В.И. Кашин: Создать эффективный инструмент управления минерально-сырьевым комплексом страны

Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академик РАН В.И.Кашин 8460

Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН В.И.Кашина 24 июня 2014 года на парламентских слушаниях по теме «Стратегическое развитие геологической отрасли до 2030 года".

Уважаемые коллеги! Прежде всего, несколько слов о значении геологической отрасли Российской Федерации.

Россия занимает лидирующее положение в мире по разведанным и прогнозным запасам нефти и газа, черных металлов, минеральных удобрений и других полезных ископаемых.

При этом на работы по воспроизводству запасов полезных ископаемых тратится менее половины процента от общей суммы расходов бюджета. Большинство месторождений полезных ископаемых найдены и разведаны еще в прошлом веке советскими геологами, обеспечившими страну минерально-сырьевой базой на десятилетия вперед.

Геологическая отрасль обеспечивает минерально-сырьевую, энергетическую и экономическую безопасность Российской Федерации.

Добыча полезных ископаемых обеспечивает более половины доходов федерального бюджета и свыше 70% экспортных поступлений.

Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1039-р, наряду с государственной программой Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (подпрограмма «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр») являются ключевыми документами стратегического планирования геологоразведочных работ.

Реализация этих документов обеспечивает получение результатов, характеризующих значительный вклад геологоразведочной отрасли в экономику страны, ее минерально-сырьевую безопасность, позволяет перевести геологическую отрасль на качественно новый уровень.

В 2013 году в результате проведения геологоразведочных работ открыто 30 месторождений углеводородного сырья и 75 месторождений твердых полезных ископаемых. За 2013 год достигнуто воспроизводство минерально-сырьевой базы по наиболее значимым для национальной экономики видам сырья, таким, как нефть, газ, уран, железные руды, медь, золото, серебро, платиноиды.

Можно уверенно сказать, что за последние несколько лет отрасль развивалась, обеспечивая потребности экономики страны.

В то же время повышение степени изученности нашей страны, обострение мировой конкуренции в области энергоресурсов ставят перед геологической отраслью все более сложные задачи. Для их решения необходимо совершенствовать сам инструмент воспроизводства минерально-сырьевой базы России как совокупности информационных, научных и сервисных организаций, работающих в данной отрасли.

Именно этому посвящена разработанная Стратегия.

Государство во всем мире берет на себя региональное изучение и начальные стадии поискового этапа. Бизнес отвечает непосредственно за поиск, оценку и разведку месторождений - наиболее капиталоемкие и рискованные стадии.

Таким образом, геологическое изучение недр выполняется двумя взаимозависимыми секторами - государственным и коммерческим. Один не может существовать без другого, они в совокупности и образуют геологическую отрасль.

Конечно, при реализации стратегии геологической отрасли необходимо учитывать специфические черты геологоразведочных работ, такие как наукоемкость, исследовательский характер, сезонность, многоэтапность и многостадийность, вероятностный характер результатов работ, необходимость обеспечения совместимости результатов исследований, полученных на разных стадиях.

Учитывая это, важно принимать меры законодательного характера для повышения инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Так, в целях повышения инвестиционной привлекательности геологоразведочных работ принят Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» №227-ФЗ от 23 июля 2013 г. (увеличен срок геологического изучения недр в удаленных и труднодоступных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока с 5 до 7 лет).

В целях повышения инвестиционной привлекательности разработки шельфовых месторождений принят Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации», в соответствии с которым предусматривается реализация комплекса мер стимулирования разработки шельфовых месторождений.

Также с целью стимулирования разработки новых месторождений принят Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».

Принят Федеральный закон от 30 сентября 2013г. № ФЗ-267 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации», устанавливающий нулевую ставку по налогу на прибыль, налогу на имущество и налогу на добычу полезных ископаемых для крупных инвестиционных проектов.

В целом комплекс законов направлен на активизацию вложения частных инвестиций в геологоразведочную деятельность, так как предусматривает для недропользователей существенные льготы - введение налоговых каникул по НДПИ на Дальнем Востоке по твердым полезным ископаемым, дифференциацию ставок НДПИ при разработке трудноизвлекаемых запасов нефти, установление особого налогового режима при добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе.

Несмотря на положительную динамику, за последние 20 лет в геологической отрасли образовался целый перечень проблем.

Из-за постоянного недофинансирования геологоразведки изученность территории Российской Федерации значительно ниже, чем в развитых странах.

Расходы России в общемировых затратах на геологоразведочные работы (ГРР) по твердым полезным ископаемым, по экспертным данным, составили всего 3% (Канада–16%, Австралия-12%, США– 8%, Мексика - 6%, Чили - 5%, Китай – 4%).

Истощение накопленного за десятилетия поискового задела – участков недр, готовых для предоставления в пользование инвесторам связано с недофинансированием государством геологоразведочных работ начальных стадий, которое, начиная с 2008 г., составило около 40 млрд. руб.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» по подпрограмме «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр» объемы бюджетных ассигнований уменьшены в 2014 году на 2,1 млрд. рублей, в 2015 году – на 2 млрд. рублей, в 2016 году – на 3,2 млрд. рублей.

С 2005 года прирост запасов нефти, газа, превышает объемы добычи. Однако основные объемы прироста получены на ранее открытых месторождениях. Крупных, по-настоящему значимых открытий практически не совершается. В частности, по нефти в последние 15 лет ежегодно открывалось в среднем около 55 месторождений со средними запасами в одном объекте от 2,5 до 6,0млн. тонн. Тем самым «свежих» запасов приращивалось от 140 до 330 млн. тонн, из них по промышленным категориям всего 25-40 млн. тонн или около 5% от годового прироста.

Геологоразведочная отрасль в целом и, как следствие, воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов в настоящее время находятся под воздействием следующих основных негативных факторов:

Внутренние факторы:

Причины:

• затягивание сроков реализации ключевых мероприятий «Стратегии развития геологической отрасли РФ до 2030 года»;

• недофинансирование из федерального бюджета ранних стадий геологоразведки, низкий уровень инвестиций и инноваций.

Следствия:

• Исчерпание поискового задела вследствие нарушения баланса между локализацией прогнозных ресурсов, приростом разведанных запасов и добычей полезных ископаемых.

До настоящего времени несформирован предусмотренный Законом Российской Федерации «О недрах» федеральный фонд резервных участков недр по стратегическим и дефицитным видам полезных ископаемых.

Нетрадиционные и трудноизвлекаемые виды и источники углеводородного сырья практически не изучаются и не опоисковываются. Отсутствует система геолого-технологического доизучения и вовлечения в промышленное использование огромных объемов накопленных отходов горно-обогатительного производства.

• Крайняя неравномерность и недостаточность геологической изученности территории Российской Федерации, Геологическая изученность Российской Федерации, в основе которой лежат государственные геологические карты мелкого среднего и крупного масштабов, крайне недостаточна и значительно уступает изученности развитых стран (США, Канады, Западной Европы и др.), где современным высокотехнологичным геологическим картированием охвачено 100% территории.

Средств, которые выделяются в рамках реализации программы картирования территории России в масштабе 1:200 000 по каждой отдельной площади, участку, достаточно лишь для того, чтобы собрать воедино и проанализировать данные, полученные ранее, большинство работ реализуются камерально, новые полевые исследования почти не проводятся.

Плотность сети поискового бурения и сейсморазведки на углеводороды в России в 2-5 раз ниже, чем в США, Англии, Норвегии, Китае.

• Разобщенность первичной геологической информации по регионам, отсутствие единой цифровой платформы хранения, обработки, анализа и интерпретации геологических данных, отсутствие централизованных государственных кернохранилищ.

Низкая степень изученности и, как следствие, инвестиционной привлекательности участков недр, выставляемых Федеральным агентством по недропользованию на аукционы.

В связи с отсутствием единой системы классификации запасов, гармонизированной с международными стандартами, недропользователи дополнительно обременяются прохождением дополнительных экспертиз и аудитов, что снижает их интерес к развитию отрасли.

Внешние факторы:

Причины:

• обострение международной обстановки и риск прекращения поставок остродефицитного минерального сырья, а так же технологий, оборудования и программного обеспечения зарубежного производства, необходимого для геологоразведочных работ;

• риски искажения геологической информации о недрах Российской Федерации иностранными компаниями вследствие активной экспансии на рынок геологоразведочных услуг.

Без достоверной геологической информации невозможны эффективные инвестиции в поиск, разведку и разработку месторождений нефти и газа. Цена ошибочных решений, принятых на основе неполных или некачественных исследований, может выражаться сотнями миллиардов рублей.

На российском рынке сервисных услуг в сфере геологии активизировали свою деятельность зарубежные компании, снижается уровень национального контроля за использованием геологической информации. Доля на сервисном рынке ГРР, и особенно в высокотехнологичном сегменте растет. В 2000 г. на компании с иностранным участием приходилось лишь 5% отечественного рынка геологоразведочных работ, в 2012 – 27%, по экспертным оценкам рост иностранного присутствия может привести к 2020 году к контролю 50-60% рынка зарубежными концернами.

Следствия:

• Зависимость высокотехнологичных отраслей промышленности от импорта стратегически важных и остродефицитных полезных ископаемых (алюминий, марганец, уран, хром, олово, титан, ванадий, редкоземельные элементы, и др.),.

• Риск утраты и/или искажения первичной геологической информации и ее несанкционированной утечки за рубеж.

• Критическая зависимость отечественных геологоразведочных компаний от поставок оборудования, технологий и программного обеспечения импортного производства. Конкурентоспособность отечественных геологических компаний зависит от поставок импортного оборудования и программных средств: в сейсморазведке - около 90 процентов, электроразведке - более 70 процентов, буровом оборудовании - более 30 процентов.

• Предельный износ морально устаревшего геологоразведочного оборудования государственных геологических компаний составляет в среднем 70%.

Дефицит и старение высококвалифицированных кадров, снижение престижа профессии геолога. Средний возраст основной части сотрудников составляет 50-65 лет.

Избежать потери контроля над стратегической для России отраслью и гарантировать постоянное восполнение минерально-сырьевой базы страны можно только через модернизацию основных фондов, финансирование научных разработок и внедрение инновационных технологий.

Низкая обеспеченность кадрами организаций геологического профиля.

По данным последних лет, от 30 до 50 процентов выпускников-геологов работают не по специальности. Дефицит молодых инженеров, экономистов и управленцев, а также других специалистов с высшим образованием в геологической отрасли составляет свыше 20 тыс. человек.

Наш Комитет постоянно работает над решением проблем отрасли через законотворческую деятельность.

Государственной Думой приняты в первом чтении законопроект № 371615-6, уточняющий отнесение участков недр к участкам недр федерального значения и законопроект № 116807-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» о геологической информации.

Уже в июле будем принимать во втором чтении законопроект №348208-6 «О внесении изменений в статью 34 Закона Российской Федерации «О недрах» (о праве на государственное денежное вознаграждение за открытие месторождения полезных ископаемых) и законопроект №392336-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (о совершенствовании правового регулирования разработки месторождений углеводородного сырья в части квалификации вод, попутно добываемых и используемых при добыче углеводородного сырья.

Основные задачи, которые нам надо решить при реализации Стратегии геологической отрасли содержат три основных направления:

-повышение инвестиционной привлекательности ГРР,

-снижение административных барьеров;

- повышение достоверности запасов и ресурсов

- повышение роли государства в сфере геологического изучения недр и воспроизводством МСБ.

Необходимо соблюсти условия эффективного реформирования в сфере геологической отрасли, создать оптимальные условия сотрудничества недропользователей и государства, обеспечить стабильный, предсказуемый и законодательно закрепленный режим, использовать мировой опыт.

Это позволит создать эффективный инструмент управления минерально-сырьевым комплексом страны, обеспечить геополитические интересы Российской Федерации и сырьевую безопасность в условиях быстро меняющегося мира.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
  • Вконтакте
  • Комментарии: 0
  • Facebook:
Ваше имя:
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении:
Читайте также
Г.А. Зюганов: Сегодня безопасность страны снова под угрозой
Г.А. Зюганов: Сегодня безопасность страны снова под угрозой2 сентября состоялось возложение цветов к Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены. Оно было посвящено 72-й годовщине Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны. Колонну под Красными знаменами возглавил Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов.

Г.А. Зюганов: Спасибо за вашу поддержку!
Лидер КПРФ поблагодарил избирателей, голосовавших за кандидатов КПРФ на выборах.

В.И. Кашин: Всё у нас с вами получится, если с душой будем относиться к делу!
Доклад Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на Всероссийской конференции с международным участием на тему: «Эколого-биологические аспекты адаптации садовых растений». 17 августа 2017 г. Московская область, Бирюлево, ФГБНУ ВСТИСП.

Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: Снижение ставки НДС на плоды, ягоды и виноград - важная и необходимая мера!

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Что бюджет грядущий нам готовит?

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Пенсионерам – достойную жизнь!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, Председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы
Кандидаты от КПРФ могут побеждать властную машину

Сергей СОСУНОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Власть и мусор: жителям Подмосковья пообещали «генеральную уборку». Чего ожидать?

контакты

Телефоны:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57
Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
105066, г. Москва,
ул. Ольховская,
д. 16, корп. 6, 2-й этаж

Все данные

Отделения КПРФ в Московской области:

партийная пресса

  • "Подмосковная правда", МК КПРФ
  • "На русском рубеже", г.Щелково
  • Газета "Советская Коломна"
  • Газета "Позиция", г.Королев

  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда