Сохранить водный ресурс планеты!

Оценивая влияние водных ресурсов на национальную безопасность России и приграничных с нею стран, можно отметить следующее.

Дефицит пресной воды становится весьма существенным фактором мировой политики и обеспечения международной безопасности, требуя самого серьезного отношения к нему.

Проблема пресной воды может стать предметом жесткой глобальной политической и экономической конкуренции, что потребует упреждающих и четко выверенных действий со стороны России.

Необходимо разработать единый свод международных нормативных правовых актов, устанавливающих общие для всех субъектов международных отношений принципы пользования трансграничными водными потоками и водоемами, и механизм разрешения соответствующих международных споров. Существующие противоречия целесообразно регулировать путем сотрудничества и проведения согласованной политики в отношении совместного использования и управления водными ресурсами трансграничных рек. Принцип бассейнового управления водными ресурсами, очевидно, будет главным в международном сотрудничестве по трансграничным рекам.

На международном уровне перед Россией стоит задача содействия созданию системы интегрированного управления водными ресурсами с приграничными странами и проведения согласованной региональной и национальной политики водопользования, охватывающей различные аспекты организации, финансирования, нормативно-правового обеспечения водного хозяйства на основе выверенных эколого-хозяйственных критериев.

При совместном использовании водных ресурсов необходимо выработать такие формы сотрудничества, которые отвечали бы общим интересам. Они должны способствовать интеграции экономик стран, разрешению их социальных и экологических проблем. Сближение позиций по правовым и экономическим аспектам сотрудничества по трансграничным водотокам требует постоянного политического диалога, который должен опираться на международные нормы в этой области, опыт двустороннего и многостороннего взаимодействия.

Россия готова к такому сотрудничеству. Надеюсь, что совместными усилиями мы с этим справимся.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также

«По другому они не могут»
В городском округе Пушкинский выборы вновь попали в скандальные сводки.






 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: С КПРФ - к новым вершинам в науке!

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Первый секретарь МК КПРФ Николай Васильев выступил на Общероссийском открытом партийном собрании

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
День космонавтики

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов встретился с членами семей участников СВО в Можайске

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: памятник Ленину в Ларцевых Полянах давно требует реставрации


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда