В.И. Кашин: Земля и вода - главные источники жизни

Пресс-служба ЦК КПРФ 7240

Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН В.И.Кашина на заседании Высшего экологического Совета 12 мая 2014 года.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рад приветствовать Вас на первом в текущем году заседании Высшего экологического совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

На повестку дня мы вынесли вопрос, актуальность которого ни у кого не вызывает сомнения: «Состояние земельных и водных ресурсов. Законодательное обеспечение их рационального использования и охраны».


Земельные, водные, а также лесные ресурсы на протяжении всей истории человечества являются определяющими в жизнедеятельности народов мира. Плодородные земли, полноводные реки, с чистой водой, богатые рыбой, лесные богатства явились прочной основой для становления государства Российского. Матушка Земля и Царица Вода на протяжении веков стояли на страже независимости и самобытности русского человека, действительно ценились и даже обожествлялись.

Великие русские ученые-классики в своих трудах неоднократно писали о великой ценности, которую представляют собой земли, почвы, леса и водные системы, об их уникальных свойствах и глубокой взаимосвязи.



Основатель русского почвоведения Василий Васильевич Докучаев называл российский чернозем «благодатной почвой, которая составляет коренное, ни с чем несравнимое богатство России», а также определял приоритет рационального использования природных ресурсов: «наше незнание истощило почву», «безусловно, необходимо выработать свои сельскохозяйственные нормы, следует иметь анализы своих вод, своих земель…».

Ученым, аграриям-практикам хорошо известны многочисленные экспедиции Докучаева. Их результаты легли в основу агроландшафтного использования и Сталинского плана преобразований земель сельскохозяйственного назначения. Особым мировым достижением считается воплощенная в жизнь работа в этом плане в Воронежской области в Каменной степи. Этот опыт успешно переняли Китай и США в 40-х – 50-х годах.

Владимир Иванович Вернадский говорил: «Любое проявление природы составляет единое целое…». «Природные воды являются сложными динамическими системами равновесия, находящимися в теснейшей связи с окружающей их средой… Все, что происходит с любой водой в одном каком-нибудь месте, отражается в действительности на всей ее земной массе», а ведь это ни что иное, как круговорот воды в природе, которым в основном определяется существование различных био-, гео-, экосистем.

Но, к сожалению, времена меняются до неузнаваемости. Труды великих русских ученых, их последователей, действующих академиков РАН и их учеников уже практически власть не интересуют, а погоня олигархического бизнеса за выгодой вопреки даже законам природы приводит к оскудению и нарушению экологического равновесия.

Земельный фонд ограничен. Из 134 млн. км2, участвующие в обеспечении продовольственной безопасности земли, по усредненным данным, составляют всего 30%. Лидеры мировой экономики уже давно осознали масштаб возможных последствий утраты ценных земель и на протяжении долгого времени формируют свою земельную политику исходя из принципов максимальной охраны и рационального использования. Основы этому заложены в таких международных правовых актах, как «Всемирная стратегия охраны природы», «Всемирная почвенная хартия», «Основы мировой почвенной политики».

К великому сожалению в последние десятилетия проводится разрушительная земельная политика.

Объем инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных предприятий снизился в 5 раз, уровень государственной поддержки агропромышленного комплекса с 1990 года в среднем упал в 10 раз - до 1,48% расходов федерального бюджета, основные фонды сельхозпредприятий сократились в 4 раза, посевные площади уменьшились на 41,5 млн. га (46%).

Если сравнить размеры государственной поддержки сельского хозяйства в Российской Федерации и в других странах, то очевиден явно недостаточный объем таковой в России (4 млрд. долларов). Швеция, к примеру, при несопоставимо меньших посевных площадях выделяет 6 млрд. долларов, Япония – 64 млрд. Китай и Евросоюз, при сопоставимых площадях посевов, выделяет 147 и 108 млрд. долларов соответственно.

Уровень государственной поддержки делает российское сельское хозяйство неконкурентоспособным, особенно в условиях ВТО.

Повсеместно не соблюдается севооборот, исчезают защитные леса, земли сельскохозяйственного назначения в нарушение закона переводятся в земли других категорий.

И это лишь «верхушка айсберга». Состояние водных ресурсов ничем не лучше.

Не смотря на то, что Россия обладает уникальным водно-ресурсным потенциалом (20% общемировых запасов пресной воды) и является глобальным донором водных ресурсов, в связи со сложившейся практикой водопользования, это природное богатство может быть истощено или безвозвратно утрачено.

Сегодня мы являемся свидетелями варварского отношения к водным ресурсам страны.

Устаревшие и неэффективные технологии обуславливают значительный перерасход воды на предприятиях. К примеру, для производства одной тонны вискозы мы тратим 3 тысячи кубометров воды, а современная технология позволяет снизить этот показатель вдвое. В сельском хозяйстве капельное орошение, режим орошения и питания также сокращает в разы расходы воды. Вода используется неэффективно и в ЖКХ и в энергетике. Примеров можно привести сотни.

Кроме того, взламываются береговые линии, застраиваются водоохранные зоны, засоряются водосборные территории, неграмотно регулируется сток рек и нарушено управление водным фондом.

Известные события в Краснодарском крае, Крымске, Дальнем Востоке и других регионах, где погибли люди, нанесен огромный материальный ущерб, требуют от нас на модернизацию и новое строительство ГТС не 2-6 млрд. руб., а в разы увеличенные средства. Ликвидируя последствия бедствий, страна тратит сотни миллиардов.

Неудовлетворительное состояние объектов ЖКХ (в первую очередь городских очистных сооружений) не позволяет в достаточной мере очистить хозяйственно-бытовые стоки.

Невысокий технический уровень промышленного и сельскохозяйственного производства повышает загрязнение вод, ведь сегодня 90% сточных вод сбрасывается без очистки, либо недостаточно очищенными.

В центральных и южных районах Европейской части России водные ресурсы испытывают невероятную антропогенную нагрузку. Возле водных объектов региона, содержащих лишь 8% общероссийских запасов воды, проживает 80% населения страны и размещена основная доля промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

К примеру, на водосборной площади бассейна реки Волга, занимающей 8% территории России, проживает 61 млн. чел. И сосредоточено 50% промышленного и сельскохозяйственного потенциала страны.

Особая ситуация сегодня складывается в Крымском полуострове с обеспечением крымчан питьевой водой и поливной с/х производства. Эту проблемы необходимо срочно решать, решать грамотно, не допуская экологической катастрофы.

Кроме того, негативное состояние земельных и водных ресурсов в значительной степени усугубляется низким качеством окружающей среды.

Крайне высоким остается загрязнение атмосферного воздуха (в 2012 году было выброшено в атмосферу почти 32 млн. т. загрязняющих веществ).

Неуклонно увеличивается доля площади Российской Федерации, занятая объектами размещения отходов (Образуется 5 млрд. т./год. Накоплено 100 млрд. тонн) – своеобразного «водосбора» токсичного фильтрата, который по пути круговорота воды в природе загрязняет подземные и поверхностные воды, почвы, модифицирует и уничтожает микроорганизмы. Целые экосистемы утрачивают свойство к самовосстановлению и деградируют.

Отмечу, что даже довольно развитое земельное, водное, природоохранное, гражданское, административное, финансовое, предпринимательское и международное право в Российской Федерации не способствует изменению в лучшую сторону правоприменительную практику по рациональному и неистощительному использованию земельных и водных ресурсов.

К примеру. Статья 58 Конституции Российской Федерации провозглашает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации определяет в числе основных принципов земельного права учет земли как основы жизни и деятельности человека, приоритет ее охраны и использования в интересах общества и граждан. Пункт 2 статьи 1 Лесного кодекса провозглашает основным принципом лесного законодательства сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Тем не менее, повсеместно практикуется хищнический подход к природопользованию, земля воспринимается многими собственниками исключительно как источник наживы, повсеместно происходит захват земель лесного фонда, их нецелевое использование, незаконные рубки лесных насаждений.

Также показательным видится пример: пункт 2 статьи 45 Земельного кодекса относит к числу оснований для принудительного прекращения права владения и пользования земельным участком его нерациональное использование, порча, невыполнение обязанностей по рекультивации. В свою очередь на практике даже ценные земли сельскохозяйственного назначения могут быть полностью заброшены собственником или использоваться не по назначению и никаких санкций, а уж тем более принудительного изъятия, за этим не следует.

На протяжении 15 лет в Подмосковье из 1 млн. га пашни не использовалось 500 тыс. га. И только в 2013 году было впервые поднято 50 тыс. га залежей. А ведь точно такая же ситуация в 90% регионов России.

Даже административное и уголовное законодательство не обеспечивает исполнение закона в должной степени. Так, не смотря на усиление в 2009 году ответственности по статье 8.7 КоАП (невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв), в период с 2009 по 2012 годы количество таких нарушений выросло с 658 до 19495 случаев.

Аналогичные примеры можно привести почти по каждой статье, каждому пункту законодательства Российской Федерации, который, так или иначе, ограничивает варварское отношение к Земле – Кормилице.

Причины описанной выше парадоксальной правоприменительной практики, в принципе, лежат на поверхности – это слабое обеспечение верховенство закона и неотвратимости наказания, не знающая границ коррупция, правовой нигилизм, и конечно несовершенство законодательства.

К сожалению, олигархия и сторонники легкой наживы на народном богатстве в последнее время все чаще устремляют свои усилия на законодательное закрепление порочной практики. Ищут всяческие лазейки для обхода Конституции РФ, федерального и регионального законодательства, пытаются прикрыть законодательно свои преступные действия, совершенные в отношении природных богатств.

Так, под благовидным предлогом рационального неистощительного природопользования в Государственной Думе появился проект федерального закона № 444365-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». В совокупности с внесенным в ГД законопроектом № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» он сводит все прежние усилия по формированию эффективной земельной политики к нулю, существенно трансформируя положения земельного и смежного законодательства.

Примечательно, что разработчиком этих законопроектов выступает Минэкономразвития. Роль этого министерства нам хорошо известна и по принятому Земельному, Лесному, Водному кодексам и другим законам. Эти проводники либерализации в природопользовании не успокаиваются. Их не останавливает, что все профильные Комитета, сельскохозяйственная наука выступает против этих законопроектов. Они получили заказ и его рьяно выполняют. Ведь ответственности за конечный результат, как свидетельствуют новые истории России, они не несут.

Изначально заявленные благие намерения, заложенные в основу данных проектов, могут обернуться масштабным захватом особо ценных земель в угоду интересам ограниченной группы лиц.

Также отмечу, что без смены парадигмы земельной реформы от градостроительной направленности к осознанию, прежде всего, экологической ценности земель, повышения качества управления земельными ресурсами и создания эффективного механизма земельного контроля нам не удастся обеспечить изменить и без того не простое положение дел.

Между тем усиливаются риски нехватки продовольствия, т.к. валовый сбор зерновых в течение последних 20 лет снизился на 46 млн. т. Молока на 37 млн. т., В разы сократилась добыча рыбы, производства мяса говядины и товарной овощной продукции и картофеля. В этой связи мы вынуждены сегодня импортировать продукты питания на сумму 48 млрд. долларов, что соответствует сумме оцененной сельскохозяйственной продукции производимой в Российской Федерации.

А это свидетельствует неопровержимо о потере продовольственной независимости России. Учитывая сложную международную обстановку, экономические санкции США и ЕС в отношении России.

Нам казалось, что заседание Госсовета от 21.04.2014 года об устойчивом развитии сельскохозяйственных территорий на это обратит особое внимание, но наши надежды не оправдались, и поэтому на нашем заседании ВЭС мы снова предлагаем учесть наши предложения.

Обстановка в использовании земельного и водного фонда чрезвычайна, как и в обеспечении населения отечественными продуктами питания.

Ситуация усугубляется тем, что усиливаются процессы деградации земель – эрозии, закисления, переувлажнения, закочкаривания, заболачивания, засоления.

Объемы внесения минеральных и органических удобрений с 1990 года снизились в 5-7 раз. Поставки средств защиты растений сократились вдвое.

При том, что в 2013 году завершилась Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России», приведенные сведения отражают всю «эффективность» принимаемых решений.

Нарастают темпы оврагообразования. Площадь оврагов в России уже превышает 900 тыс. га. По экспертным оценкам наиболее активные эрозионные процессы наблюдаются в Приволжском, Южном и Центральном федеральных округах, дефляция – в Сибирском и Южном федеральном округе, засоление – в Южном и Сибирском федеральном округе.

Опустыниванием в той или иной степени охвачено 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. га. В целом по стране утрачено 41,5 млн. га пахотных и 90 млн. га пастбищных угодий.

Увеличиваются площади земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (в Тюменской области концентрация нефтепродуктов в почвах превышает допустимый уровень в 150-250 раз).

Загрязнение и нерациональное использование водных ресурсов изымает большие объемы пресных вод из питьевого, хозяйственно-бытового и сельскохозяйственного водопользования.

В мире в настоящее время около 1,2 млрд. человек проживает в условиях резкой нехватки продовольствия и воды. Если не изменить потребительское отношение к природным ресурсам на устойчивое рациональное неистощительное использование - к 2030 году под угрозой водного дефицита будут жить уже 47% мирового населения, а к 2040 году потребление воды будет равно глобальному водостоку. И не случайно идут войны за водные и земельные ресурсы. Сегодня конфликты на этой почве имеют 46 стран, включая Россию и Украину.

Совокупность описанных бед ослабляет продовольственную безопасность и снижает уровень жизни и санитарной защищенности населения.

Необходимо усиливать стратегическое планирование в области охраны и рационального использования земельных и водных ресурсов, в т.ч. посредством повышения эффективности реализации государственных программ.

В этой связи считаю необходимым заострить Ваше внимание на следующих двух программных документах - Государственной программе Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» и Государственной программе Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

Первое, что следует отметить – прослеживается опасная тенденция к урезанию расходов федерального бюджета на стратегически важные цели.

Так, финансирование Государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» уменьшено на 33 млрд. рублей. Финансирование подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» сокращено на 6 млрд. рублей, подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» сокращено на 3,1 млрд. рулей, подпрограммы «Развитие мясного скотоводства» сокращено на 3 млрд. рублей, подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» сокращено на 1,9 млрд. рублей, подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» сокращено на 285,4 млн. рублей.

По мнению Комитета, такое урезание расходов не позволит достичь цели и решить задачи, поставленные рассматриваемыми Государственными программами в целом.

Кроме того, обращают на себя внимание некоторые концептуальные положения рассматриваемых Государственных программ.

Так, одним из ожидаемых результатов реализации Федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» является ввод в эксплуатацию 840,96 тыс. га мелиорированных земель.

Принимая во внимание, что в 5 раз сократились орошаемые земли за последние 18 лет и составляют сегодня 1,5-1,8 млн. га, названные цели видятся ничтожными.

Кроме того, Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предусмотрено доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны до 55%, что является недопустимо малым показателем. Такими темпами мы потеряем и село, и сельчан.

В заключение отмечу, что Комитетом проделан значительный путь по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере. В период работы Государственной Думы 6 созыва удалось обеспечить принятие целого ряда знаковых федеральных законов, направленных на:

- совершенствование режима хозяйственного освоения территорий, подверженных затоплению и подтоплению;

- совершенствование правового регулирования учета заготовленной древесины и правового регулирования лесоохраны;

- обеспечение экологической безопасности при использовании атомной энергии;

- ликвидацию розливов нефти и нефтепродуктов в морской среде.

Однако, с учетом современных вызовов, говорить об их достаточности не приходится, в связи с чем считаю необходимым сказать о текущей работе Государственной Думы.

В портфеле нашего Комитета находится один их важнейших законопроектов - № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий», направленный на комплексное совершенствование системы экологического нормирования и обеспечения качества окружающей среды посредством внедрения наилучших доступных технологий.

Без его принятия обеспечить сокращение негативного воздействия на природу и тем более качество земельных и водных ресурсов мы не сможем.

Вторым приоритетным законопроектом в Комитете является проект федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами», название которого говорит само за себя.

Обе названные законодательные инициативы находятся в высочайшей степени готовности и есть все шансы принять их в период весенней сессии 2014 года.

Кроме того, назрела необходимость комплексного изменения Водного кодекса Российской Федерации. В качестве базы для таких изменений может быть использован проект федерального закона № 629370-5 «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу депутатами фракции КПРФ.

Принятие данного законопроекта позволит усилить обеспечение рационального использования, восстановления и охраны водных объектов и водных ресурсов, а также защитить права граждан на охрану здоровья, благоприятную водную среду, свободный и бесплатный доступ к водным объектам.

Нельзя также обойти стороной вопрос сохранения экосистемы озера Байкал. С целью улучшения ситуации в этой сфере большой круг вопросов решается проектом федерального закона № 175151-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу Байкальской природной территории».

Кроме того, в Государственной Думе сегодня ведется работа над такими важными проектами федеральных законов, как:

- № 21184-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (создание условий для развития фермерских хозяйств путем обеспечения возможности индивидуального жилищного строительства на земельных участках, предоставленных или приобретенных для ведения фермерского хозяйства.);

- № 222564-6 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (обеспечение технической и технологической модернизации, инновационного развития агропромышленного комплекса, повышение эффективности использования средств, выделяемых из бюджета на развитие сельского хозяйства.);

- № 226032-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (установление правовых основ реализации государственной социально-экономической политики в сфере сельского хозяйства, обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей.);

- № 431545-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора».

Убежден, принятие названных законопроектов после их доработки станет серьезным шагом к обеспечению должного уровня охраны и рационального использования земельных и водных ресурсов.

И всё-таки, чтобы остановить агрессивное использование земельных и водных ресурсов необходим единый государственный орган (Роскомзем), наделенный широкими полномочиями, включая надзорные.

Необходим закон «Об охране почв», который, кстати, в настоящее время разрабатывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и профильным Комитетом.

Существенных поправок требует закон «Об охране окружающей среды», Земельный, Водный, Административный и Уголовный кодексы.

Строгое целевое использование земельных, лесных, водных ресурсов, как и неуклонное исполнение закона, должны стать краеугольными камнями новой земельной, лесной и водной политики.

Решение вынесенного на повестку дня вопроса лежит в плоскости междисциплинарной, на стыке различных отраслей права.

В этой связи сегодня мы предоставим возможность выступить всем заинтересованным сторонам, осветить текущую работу, обозначить проблемы и совместными усилиями наметить наиболее эффективные пути достижения общей цели.

Приглашаю всех к активной и плодотворной дискуссии.

Спасибо!

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
  • Вконтакте
  • Комментарии: 0
  • Facebook:
Ваше имя:
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении:
Читайте также
НЕТ строительству мусоросжигательного завода!
НЕТ строительству мусоросжигательного завода!16 сентября 2017 года в Электростали прошел совместный митинг городского отделения КПРФ и инициативной группы «Чистое Подмосковье» против строительства мусоросжигательного завода на полигоне «Тимохово». На площади у памятника В.И. Ленину собралось более 250 человек, которым не безразлична экологическая ситуация в городе.

Г.А. Зюганов: Сегодня безопасность страны снова под угрозой
Г.А. Зюганов: Сегодня безопасность страны снова под угрозой2 сентября состоялось возложение цветов к Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены. Оно было посвящено 72-й годовщине Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны. Колонну под Красными знаменами возглавил Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов.

Г.А. Зюганов: Сохранение России требует смены курса. К открытию очередной сессии Государственной Думы
Публикуем Обращение Г.А. Зюганова к открытию очередной сессии Государственной Думы.

Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: Цветущему саду быть!

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Что бюджет грядущий нам готовит?

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Пенсионерам – достойную жизнь!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, Председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы
Кандидаты от КПРФ могут побеждать властную машину

Сергей СОСУНОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Власть и мусор: жителям Подмосковья пообещали «генеральную уборку». Чего ожидать?

контакты

Телефоны:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57
Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
105066, г. Москва,
ул. Ольховская,
д. 16, корп. 6, 2-й этаж

Все данные

Отделения КПРФ в Московской области:

партийная пресса

  • "Подмосковная правда", МК КПРФ
  • "На русском рубеже", г.Щелково
  • Газета "Советская Коломна"
  • Газета "Позиция", г.Королев

  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда