Патриарх советского сельхозмаша - 85 лет в строю

А.Л. Вождаев, ветеран завода им. Ухтомского и сельскохозяйственного машиностроения, г. Люберцы

Бывшему министру тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР Александру Александровичу Ежевскому 3 ноября 2016 года исполняется 101 год. Поистине уникальный юбилей. В связи с этим мне хотелось бы довести до читателей основные этапы жизни и деятельности этого замечательного руководителя машиностроения.

Патриарх советского сельхозмаша - 85 лет в строю

Впервые с А.А. Ежевским «встретился» в 1955 году в Доме культуры Люберецкого завода имени Ухтомского как участник торжественного собрания. Он, будучи заместителем министра, выступил перед коллективом завода с докладом, посвящённым 38-й годовщине Великого Октября, восхитив присутствующих своей энергичностью, глубокими знаниями и осведомлённостью. Не мог я тогда представить, что через три десяткалет мне придётся работать в министерстве под его руководством.

Трудовой путь А.А. Ежевского типичен для крупных хозяйственных руководителей советского времени. Окончив семилетку, 15-летним подростком работал учеником токаря на Иркутском машиностроительном заводе. Одновременно учился, закончил рабфак, а затем и институт, инженер-механик. Прошёл почти все ступеньки производства – токарь, мастер, начальник цеха, главный инженер, директор. В годы войны возглавлял Иркутский авторемонтный и Иркутский автосборочный заводы, обеспечивая производство и бесперебойную поставку автомобилей фронту, а в послевоенные годы – навосстановление народного хозяйства.

В начале 1951 года назначен директором Алтайского тракторного завода, созданного в начале войны на базе эвакуированных Сталинградского и Харьковского тракторных заводов. При его непосредственном участии завод без остановки производства перешёл на выпуск дизельных тракторов ДТ-54, самой востребованной в то время пахотной машины, вместо маломощного керосинового трактора АСХТЗ-НАТИ.

Через два года, как опытному и энергичному руководителю, ему поручается возглавить самый крупный завод сельхозмашиностроения «Ростсельмаш». Ему удалось успешно организовать производство самоходных косилок, кукурузоуборочных комбайнов и других современных машин, провести модернизацию производственных процессов и другие важные мероприятия.

Его плодотворный труд в качестве директора крупных машиностроительных предприятий не остался незамеченным. И через полтора года он назначается заместителем Министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, а затем после разъединения министерства – первым заместителем министра Минсельхозмаша СССР.

С мая 1957 года А.А. Ежевский в связи с упразднением отраслевых министерств работает в Госплане СССР начальником профильного Отдела.

Почти 20 лет 1962-1980 гг. он возглавлял в ранге министра Всесоюзное объединение Совета Министров СССР – «Союзсельхозтехника». Эта мощнейшая структура объединяла более трёх тысяч районных и областных подразделений и почти два миллиона работающих, внесла большой вклад в развитие и оснащение сельского хозяйства техникой, в создание ремонтно-технологической базы, в обеспечение минеральными удобрениями и другими материальными ресурсами. И в этом немалая заслуга А.А. Ежевского, вложившего значительный труд в создание и развитие этой важнейшей народнохозяйственной отрасли.

Не менее плодотворно трудился он и в качестве Министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Именно при нём отрасль получила новый импульс в своём развитии. При его участии (1980-1988 гг.) были вновь построены и реконструированы тракторные и комбайновые заводы в Чебоксарах, Челябинске, Ростове, Волгограде, Харькове, Липецке, Минске, Кишинёве и поставлены на производство новые модели тракторов и комбайнов, включая мощнейший «Кировец» и «Дон-1500». Выпуск тракторов был доведён в 1985 году до 600 тысяч, что позволило стране выйти на первое место в мире. А в производстве зерноуборочных комбайнов достичь рекордного объёма – 118 тысяч (1984 год), превысив уровень США почти в 9 раз и прочно занимать также первое место в мире. При этом устойчиво развивались и моторные заводы, полностью удовлетворявшие потребность тракторных и комбайновых заводов.

Получили развитие и многие другие заводы, включая подмосковные: Ногинский топливной аппаратуры, «Давыдовосельмаш», «Моссельмаш», Ивантеевский опытный и другие. Постоянные деловые контакты поддерживал А.А. Ежевский с руководителями многих других подмосковных предприятий, включая директора Люберецкого завода им. Ухтомского, героя Соцтруда С.П. Попова в вопросах реализации продукции и развития предприятий.

Развивались и научно-исследовательские и констукторско-технологические институты: НАТИ, ВИСХОМ, НИИ Тракторосельхозмаш и другие. Было решено немало проблем научно-технического прогресса, надёжности выпускаемых машин, действовали комплексные программы по важнейшим техническим направлениям. Отрасль на подъёме, на вершине развития.

Но началась горбачёвская «перестройка», ставшая поворотным пунктом от созидания к разрушению. Руководители такого высокого профессионального уровня стали не нужны. И он вынужден был уйти в отставку. Но и после отставки вот уже более четверти века остаётся в строю. Он главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского центра ГОСНИТИ, почётный академик РАСХН, автор и соавтор многих научных работ по проблемам агропромышленного комплекса и сельскохозяйственного машиностроения.

За большие заслуги перед страной А.А. Ежевскому присвоено звание Героя Социалистического труда. Он награждён четырьмя орденами Ленина, двумя Трудового Красного знамени, орденом «За заслуги перед Отечеством» II и IV степени, многими медалями. Четырежды избирался членом ЦК КПСС и пять раз – депутатом Верховного Совета СССР.

Огромный жизненный и персональный опыт А.А. Ежевского востребован и сегодня. Он член бюро механизации РАСХН, заслуженный машиностроитель, участвует в «круглых столах», проводимых в Госдуме по вопросам сельхозмашиностроения и продовольственной безопасности, возглавляет Общество ветеранов тракторного и сельскохозяйственного машиностроений. Часто выступает на страницах газет, в частности в «Советской России» - «Накормим полмира или пойдём по миру», «Пора переливать колокола», «На чужой каравай», где даёт объективную оценку состоянию сельхозмашиностроения и сельского хозяйства в целом. Придерживается принципов социальной справедливости и социалистической ориентации в экономике.

Нередко приводит поучительные эпизоды из своей поистине многолетней и плодотворной деятельности. «В 1952 году, - вспоминает он (в то время директор АТЗ), - мне позвонил И.В. Сталин и попросил досрочно отгрузить тракторы Казахстану. Несмотря почти на полночь, срочно созвал начальников цехов, мобилизовал коллектив, работали напряжённо, двое суток никто не уходил с завода. И задание было выполнено – эшелон тракторов был отправлен. Вот такова была дисциплина и ответственность».

А сейчас? Катастрофическое падение объёмов производства. Выпуск тракторов по РФ снизился с 214 тысяч (1990 год) до 9,6 тысяч в 2013 году, т.е. в 22 раза, да и то с учётом «отвёрточной сборки», доля которой составляет почти 70 процентов. Как здесь не вспомнить мечту В.И. Ленина о 100 тысячах тракторов, которую советская власть перевыполняла ежегодно почти в 6 раз. А «эффективные» собственники стали выпускать более чем в 10 раз меньше ленинского желания.

Подобная картина и по зерноуборочным комбайнам (в 2014 голу выпущено 5,7 тысяч) и по другим видам сельхозмашин. Сотни заводов прекратили своё существование и выпуск продукции – Алтайский и Волгоградский тракторные, Красноярский и Рязанский комбайновые и другие. Среди них и подмосковные – Люберецкий завод имени Ухтомского, «Давыдовосельмаш», Климовский сельхозмашин, Успенский опытно-экспериментальный и другие. По сути, ликвидирована наука и научное обслуживание. В результате по оснащённости техникой сельское хозяйство отброшено почти на пятьдесят лет назад. Энерговооружённость села за время «реформ» сократилась в пять раз, количество тракторов в три раза (было 1365 тысяч стало 460 тысяч), комбайнов в 3,3 раза (с 408 до 122 тысяч). Отсюда резкое снижение выпуска сельскохозяйственной продукции и полнейшая угроза потери продовольственной независимости и безопасности страны. Всё стало поступать из-за кордона – и продовольствие и техника.

Сельскохозяйственное машиностроение можно возродить – считает А.А. Ежевский – за счёт создания нормальных условий для села: снижения кредитной ставки до уровня менее 5 процентов и увеличения бюджетных субсидий до 20-25 процентов, как это делается во всём мире. Будут деньги у крестьян – появится платёжеспособный спрос на технику, заработает сельхозмашиностроение, возникнет потребность в станочном оборудовании – заработает станкостроение, электротехническая промышленность и так весь машиностроительный комплекс. И это возможно даже при нынешнем режиме, нужна только политическая воля высших руководителей. Пора прекратить поток капитала олигархов на Запад и перенаправить его на развитие своей экономики и возрождение села.

За свою долголетнюю работу у А.А. Ежевского появилось много соратников и приверженцев, которые с одобрением относятся к его деятельности. «Его отличительной особенностью является – вспоминает первый заместитель министра Э.А. Калинин, - работа на перспективу с учётом научно-технического прогресса, отечественного и зарубежного опыта. Человек с широким диапазоном знаний, высоким уровнем профессионализма и работоспособности». Необычайную энергию и деловитость директора отмечал и бывший работник Алтайского тракторного завода, Герой Советского Союза Л.С. Логинов.

И всюду, где бы он ни работал, трудился и трудится с полной отдачей сил и знаний, ответственно и бескорыстно, не считаясь со временем и возрастом. Он и сегодня сохраняет оптимизм, энергию, подвижность, стремление познать новое. Часто бывает в деловых командировках. Только в прошлом году был в Париже, Иркутске, Ростове. Удивительно, что, будучи в Ростовской области в год своего столетнего юбилея на новом комбайне РСМ-161 убрал два гектара пшеницы, дав высокую оценку этой машине.

А.А. Ежевский совершил настоящий трудовой подвиг, внеся неоценимый вклад в развитие народного хозяйства страны и установив уникальный рекорд продолжительности трудовой деятельности – 85 лет. Его рекорд по-настоящему достоин книги Гиннесса. Его жизненное кредо: «Необходимо учиться всю жизнь и учиться непрерывно. Если учёба прекратилась, значит ты постарел». И ещё: «Только вперёд! Непрерывное самосовершенствование. Никогда не удовлетворяться достигнутым» – девиз его жизни.

Пожелаем Александру Александровичу крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, долголетия и продолжать выполнять свои жизненные и трудовые заповеди и девизы!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: С КПРФ - к новым вершинам в науке!

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Первый секретарь МК КПРФ Николай Васильев выступил на Общероссийском открытом партийном собрании

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
День космонавтики

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов встретился с членами семей участников СВО в Можайске

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: памятник Ленину в Ларцевых Полянах давно требует реставрации


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда