Машиностроение – от Октября до наших дней

А.Л. Вождаев, ветеран завода им. Ухтомского и машиностроения

В канун 100-летнего юбилея Великой Октябрьской социалистической революции трудовой народ отдаёт дань глубокой благодарности своим предкам за их грандиозные свершения, осуществлённые за годы Советской власти. А начинать эти свершения пришлось практически с нуля. В результате Первой мировой и Гражданской войн народное хозяйство пришло в полнейший упадок – разрушена промышленность, сельское хозяйство, в стране безграмотность, безработица, голод. Надо срочно принимать меры к восстановлению экономики. И они незамедлительно последовали.

По инициативе В.И.Ленина приняты НЭП (новая экономическая политика), план ГОЭЛРО, другие важнейшие решения. Среди них и Декрет «О сельскохозяйственном машиностроении», где один из пунктов гласил: «… признать сельскохозяйственное машиностроение делом государственной важности ». Эти директивы сыграли важную роль в подъёме экономики в начальный и последующий периоды.

А затем в конце 20-х годов приняты и другие важнейшие государственные и партийные решения, направленные на индустриализацию и коллективизацию народного хозяйства, введены пятилетние планы. Осуществление этих, поистине громадных задач позволило стране за годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) заметно поднять экономику, построить 1500 промышленных предприятий. Были введены Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, автогиганты в Москве и Нижнем Новгороде, «Ростсельмаш». Вступили в строй Магнитогорский и Кузнецкий металлургический комбинаты, построен ДнепроГЭС и многие другие промышленные объекты.

Интенсивное развитие осуществлялось и во второй пятилетке – построено 4500 промышленных предприятий, включая оборонные, способные производить танки, самолёты, орудия. Особое внимание – поставкам техники сельскому хозяйству. За две сталинских пятилетки селу поставлено 456 тыс. тракторов, 128 тыс. комбайнов, 146 тыс. автомобилей.

За 12 предвоенных лет (1928-1940 гг.) построен фундамент социализма – ликвидирована безграмотность, безработица, проведена коллективизация, простроено свыше 7000 промышленных предприятий, страна из аграрной превращена в индустриальную, создан оборонительный щит страны.

Неоценимый вклад машиностроители внесли в Победу в годы Великой Отечественной войны, выпустив для фронта 137 тыс. самолётов, 104 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, 489 тыс. артиллерийских орудий, необходимое количество боеприпасов.

Война нанесла стране огромный материальный ущерб – было разрушены и уничтожены тысячи промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Советский народ в течение пятилетки восстановил разрушенное войной народное хозяйство и машиностроение продолжало усилено развиваться. За 25 лет (1951-1976 гг.) построены и вступили в строй 12400 промышленных предприятий. Среди них автогиганты АвтоВАЗ, КАМАЗ, УралАЗ, тракторные заводы в Липецке, Чебоксарах Владимире, завод Атоммаш и другие. Впервые в мире построены атомоходы «Ленин», «Арктика», космические корабли, освоено производство мощнейших турбин для строящихся гидроэлектростанций в Поволжье и Сибири, уникальных станков и сложнейших автоматических линий в Москве, Воронеже, Коломне, мощных тракторов К-700 в Ленинграде, высокопроизводительных комбайнов в Ростове-на-Дону и Красноярске. В результате в 1986 году СССР по производству промышленной продукции занял второе место в мире, а по выпуску тракторов и комбайнов – первое место, станкостроению – второе место, автомобилям – пятое место в мире. При этом многие виды продукции соответствовали мировым требованиям.

Усиленно развивалась отраслевая наука и научно-техническое обслуживание. Созданы всесоюзные проектно-конструкторские и технологические институты: ЭНИМС, ВНИИтяжмаш, ВНИИавтопром, НАТИ, ВИСХОМ и другие, а также сеть проектных институтов для разработки документации на строительство новых предприятий.

Решена проблема с подготовкой рабочих кадров и специалистов – созданы и действовали профессионально-технические училища, техникумы, институты, действовали службы по подготовке кадров и на самих машиностроительных предприятиях.

Всё это составляло мощный научно-технический и производственный потенциал машиностроительного комплекса, способный решать государственные задачи по выпуску современной техники и научно-технического прогресса.

Но началась горбачёвская «перестройка», ставшая поворотным пунктом от созидания к разрушению, а затем и ельцинско-гайдаровские «реформы» – приватизация, банкротство, закрытие тысяч промышленных предприятий, включая машиностроительные. Прекратили свою производственную деятельность автогиганты – ЗИЛ, АЗЛК, тракторные – Волгоградский, Липецкий, Владимирский заводы, сельхозмашиностроения - Красноярский и Рязанский комбайновые, «Давыдовосельмаш», «Моссельмаш», станкостроительные – «Красный пролетарий», автоматических линий им. Орджоникидзе, Коломенский тяжёлого станкостроения и др. Уничтожена отраслевая наука и научное обслуживание, разрушена система подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов.

В результате за годы «реформ» произошло падение объёмов машиностроительной продукции в десятки раз. Об этом свидетельствуют многие источники и факты, в частности данные о выпуске важнейших видов машин и оборудования за 1990 и 2015 годы, приведённые в газете «Советская Россия» в статье профессора Литвиненко В.В. от 06.07.2017 г. Производство некоторых видов этой продукции приводится в таблице.

Данные таблицы наглядно свидетельствуют о резком падении объёмов производства продукции машиностроения и позволяют сравнить работу отрасли машиностроения с годы Советской власти и в наши дни при «демократическом» рыночном режиме.

Особенно резкое падение произошло в станкостроении – основы машиностроительного комплекса и научно-технического прогресса, где эти объёмы уменьшились в 10-90 раз, дорожно-строительном машиностроении – 15-25 раз, сельскохозяйственном машиностроении – в 20-25 раз.

Сегодня по оснащению техникой сельское хозяйство отброшено на полста лет назад. Энерговооруженность села за время реформ сократилась в пять раз, количество тракторов – в три раза (было 1365 тысяч, стало 460 тысяч), комбайнов – в 3,3 раза (с 408 до 122 тысяч). Отсюда резкое снижение (в 2-3 раза) выпуска сельхозпродукции и полнейшая угроза продовольственной безопасности страны.

И всё это современные «демократы» называют большим прогрессом в экономике. «… Россия прошла трудный путь от полуразрушенной экономики Советского Союза к высокоразвитой экономики в настоящее время», - утверждал премьер-министр на одном из экономических форумов в Петербурге в 2015 году, что вызывает по меньшей мере недоумение и удивление.

Примечательно, когда в 1927 году на заводе им. Ухтомского произошла беда – рабочие литейного цеха, недовольные условиями труда и неустроенностью быта, прекратили работу. Началась общезаводская заваруха. И уже на следующий день на завод прибыл председатель ВЦИК СССР, «всесоюзный староста» М.И. Калинин. И конфликт был погашен, завод заработал. Когда же в результате реформ произошла катастрофа – завод прекратил своё существование, группа ветеранов завода два года назад обратилась к президенту РФ В.В. Путину с просьбой остановить разрушение предприятия, возобновить производство и дать рабочие места почти 10 тысячам уволенных работников. Однако, действенных мер не последовало. И это не удивительно. Советская власть служила трудовому народу, сегодняшняя рыночная - «эффективным» собственникам, а их «кошмарить» нельзя.

Состояние машиностроения значительно ухудшилось в связи со вступлением страны в ВТО, предпочтение отдано внешнему производителю, а отечественные оказались в наихудших условиях. Кроме того, страна несёт громадный экономический ущерб. О катастрофических последствиях от вступления в ВТО предупреждали фракция КПРФ в Госдуме и учёные социалистической ориентации, в частности авторитетнейший экономист профессор В. Катасонов. И даже наши «партнёры». «Принятие РФ в ВТО, - утверждала Хилари Клинтон, - позволит взломать внутренний российский рынок, ограничить самостоятельность России в международной торговле, обеспечить создание новых рабочих мест в США и ЕС при потере рабочих мест в России». Но единороссы к голосу разума не прислушались.

Машиностроение, по мнению специалистов можно возродить. Нужна только политическая воля со стороны высших руководителей страны и законодателей. Принять меры к выходу РФ из ВТО и других глобалистических организаций, прекратить отток капитала на Запад и перенаправить его на возрождение отечественного машиностроения и села, как основного потребителя продукции машиностроения. Увеличить господдержку селу до 15-20 % ( а не одного процента, как сегодня) и уменьшить кредитные ставки. Ввести дифференцированную шкалу подоходного налога ( 40-50 % от дохода) как это делается во всём мире и ряд других непопулярных мер. Без принятия этих решений машиностроение будет и дальше идти по пути деградации и разрушения.

И как здесь не вспомнить великого созидателя И.В. Сталина и, перефразируя его изречение, утверждать. Сегодня мы отстали в машиностроении от развитых стран на полсотню лет. Наша задача – пройти этот промежуток времени за пять лет. Не сделаем этого – нас сомнут.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Обучение в Королёве
В ходе встречи напомнили и разъяснили наблюдателям об их правах в дни выборов, о том, как вести контроль за голосованием в участковых избирательных комиссиях и др.






 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Владимир Кашин поздравил с Международным женским днем – 8 марта!

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Выступление Первого секретаря МК КПРФ Николая Васильева на отправке 123 гуманитарного конвоя КПРФ на Донбасс

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вспоминая съезды

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Фракция КПРФ в Московской областной Думе на 79 заседании поддержала ряд важных законопроектов Московской области

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов встретился с активом Коломенского местного отделения «Дети войны»


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда