Главная санкция – это курс доллара

Екатерина Смирнова

Один из крупнейших сельхозпроизводителей Подмосковья - об особенностях ведения бизнеса, о санкциях и ценах.

Директора ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павла Грудинина мы попросили рассказать не только о своем хозяйстве и землянике, но и об аграрном производстве в Московской области и проблемах, с которыми сталкиваются сельхозпроизводители, а вслед за ними обычные покупатели.

 

Про землянику

 

Вас по-прежнему можно назвать крупнейшими в России производителями клубники?

Да, мы самые крупные в России. Я долгое время думал, что мы крупнейшие и в Европе, а потом попал в Германию и нашел предприятие, у которого не 120 га, как у нас, а 360. Причем это предприятие было создано недавно, всего двадцать лет назад. Новейшие технологии, которые сейчас там применяются, позволяют контролировать поля больше 300 га. У нас тоже было около 300 га в последние годы советской власти, потом мы вынуждены были по различным причинам сократить площади под эту культуру. Мы производим 1000 – 1200 т земляники ежегодно.

Какие ближайшие конкуренты у вас в России?

Самый ближайший находится на юге в Кабардино-Балкарии – там 40 га. Фактически конкурентов у нас серьезных нет, потому что если у тебя 100 га, а у следующего за тобой 40... В Московской области только три хозяйства занимаются земляникой. Это мы, ФГУП «Непецино» в Коломенском районе, у них, по-моему, 6 гектар и НИЗИ садоводства, где около 12 га. Больше в Московской области крупных производителей земляники нет. В России есть хозяйства в Калужской, Тульской, Тамбовской, Липецкой областях. У одного хозяина эти плантации не превышают 20-30 га. Но главное не количество гектар, а урожайность. Получить стабильную урожайность можно, только вкладывая большие средства в технологический процесс. Это довольно дорогое удовольствие, которое не каждому по карману. Возделывание земляники – высший пилотаж агрономии и очень большие риски, особенно в нашей климатической зоне. Поэтому не каждый на это способен. Когда-то в Московской области насчитывалось 15 предприятий, которые, так или иначе, занимались земляникой. Сейчас практически все разорились и развалились.

Какая у вас урожайность?

2015 год был не очень удачный, но порядка 10 тонн с гектара мы собрали. Были года, когда мы получали и по 15 тонн с гектара. Вообще, наша урожайность сильно зависит от погоды и от других факторов. У нас же зона рискованного земледелия, бывают такие заморозки, которые убивают цветоносы, бывает отсутствие дождей в августе, когда плодовую точку земляника не закладывает. Десять лет назад мы мечтали о том, чтобы стабильно получать 10 тонн земляники с гектара ежегодно, теперь этого показателя мы добились.

С 1936 года в совхозе выращивают землянику. Время менялось, все вокруг становилось другим, изменились ли технологии выращивания?

Кардинально изменились. Новейшие технологии представляют собой полностью механизированную работу, причем на всех этапах производства, кроме сбора. Сбор в открытом грунте не удалось механизировать пока нигде в мире. Все остальное поменялось – и система посадки, и система полива – это капельный полив латеральным трубопроводом – то есть под каждым кустом лежит трубочка, через которую подается не только вода, но и минеральные удобрения. Мы теперь раскладываем солому механизировано, чтобы ягода не пачкалась, мы укрываем ее на зиму акрилом – нетканным материалом, который позволяет даже в сильные морозы без снега сохранять плодовые плантации.

Чем все-таки клубника отличается от земляники?

Есть названия научные, а есть бытовые. Чем отличается гиппопотам от бегемота, не каждый знает, так же как и не каждый знает, чем отличается земляника от клубники. То, что мы едим, покупаем в магазине по большей части – это земляника садовая. А клубника тоже присутствует и в России и во всем мире, но в природе ее не больше пяти процентов. Отличить клубнику от земляники можно так: если вы видите куст и цветы под листьями – это земляника, она бывает и садовая и лесная, если вы видите цветы над листьями – это клубника. Она, как правило, более пахучая, более вкусная, но у нее меньше урожайность. Поэтому районировать, заниматься селекцией начали именно с земляники: какой смысл получать меньший урожай, когда можно получать больший? Хотя есть и сорта садовой клубники. А земляника вообще это что, как вы думаете?

Ягода, конечно.

Нет. Плоды земляники – это ложный цветонос, мутант такой. Вы же видели, что земляника покрыта семечками? Так вот если вы возьмете ромашку и увидите такие же семечки, большой желтый центр там тоже самое. На самом деле мы едим цветы.

Что вы еще производите в совхозе?

Свеклу, картошку, морковь, лук, капусту, огурцы, яблоки, груши, крыжовник, малину, землянику, облепиху, голубику, жимолость, корма для своих коров, более 10 т молока каждый день, зерно – 1000 т в сезон, соки, напитки, узвары, разливаем воду, мы крупнейшие в МО производители плодовых саженцев, мед.

 

Про особенности ведения бизнеса

 

Что за конфликт был с московской мэрией, почему летом запрещали продавать землянику у метро?

Они централизовали выдачу разрешений на торговлю. Раньше разрешения на торговлю выдавались в префектурах, с ними можно было договариваться, но после того, как мэрия решила централизовать эту функцию, разрешение на торговлю дает она. Мэрия приняла постановление, кому и как она дает разрешения, потом ввела систему аукционов и тендеров. В результате всей этой бюрократической деятельности теперь, чтобы получить разрешение на торговлю, надо пройти огонь и воду, а медные трубы никто не обещал. Они так все зарегулировали, что в результате сами оказались в западне. Мы обратились в мэрию еще в апреле 2015 года и получили отказ. В ответе мэрии была ссылка на антимонопольную службу, которая якобы запрещала мэрии выдачу таких разрешений. Это уже потом мы выяснили, что антимонопольная служба отношения к этому не имеет. После долгой переписки с мэрией нам все-таки обещали решить вопрос разрешений на торговлюи выпустить новое постановление специально под скоропортящуюся продукцию.

 

Про санкции и цены

 

Без турецкой клубники вам проще будет?

Да нам все равно. Это неконкурентная нам продукция. Называется она земляника, но ее же никто не будет покупать, если мы на рынок выйдем. У продавцов турецкой и греческой клубники, это как правило перекупщики, постоянно работающие на московских ярмарках выходного дня, торговля останавливается, как только мы появляемся рядом. Мы не боимся конкуренции с их стороны. Мы больше всего боимся наших бюрократов, потому что они могут за две минуты своими нормативными актами все, что угодно закрыть. А конкуренция это хорошо.

А на что-нибудь в вашей работе повлияли санкции?

Слушайте, на сельское хозяйствосанкции вообще не повлияли. Вы понимаете, что санкции на самом деле не работали? Государство это признало. Причем они не работали ни в какую сторону. Через год после введения санкций, когда сказали, что мы еще и уничтожать продукты будем, сразу 70 % грузовиков развернулись и уехали в Белоруссию. А потом нашли другие лазейки и все равно стали ездить. Поэтому миф о том, что санкции не пустили на рынок греческую землянику – это глупости, она приехала сюда через Белоруссию, через Сербию. Главная санкция – это повышение курса доллара к рублю. Потому что оно ведет к уменьшению покупательской способности населения. Данные Росстата за прошлый год показали, что те страны, которые не попали под эмбарго, например, Китай, Турция (тогда еще) и другие тоже уменьшили ввоз продовольствия в нашу страну. Казалось бы, они должны были занять нишу, которая освободилась после того, как были введены санкции против Америки и Евросоюза, но выяснилось, что это не так.

Почему?

Дело было не в санкциях, а в том, что импортное продовольствие при таком курсе рубля недоступно большинству рос граждан. И в 2016 вы увидите такой же неприятный эффект. Опять падение рубля приведет к тому, что полки опустеют, импортеры перестанут ввозить продовольствие из-за рубежа и возникнет дефицит. Покупаете бананы с курсом 50 долларов, конвертируете, добавляете транспортные расходы, маржу и поставляете. Пока вы оплатили, привезли, продали в магазин, получили деньги, конвертировали, чтобы опять купить товар и себе оставить разницу, курс стал 70. Вы понимаете, что вы в рублях получили вроде бы деньги, но на самом деле они меньше тех денег, которые вы заплатили, когда курс был по 50. У вас, что за бизнес тогда? Народ начинает либо разоряться, либо дуреть. Был и обратный процесс, когда закупались за счет снижения курса, но никто цены не снизил, маржа осталась у торговых сетей. Это долгосрочные контракты, которые сейчас разрываются, турки уходят, а марокканские апельсины дороже, везти их дальше, курс летит черти куда. Что такое цена, знаете?

Стоимость, затраченная на производство, плюс добавленная стоимость?

На самом деле цена – это баланс между спросом и предложением. Когда вы уже продали, вы можете сравнить себестоимость с продажной ценой и понять, приносит ваше производство прибыль или убыток. Как вы думаете, продовольственная инфляция на свеклу, картошку, капусту есть?

Да.

Нет, вы не правы. А слышали что такое дефляция?

Обратный инфляции процесс.

Правильно. В начале 2015 года мы продавали картофель оптом по 22 рубля, а сейчас? По 11. Капусту продавали тоже за 20 , а сейчас по 18. И так по всем овощам, которые мы производим.

Почему?

А потому что очень хороший урожай 2015 года позволил увеличить производство овощей и картофеля в стране, а спрос остался на прежнем уровне. Это рыночная экономика: если у тебя много товара на рынке и есть конкуренция между производителями, то цена падает. И к себестоимости это никакого отношения не имеет. Хотя все прекрасно знают, что в прошлом году мы покупали семена, удобрения, сельхозмашины по более высокой цене, зарплату мы повысили – все составные части себестоимости увеличились. В результате может случиться, что многие овощные хозяйства в этом году разорятся. А вот два года назад, когда был неурожай, картошка в магазинах стоила в три раза дороже, чем сейчас. Тогда приехало много импорта, потому что не хватало своей, цена стала расти.

А что будет в этом году?

В связи с тем, что хранилища в России не позволяют держать овощи круглогодично, то в марте многие хозяйства будут выкидывать на рынок все, что у них есть. То, что не смогут продать, пропадет. И с мая, если цена доллара не стабилизируется, произойдет резкое повышение цены на картофель и овощи.
В этот момент сельхозпроизводители, получившие убыток, придут в банки и попросят о кредитах. Скорее всего, в банке им откажут, поэтому многие не выйдут на посевную. Им скажут: «Вы убыток показали, какой вам кредит?» «Да вот урожай был очень хороший!» Он и в следующем году будет хорошим у всех. Многие не посеют, по одной простой причине: государство только декларирует, что оно помогает сельскому хозяйству, а на самом деле ничего не делает. Произойдет следующий процесс: мало посеем – цена начнет расти, потому что предложение будет минимальным. Это все называется отсутствием государственной политики.
Во многих развитых странах есть такое понятие, как баланс продовольствия, власти регулируют этот процесс. Это только разговоры, что в рыночной экономике никто ничего не регулирует. На самом деле, если вы приедете во Францию, США, Германию, то выяснится, что там все зарегулировано так, что фермер в принципе не может разориться, если он честно работает. Правда, ему говорят, какой сорт винограда выращивать, на какой завод он должен его сдать, а заводу говорят, по какой цене он должен его принять. На оптово-розничных рынках, таких как Ранжис, минимальную цену вообще определяет муниципалитет. Чудес не бывает, если ты продовольствие выпустил из регулирования, как это сделали, например, в Венесуэле, то потом ты получаешь либо пустые полки, либо наоборот разорение фермеров, а как следствие опять пустые полки.

 

Про государственную политику в сельском хозяйстве

 

То есть в овощах у нас есть импортозамещение?

Есть два типа овощей: те, которые мы производим у себя, и те, по которым мы достигли продовольственной безопасности. В доктрине продовольственной безопасности написано, что 85- 90 % мы должны производить сами. Этот год был очень хорошим для овощеводов, и мы достигли уровня продовольственной безопасности по овощам открытого грунта. Но овощи бывают и закрытого грунта – например, помидоры и огурцы и т.д.. Их мы не производим в тех объемах, в которых нужно, чтобы прокормить страну. В газетах уже мелькают заголовки: «Огурцы достигли цены колбасы». Это все тот же механизм, когда отечественное производство небольшое, а спрос остался большим. Как следствие цена взлетела до небес. Главная задача – обеспечить разнообразие и конкуренцию. Турецкие овощи с рынка убрали, конкуренция стала меньше Мы производим немного, большей частью везем, а никто из импортеров себе в убыток работать не захотел.

Что может сделать государство, чтобы достичь уровня продовольственной безопасности?

Помните, был национальный проект «Развитие аграрно-промышленного комплекса»? Был министр Гордеев, который объявлял год курицы, потом год свиньи. И государственные средства инвестировали в свинофермы и бройлерные птицефабрики.. Сельхозпредприятиям дали долгосрочные кредиты, они построили птицефабрики и мяса курицы стало много. Одновременно закрыли рынок от импорта, убрали с полок американских кур. В результате отрасль получила преференции, нарастила мускулы и стала производить много мяса курицы, чем обеспечила себя. Сейчас идет речь о том, что нам нужно где-то 4 млн 200 тыс. тонн, а у нас уже есть эта производительность и мы можем вывозить мясо курицы. Мы уже и вывозим около 200 тыс. тонн. Свинина – еще один пример, тоже были вложены огромные деньги в свинокомплексы, разработан механизм поддержки, мы свининой тоже обеспечены. И поэтому, несмотря на курс доллара, который растет, свинина и курятина практически не растут в цене . Если бы государство вложило деньги не в Олимпиаду или АТЭС, или трубопроводы, которые никому не нужны, а в тепличные комбинаты с новыми технологиям, сейчас бы и огурцов и помидоров у нас было бы достаточно. Мы не зависели бы от импорта Это и называется государственная политика в сфере сельского хозяйства . влияли бы на цену огурца и помидора. Но это называется государственная политика в сфере сельского хозяйства. А у нас чиновники бездарны и коррумпированы. Если в Московской области министром сельского хозяйства назначают человека с военным образованиям, который работал в гостиницах, , ждать от него профессиональных решений не приходится. Слышали о том, что Московская область ввела в севооборот десятки тысяч гектар сельскохозяйственной земли?

Да, конечно.

А вы слышали о том, что мы получили в результате много зерна? Но руководство министерства не в силах объяснить, как можно убрать такое количество зерновых не увеличивая количество комбайнов. Мы знаем, что комбайн за сезон может обмолотить на больше 300 гектар. Если в две смены работать при прекрасной погоде, то 500. В этом году вся Московская область купила всего 23 комбайнов, даже меньше, чем в прошлом году – 25. Кто убрал все это количество зерновых, которым отчитывается министерство? Тракторов купили тоже на 30 % меньше. Если ты вводил в севооборот залежные земли, а это повышенный расход топлива, удобрений и огромные инвестиции. Учитывая, что процентная ставка по кредитам в этом году была просто запредельная, таким «радужным» отчетам я не верю.
У нас тоже есть зерно. Мы возили его на элеваторы и искали, у кого купить соломы, чтобы укладывать ее в междурядья земляники. Но водители совхоза, приехав, говорили, что из Московской области там только мы. Куда зерно-то сдали? Если засеять и убрать ты еще можешь быстро, то элеваторы ты построить быстро не можешь. Откуда взялись бы емкости для хранения зерна в тех предприятиях, которые только-только нарастили объемы? Ни на один из этих вопросов пока никто не может ответить. Это означает, что, скорее всего, Московская область преуспела только в приписках, но никак не в производстве сельхозпродукции.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также

Ход КРТ под контролем КПРФ
Депутат Горсовета Фрязино от КПРФ Алексей Коночев вместе с начальником управления ЖКХ, экологии и связи, представителями управляющей компании и подрядной организации посетили дом 18 по ул. Ленина для проверки хода капитального ремонта кровли.

Ход президентских выборов в Лыткарино
Секретарь первичного отделения КПРФ города Лыткарино Анна Легостаева посетила избирательные участки.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Выступление Председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам, академика РАН, В.И. Кашина, при встрече с Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Благодарность от жителя г. Видное депутату Государственной Думы, Первому секретарю МК КПРФ Николаю Васильеву

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вспоминая съезды

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов: Фракция КПРФ Мособлдумы на 81 заседании вынесет на голосование законопроект, выдвинутый депутатами-коммунистами Госдумы

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов в день национального траура почтил память погибших от рук террористов


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда