Лидеры машиностроения

А.Л. Вождаев, ветеран завода им. Ухтомского и машиностроения

8289

Российские машиностроители отмечают в последнее воскресенье сентября свой профессиональный праздник – День машиностроителя. Этот праздник был учреждён Президиумом Верховного Совета СССР 1 октября 1980 года. И не без оснований.

Советское машиностроение достигло к тому времени значительных успехов. Машиностроительная отрасль, флагман научно-технического прогресса, полностью удовлетворяло потребность народного хозяйства в технике, машинах, оборудовании. Успешно решались задачи создания и их новейших видов. Впервые в мире построены атомоходы, космические корабли, освоено производство мощнейших турбин, уникальных станков, роботов и т.п. Объёмы продукции машиностроения достигли уровня свыше 40% от общего объёма промышленной продукции. Страна по машиностроению вышла на второе место в мире, а по некоторым видам машин (тракторы, зерноуборочные комбайны) на первое.

Существенный вклад в оснащение народного хозяйства современной техникой внесли и люберецкие предприятия. Особая роль при этом принадлежит лидерам машиностроительной отрасли и создателям этой техники. И их немало. И даже трудно определить, кого же назвать первым. Думаю, не ошибусь, если отдам предпочтение выдающемуся организатору оборонной промышленности, в прошлом люберчанину, Б.Л. Ванникову.

Б.Л. Ванников в тридцатых годах – технический директор завода им. Ухтомского. Затем директор Тульского оружейного и Пермского артиллерийского заводов, начальник Главка сельхозмашиностроения и оборонной промышленности. Перед войной назначен наркомом вооружения СССР, в годы войны – нарком боеприпасов. И где бы он ни работал, всюду проявлял свою творческую энергию и инициативу. Именно он явился инициатором постановки на производство новых видов вооружения, включая знаменитые «Катюши». В годы войны вложил немалый труд в организацию производства боеприпасов.

Именно во многом благодаря ему уже в 1942 году фронт не испытывал в них дефицита. После войны был одним из организаторов создания атомной бомбы, а затем и более мощной – водородной, что позволило создать надежный оборонительный щит страны и восстановить паритет с Америкой. Его труд по достоинству оценен правительством. Он трижды (первым в стране) удостоен звания Героя Социалистического Труда и лауреата Сталинской и Государственных премий. Неоднократно избирался в Верховный Совет СССР и в ЦК партии, генерал – полковник инженерно-артиллерийской службы.

Большой вклад в развитие машиностроения внес и другой директор завода им. Ухтомского – С.П. Попов. Под его руководством начато производство многих видов новых машин – кормоуборочных комбайнов, косилок, стогометателей и др.

Проведена широкая реконструкция предприятия, что позволило значительно увеличить производственные мощности и объемы выпускаемой продукции. Он обеспечивал выполнение пятилетних планов и важнейших заданий. Одно из них – это создание и организация производства тростниковоуборочных комбайнов для Кубы, а также самоходный косилок – плющилок и др. Продукция завода поставлялась почти во все регионы Союза и во многие зарубежные страны.

За свой многолетний и плодотворный труд он был удостоен звания Героя Соцтруда, лауреата Ленинской премии и многих орденов. Участвовал он и в общественной жизни – был членом бюро горкома партии, депутатом Мособлсовета, делегатом партийного съезда. Почетный гражданин города Люберцы, его именем названа одна из улиц нашего города.

Особую страницу в развитие советского вертолетостроения вписал и генеральный конструктор, директор Ухтомского вертолетного завода Н.И. Камов. При его непосредственном участии создана целая гамма вертолетов типа КА. Среди них – КА-10 «Иркутянин», корабельный вертолет КА-15, совершивший свой первый полет в 1953 году.

Н.И. Камов стал пионером в разработке винтокрылов, сочетающих вертикальный взлет и скорость самолета. В октябре 1961 года на этой машине было установлено 8 мировых рекордов. На КБ Камова создан и вертолет КА-25. Впервые в мире столь крупная и сложная машина пилотировалась одним летчиком. Разработаны и созданы и другие не менее важные вертолеты. За большой вклад в советское вертолетостроение Н.И. Камову присвоено звание Героя Соцтруда, он удостоен государственных премий, доктор технических наук.

Не менее значимый вклад в развитие вертолетостроения внес и генеральный конструктор опытного КБ, последователь Н.И. Камова – М.Л. Миль. Его конструкторским бюро разработаны и поставлены на производство вертолеты МИ-2 и МИ-4, ставшие легендарными, а МИ-8 стал самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире. Десантный Ми-6 – первый вертолет с двумя двигателями и газотурбинной установкой грузоподъемностью 12 тонн, МИ-10 – крупнейший транспортный вертолет («летающий кран»). Он установил множество мировых рекордов по грузоподъемности, которые до сих пор никем не повторены. Вертолеты МИ эксплуатируются более чем в 100 странах. За свой плодотворный труд М.Л. Миль удостоен Ленинской и Государственной премий. Ему присвоено звание Героя Соцтруда, доктор технических наук. Его имя носит Московский вертолетный завод (поселок Томилино) и улицы в Москве (Жулебино) и других городах страны.

Неоценимый вклад в создание и оснащение авиации и космонавтики скафандрами, креслами–катапультами и другими средствами жизнеобеспечения внес генеральный конструктор НПП «Звезда» (Томилино) Г.И. Северин. Под его руководством созданы системы автоматического катапультирования, свыше десятка типов скафандров, средств спасения и других высокоэффективных изделий. Применение этих средств помогло в освоении новых видов авиационной техники, а также в спасении жизни более 1000 летчиков и испытателей.

В разработку и создание этих средств Г.И. Северин вложил свой талант, энергию, целеустремленность. Память об этом руководителе бережно хранят в коллективе предприятия. Его колоссальный труд был по достоинству оценен государством. Он Герой Соцтруда, награжден тремя орденами Ленина, лауреат Ленинской и Государственной премии, действительный члена АН РФ, доктор технических наук, профессор, Почетный гражданин Люберецкого района.

Развитию отечественного вертолетостроения посвятил свою жизнь и ныне здравствующий генеральный конструктор директор ОАО «Камов» С.В. Михеев. Руководимым им предприятием создано множество летательных аппаратов. Среди них противолодочный вертолет КА-27, транспортно-боевой КА-29, боевые ударные Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор», многоцелевой КА-60, беспилотные КА-37, КА-137, а также используемые в гражданской авиации КА -32, КА-132 и др. Он Герой России, лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук, академик РАН, Почетный гражданин Люберецкого района.

Весомый вклад в развитие экономики страны внесли и другие, не менее известные машиностроители. Среди них директор Люберецкого завода «Монтажавтоматика» А.А. Федоров. Он заслуженный машиностроитель, орденоносец, Почетный гражданин нашего города. Долгое время, будучи на пенсии, возглавлял Совет ветеранов района и принимал активное участие в работе других общественных организаций.

Свой труд в развитие машиностроения вложили также и руководители Люберецкого электромеханического завода, Томилинского завода полупроводниковых приборов, Малаховского экспериментального и других предприятий.

Все это способствовало укреплению мощи страны, развитию народного хозяйства, повышению уровня благосостояния всего народа. И в этом немалая заслуга люберецких машиностроителей и предприятий Подмосковья.

С профессиональным праздником вас, уважаемые машиностроители и ветераны отрасли!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
  • Вконтакте
  • Комментарии: 0
  • Facebook:
Ваше имя:
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код:
Читайте также
Прошло заседание Воскресенского ГК КПРФ
На повестке дня было два вопроса: подведение итогов выборов в Совет депутатов г.о. Воскресенск и утверждение решений первичных организаций о приеме в партию.

Родина не простит 1993 год!
Родина не простит 1993 год!4 октября в Москве прошла акция памяти.

В Щёлково поздравили ветеранов с праздником!
Мы восхищаемся работоспособностью всех кому «за», их и желанием жить, творить, помогать другим и активно участвовать в жизни города.

праздником, ветераны, машиностроители, уважаемые, профессиональным, отрасли

 
 

Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: «Оснований для роста цен на продовольствие из-за природных катаклизмов нет»

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Павел Грудинин: «Коллектив настроен биться до последнего»

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Кому и зачем понадобилась пенсионная реформа?

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Цифрой по народу

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, Председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы
Итоги выборов: в Подмосковье КПРФ усиливает позиции!

Сергей СОСУНОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Власть и мусор: жителям Подмосковья пообещали «генеральную уборку». Чего ожидать?


 

 

контакты

Телефоны:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57
Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Все данные

Отделения КПРФ в Московской области:

партийная пресса

  • "Подмосковная правда", МК КПРФ
  • "На русском рубеже", г.Щелково
  • Газета "Советская Коломна"
  • Газета "Позиция", г.Королев

 

  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда