Новосибирск: как защититься от роста тарифов?

2009-11-18 21:49
Беседовал Иван Конобеев

В последние месяцы 2009 года начинается новая эпопея с тарифами на жилищно-коммунальные услуги. Будет проводиться традиционная переиндексация ставок оплаты и утверждение новых тарифов на 2010 год. Рассказать о том, как это будет происходить, и как граждане могут защититься от неуемных аппетитов представителей коммунальной отрасли, мы попросили эксперта сайта КПРФНск, депутата городского совета фракции КПРФ Анатолия Казака.

 

— Анатолий Альбертович, сейчас взят курс на либерализацию экономики, жилищно-коммунальная сфера перестала быть государственной обслуживающей отраслью населения и все больше превращается в доходный бизнес. Какие нормы сегодня регулируют аппетиты этого бизнеса?

 

— Сегодня федеральным правительством в сфере ЖКХ реализуется курс, взятый еще 18 лет назад. Главная задача его — полностью перевести отрасль на рыночные отношения. В соответствие с этим делается законодательная база, обеспечивающая приоритет рыночных отношений. Когда предприятия коммунального сектора (ресурсопоставляющие, управляющие организации) становятся частными, их основной задачей становится получение прибыли. Сегодня еще остаются государственные рычаги для регулирования ценообразования в этой сфере. Причем регулирование это сегодня необходимо государству, чтобы не вызвать социальный взрыв. Основные нормы, регулирующие тарифы ЖКУ — это ФЗ № 210. «Об основах регулирования организаций коммунального комплекса», ФЗ № 184 «О внесении изменений в ФЗ об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и постановление Правительства № 708 «Об утверждении основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги».

 

— Это сложные юридические документы. А как практически устанавливаются тарифы в Новосибирске и регионе?

— Существует три сферы регулирования тарифов. Так, предельный уровень роста тарифа на год по услугам электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и горячего водоснабжения принимается региональным органом по регулированию тарифов. Таким органом в администрации Новосибирской области является Департамент по тарифам.

К компетенции муниципалитета пока относится установление роста тарифов на водоотведение, водоснабжение и утилизацию и вывоз ТБО. Эта ситуация скоро изменится, но пока эти услуги производят муниципальные предприятия — Горводоканал, Спецавтохозяйство, рост тарифа здесь регулирует муниципалитет.

Третья группа — это тарифы на обслуживание жилищного фонда. Они якобы устанавливаются на собраниях собственников жилья и управляющих организаций. На самом деле участие собственников в принятии этих тарифов довольно посредственное. Практика на сегодняшний день такова: проводится заочное голосование, управляющая организация представляет какой-то тариф, рассылает бюллетени… В итоге даже необходимого количества голосов для принятия процентов часто не набирается, но «предложенный» управляющей организацией рост тарифа все-таки "проходит". Я убежден, что те тарифы, которые были установлены УК на 2009 год не соответствуют законодательству и их можно оспаривать. Однако люди об этом не знают и тарифы действуют.

 

— Так каков этот предельный уровень, который определил Департамент по тарифам в этом году?

— В начале сентября Департамент по тарифам выпустил два приказа, которые определяют предельные индексы. Приказ № 48К «Об установлении предельно допустимых индексов об установлении размеров платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям НСО на 2010 год» устанавливает для Новосибирска −110% изменение платы за жилое помещение и 112% изменение тарифа за оказание коммунальных услуг. То есть, в новом году обслуживание жилфонда должно стоить не больше, чем 10%, а коммунальные услуги больше 12%, чем в 2009 году.

 

Второй приказ № 49К «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения тарифов организаций коммунального комплекса с учетом надбавок для муниципальных образований» устанавливает для Новосибирска надбавку к тарифу в 108%. Конкретный размер надбавки устанавливается органом местного самоуправления.

 

— Есть какие-то «подводные камни» кроме тех, что вы уже назвали, когда УК принимают тариф практически без участия собственников?

— Вспомним закон о капремонте жилья с участием государства. Этот ФЗ имеет ряд дополнительных ограничений. Чтобы регионы и муниципальные образования получили государственные деньги на капитальный ремонт, нужно выполнить ряд жестких условий. Одно из таких условий — уход до 2012 года от перекрестного субсидирования. Перекрестным субсидированием называется система, при которой тариф на ЖКУ для граждан снижен за счет завышенного тарифа предприятий. Мэрия Новосибирска уже готовит расчеты, в соответствие с которыми нагрузка на граждан по нектороым позициям возрастает в разы. Но рост тарифа на водоснабжение — 143%, вывоз ТБО до 60% для граждан. Только один отказ от перекрестного субсидирования увеличит расходы среднестатистической семьи на ЖКУ на 200-300 руб.

Еще одна «замечательная вещь» — это требование государства к муниципальным образованиям, в соответствие с которым МО должны к 2012 году избавиться от «непрофильных активов», под которыми понимаются предприятия коммунального сектора. То есть, доля собственности в организациях коммунального комплекса не должна превышать 25%. Сегодня доля собственности муниципалитета в Горводоканале и Спецавтохозяйстве — 100%. Это будет еще один мощный удар по потребителю, когда предприятия коммерциализируются и будет изменена норма государственного регулирования тарифов. Тогда мы получим лавинообразный рост стоимости коммунальных услуг.

 

Еще один «подводный камень» — это завершающий этап монетизации льгот. К 2012 льготы на ЖКУ должны быть переведены в денежную форму. В Новосибирске это коснется 330 тыс. льготников. Монетизацию мы «уже проходили». Денежное выражение будет ниже, чем льгота в натуральном виде. Положим, получает человек в этом году на оплату конкретной услуги 100 руб., а на следующий год сумма будет проиндексирована в соответствие с официальным уровнем инфляции, положим 9%. Но мы-то понимаем, что принимаемый уровень инфляции — это средняя температура по больнице. По нескольким сотням наименований товаров выводится общее (!) подорожание. Но ведь простого человека не волнует, что яхта Абрамовича стала стоить на несколько процентов дешевле, а волнует, что в разы выросла стоимость продуктов питания и тарифы ЖКУ. Таким образом, люди будут продолжать терять в уровне жизни. Это выкачивание денег из граждан. Вы посмотрите выполнение плана социально-экономического развития Новосибирска в 2009 году. Все позиции провальные: товарооборот, обработка металлов, машиностроение… Однако по услугам — за счет услуг жилищно-коммунальной отрасли — рост 10-14%. Экономика погрязла в кризисе, а федеральная и региональная власти опираясь на поддержку Госдумы выдавливают из граждан последнее.

 

— Как вы рекомендуете вести себя гражданам, когда им предложат новые тарифы?

— В 2005 году граждане сумели защитить активными действиями часть своих льгот, когда по стране прокатились митинги и забастовки. И сегодня должно быть гражданское сопротивление.

Сегодня граждан заставляют быть грамотными и в правовом аспекте. Нужно знать и анализировать то, что принимается и отстаивать свои права через судебную систему. По некоторым позициям и суды и прокуратура вынуждены идти на защиту жителей. Тот же пример, с доплатами за тепло. Наша фракция обратилась в прокуратуру и та признала доплаты за тепло в 2008 году незаконными. Причем, я не сомневаюсь, что было давление на прокуратуру со стороны коммерческих структур. Но власть боится социальных обострений и поэтому прокуратура и суды вынуждены идти на защиту населения.

 

— Сами граждане могут проанализировать цифры, которые им предложат управляющие организации?

— В письме из УК должна быть представлена полная информация с конкретными цифрами. По этому году, к примеру, содержание метр жилья — 10 руб., а на следующий год предлагается 15 руб. Каждый может провести простейший анализ законности такого роста, сверяясь с нормативными актами. Если предельный рост равен 10%, то против 10 рублей в прошлом году должна быть цифра в 11 рублей в этом. Если стоимость выше -нужно разбираться. Конечно, в деталях не каждый человек может разобраться. Но есть люди активные, есть профессиональные экономисты. Они сами справляются с задачей отстаивания интересов. Если нет — нужно обращаться к профессионалам. И в департамент экономики и финансов мэрии, и в департамент энергетики. Там гражданин может получить письменный ответ со ссылками на нормативную базу. А когда будут ссылки — можно сориентироваться и самому.

Еще одна возможность сразу обращаться к юристам, работающим в бесплатных консультациях. Такие консультации организованы во многих районах компартией. Приходите, проводите анализ предложенных вам тарифов с нашими юристами. Ну и, конечно, первое что вы можете сделать — обратиться к своему депутату на округе. Конечно, депутаты-коммунисты включены в эту тему и помогут безоговорочно, но вот представители «Единой России»… Если к ним не обращаться — они думают, что все отлично. Но когда они почувствуют недовольство граждан, узнают о нечестности решений, это может повлиять и на них. Ведь не все они серая масса. Кто-то из них может проголосовать и с нами, коммунистами, если почувствует негатив принимаемых решений.

Должен еще раз предупредить граждан: вероятность того, что предложенные вам тарифы не будут укладываться в установленный предельный индекс, очень высока. В этом случае есть возможность опротестовать незаконный рост в суде и прокуратуре.



Все статьи раздела "Депутатская вертикаль партии"

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.



 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Выступление Председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам, академика РАН, В.И. Кашина, при встрече с Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Благодарность от жителя г. Видное депутату Государственной Думы, Первому секретарю МК КПРФ Николаю Васильеву

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вспоминая съезды

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов: Фракция КПРФ Мособлдумы на 81 заседании вынесет на голосование законопроект, выдвинутый депутатами-коммунистами Госдумы

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов в день национального траура почтил память погибших от рук террористов


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда