Россия кооперативная

Юрий Данилов

Сельскохозяйственные кооперативы способны не только защищать интересы своих пайщиков, но и решать большие государственные задачи.

В статье «Каша с импортозамещением» («Подмосковная правда», №16 (999), 21 апреля 2016 г.), я писал о нынешнем положении дел в сельском хозяйстве, где вкратце остановился на путях выхода из сложившейся непростой ситуации. Сегодня хотел бы подробнее поговорить об одном из вариантов решения проблемы обеспечения национальной продовольственной безопасности. Речь о сельскохозяйственной кооперации.

Невостребованный опыт

В прошлом году из министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области пришла добрая весть: до конца 2015 года в Московской области планируется создать не менее пяти сельскохозяйственных потребительских кооперативов. "Основными направлениями деятельности кооперативов станет организация собственной переработки, предпродажной подготовки и фасовки производимой продукции, а также создание собственных сбытовых площадок", - сообщил тогда глава областного минсельхоза Дмитрий Степаненко. В начале года нынешнего зампред областного правительства Денис Буцаев объявил о запуске грантовой программы по поддержке сельхозкооперативов. Из средств регионального и федерального бюджетов сельхозкооператоры получат 36,6 миллиона рублей. Получить гранты смогут кооперативы, специализирующиеся на заготовке, хранении, переработке, а также сбыте сельхозпродукции. Средства, выделяемые для потребительских кооперативов, предназначены для покрытия не более 60% затрат на материально-техническое развитие организации. Итоги конкурса, по сообщению пресс-службы правительства, будут подведены к 1 июня. Начинание хорошее и полезное. Вот только почему такие скромные цифры – пять кооперативов и 36 миллионов рублей? Не маловато ли для не самой бедной области России? На мой взгляд, в вопросе обеспечения продовольственной безопасности, особенно в условиях санкций и антисанкций, сельхозкоопертивы могли бы сыграть более существенную роль. Но и поддержка для этого им нужна более серьезная.

Если обратиться к мировому опыту (а почему мы должны его отвергать?), то в развитых государствах кооперативная часть экономики играет весьма заметную роль. В странах Скандинавии, например, в сельскохозяйственные кооперативы объединены 80% фермеров. Однако в современном российском законодательстве отдельного места для кооперативной формы собственности не нашлось. Гражданский Кодекс РФ не проводит чёткого различия между производственными кооперативами и коммерческими организациями.

Заложники банков

В 2006 году в России было объявлено о приоритетном национальном проекте "Развитие АПК". На его реализацию отводилось два года. Затем проект плавно перерос в «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на 2008–2012 годы», утвержденную тогдашним президентом Дмитрием Медведевым. На первый план, естественно, вышла проблема финансирования, в том числе увеличения фондов кооперативов за счет привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков. Кредитование малых форм хозяйствования на селе в регионах предстояло осуществлять двум крупными государственным банками – Россельхозбанку и Сбербанку. В паевой фонд 79 кооперативов было внесено, согласно данным Национальных докладов по развитию сельского хозяйства за 2008 –2012 гг., в общей сложности 740 млн рублей. Цифра, прямо скажем, не впечатляющая. Однако сегодня политика банков преследует в первую очередь получение прибыли, она не направлена на обеспечение материальных и социальных условий развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе. Но, согласно проверенной временем отечественной и мировой практике, основным источником увеличения фондов кооперативов должны быть не собственные средства, а значительная государственная финансовая поддержка всей системы кооперации. В этой ситуации считаю, что вмешательство государства в деятельность госбанков и регулирование их кредитной политики, должно рассматриваться не как попытка администрирования рынка, а как защита государственных интересов.

Невостребованный потенциал

Вопросы аграрной политики на региональном и федеральном уровне, в том числе связанные с государственным субсидированием и кредитованием, должны разрабатываться при непосредственном участии сельхозкооперативов и крупных агропредприятий. Субсидии на поддержку сельского хозяйства должны выплачиваться преимущественно через сельскохозяйственные кооперативы. Эти средства должны идти на пополнение фондов финансовой взаимопомощи сельскохозяйственным кредитным кооперативам, на укрепление материально-финансовой базы перерабатывающих и снабженческо-сбытовых кооперативов. Тогда возрастет их роль. Тогда их голос обретет силу, а вклад в экономику региона и страны в целом станет более весомым. На сегодняшний день в агропромышленном комплексе Московской области занято 115,4 тыс. человек. В Подмосковье насчитывается более 490 сельскохозяйственных организаций различных форм собственности и около 450 организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, 6,6 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств, 592 тысячи личных подсобных хозяйств. При этом, доля сельского хозяйства в структуре валового регионального продукта составляет всего около трех процентов. Непозволительно мало в сегодняшней экономической и политической ситуации.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Донбасс, мы с тобой!
Коммунисты Шаховского ГК КПРФ собрали гуманитарную помощь для наших бойцов, кующих Победу в зоне СВО, не жалеющих своей жизни ради мирного неба над головой нашего народа.






 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Выступление Председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам, академика РАН, В.И. Кашина, при встрече с Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Благодарность от жителя г. Видное депутату Государственной Думы, Первому секретарю МК КПРФ Николаю Васильеву

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вспоминая съезды

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов: Фракция КПРФ Мособлдумы на 81 заседании вынесет на голосование законопроект, выдвинутый депутатами-коммунистами Госдумы

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов в день национального траура почтил память погибших от рук террористов


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда