Печальная судьба советского «Бурана» после «демократической революции»

77610
Ровно 20 лет назад суперракета «Энергия» в первый и последний раз вывела на орбиту советский многоразовый космический корабль «Буран». А в 1990-е годы один за другим «Бураны» шли в лучшем случае на консервацию, в худшем -вообще в утиль.
Первым советским прототипом «Бурана» был корабль «Спираль». Кстати, диплом по теме «многоразовые космические корабли» защищал и Гагарин. Но тогда это посчитали фантастикой. Ситуация резко изменилась после речи президента США Ричарда Никсона в 1972 году. Он заявил о начале работ над таким проектом в Америке. Находясь на орбите, шаттл мог нырнуть в любую точку СССР, сделав ударный эффект катастрофическим. А потом в СССР попали и пиратские видеокассеты с новым фильмом об агенте 007, где как раз такой сценарий и описывается. Там объект атаки - весь мир. Впрочем, к этому времени и в самом СССР уже вышло секретное постановление ЦК и Совмина. А в 1 988 году советскому народу был представлен наш ответ шаттлам: своя, уникальная система - орбитальный корабль «Буран» и ракетоноситель «Энергия».
«Ну что я могу сказать, «Энергия» и «Буран» делались в противовес программе «Спейс Шаттл» США. Потому что было много различных проектов, и было ясно, что когда будет создана система «Спейс Шаттл», то может возникнуть очень много проблем с тем, чтобы парировать какие-то новые, нам еще неизвестные возможности, которые появятся у США, - объясняет Вахтанг Вачнадзе, член президиума Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.
«На базе этого носителя, который должен был выносить порядка 100 тонн ценного груза, можно было создавать любые платформы. В целом задача ставилась не только шаттл обогнать. Это был первый этап полета «Бурана», а задача ставилась - чтобы на этом носителе можно было выносить платформы, которые бы служили оборонным целям страны. Они могли поражать любые объекты в космосе, любые объекты на земле», - рассказывает Александр Лунев, начальник цеха завода «Прогресс» в 1988 году.
Тем временем в СССР был создан и спецотряд военных летчиков-испытателей. Их возглавил Игорь Волк. Тогда он не вылезал с полигонов. На этой неделе мы нашли его в Москве.
«Мы шли своим путем. У них, с моей точки зрения, намного проще была система старта, потому что пороховые двигатели - это не то, что те пять ракет, которые тащили шаттл в космос, - вспоминает Игорь Волк, летчик-испытатель корабля «Буран».
Игорь Волк имеет в виду катастрофу «Челленджера». Там всё дело было в твердотопливных ускорителях. Советский «Буран» и взлетал на ракете на жидком топливе, и сам, при всем внешнем сходстве с «американцами», был машиной уникальной. На проект работали миллион человек, более 1200 предприятий. Особая гордость - совершенно уникальные кварцевые плитки теплоизоляции - настоящая чешуя Бурана.
Близился день запуска. Транспортировка Бурана на Байконур - тоже специальный проект. Даже потом, когда появилась «Мрия», такую тяжеленную махину всё равно везли по частям. Первый запуск Бурана был назначен на 30 октября 1988 года. Но из-за погодных условий был отменен. Да и в день запуска над Байконуром висели облака. Вот как раз в них «Буран» с «Энергией» и ныряют.
Но даже при всех внештатных эпизодах полет прошел идеально. Было сделано два витка вокруг Земли. За три часа полета корабль только на секунду отклонился от графика.
«Я не верил, что Буран, непилотируемый, опустится именно на наш аэродром и сядет благополучно. И что вы думаете? Прекрасный солнечный день, утро, он выпустил парашюты и приземлился. Мы замеряли: отклонение - 2,5 метра по оси и полтора метра по дальности», - говорит генерал-майор запаса Владимир Кручинин.
Успешный запуск «Бурана» совпал с выступлением Михаила Горбачева на Генеральной Ассамблее ООН. «Буран» был еще каким аргументом против американской СОИ. Но дальше тягаться с Америкой было уже не под силу. Только каждая плитка термоизоляции - по 500 советских рублей.
«Началась перестройка. В голове у наших руководителей были совершенно другие мысли», - сокрушается Игорь Волк, летчик-испытатель «Бурана».
К 1992 году «Буран» перевели из оборонных проектов в народнохозяйственные. С тех пор проект официально «законсервирован».
Наработки по стыковке «Бурана» со станцией «Мир» очень пригодились при стыковках сначала с «Миром», а потом с МКС американских шаттлов. Правда, после катастрофы «Колумбии» основными космическими извозчиками опять стали классические «Союзы». А теперь и китайцы пошли именно по советскому пути отправки в космос на таких же кораблях. Правда, неизвестно, что они думают делать дальше. Да и судьба «Союзов» -под вопросом.
Из проекта МКС американцы норовят выйти. И строят теперь следующее поколение шаттлов.
А еще есть английский бизнесмен Ричард Брэнсон.Он выпускает на рынок «мини», но опять же многоразовые «челноки». Состоятельному человеку куда проще слетать в космос на таком космолете, чем проходить многомесячные курсы, которые предваряют «космический туризм» на российском «Союзе». Иными словами, пока России и без «Бурана» неплохо. Но время на месте не стоит. А действующая российская космическая программа рассчитана лишь до 2015 года.
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
  • Вконтакте
  • Комментарии: 0
  • Facebook:
Ваше имя:
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код:
Читайте также
На месте стоять некогда!
30 октября в здании областного комитета КПРФ Совет Московского регионального отделения ООД «Всероссийский женский союз - Надежда России» провел расширенное заседание.

Кому помешало имя Героя в названии улицы?
Нынешняя власть городского округа вдруг почему-то приняла решение сделать двойное название этой улицы, написав ниже законного названия якобы историческое название «улица Благовещенская», в чём большие сомнения.




Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Программу научно-технического развития АПК – в жизнь

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
П.Н. Грудинин: Мы на пороге великих перемен

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Кому и зачем понадобилась пенсионная реформа?

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Лекарственное необеспечение

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, Председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы
Итоги выборов в Подмосковье: КПРФ укрепляет позиции

Сергей СОСУНОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Власть и мусор: жителям Подмосковья пообещали «генеральную уборку». Чего ожидать?


 

 

контакты

Телефоны:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57
Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Все данные

Отделения КПРФ в Московской области:

партийная пресса

  • "Подмосковная правда", МК КПРФ
  • "На русском рубеже", г.Щелково
  • Газета "Советская Коломна"
  • Газета "Позиция", г.Королев

 

  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда