«Правда» о круглом столе на тему «Образование – для всех»

24490

2009-12-08 10:36
«Правда»- Татьяна Морозова

На круглом столе был представлен доклад депутата от КПРФ Олега Смолина. Бездумная калька с западного опыта в нашей стране неприемлема.

В Государственной думе по инициативе общественного движения «Образование — для всех» прошёл «круглый стол» экспертов на тему «Образовательная политика в 2010 году: послание президента РФ и реальные перспективы». Свой доклад представил депутат Госдумы от КПРФ, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, председатель общественного движения «Образование — для всех» Олег Смолин. Он прокомментировал положения послания, касающиеся системы образования в России, с точки зрения возможности их реального воплощения.

ИЗВЕСТНЫЙ политик-оппозиционер привёл примеры из последнего доклада ООН «О развитии человека», подготовленного на основе данных по различным странам за 2009 год. Так, в России по сравнению с предпоследним докладом за 2007 год индекс развития человеческого потенциала переместился на 71-е место вместо 67-го (в конце 80-х годов, предположительно, наша страна была в десятке лучших). Индекс благосостояния остался без изменений — на 56-м месте (20 лет назад, по разным оценкам, он колебался от 19-го до 32-го). Индекс долголетия отодвинулся со 119-го места на 124-е (в конце советского периода продолжительность жизни соответствовала среднеевропейскому уровню). Индекс образования с 26-го места отброшен на 41-е (в советскую эпоху наша страна периодически входила в первую тройку!) На этом фоне в стране продолжаются реформы в системе образования.

На первом месте, конечно,— пресловутый ЕГЭ. По мнению президента, «Единый госэкзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования».

Некоторые оптимистично настроенные комментаторы усмотрели в этом шаг навстречу противникам ЕГЭ, однако явно поспешили: Единый госэкзамен и в настоящее время не является единственным инструментом проверки качества образования. Наряду с ним существуют, например, олимпиады.

Главное же в другом: Д. Медведев подтвердил, что ЕГЭ должен оставаться основным инструментом проверки знаний, и тем самым предопределил характер работы соответствующей комиссии при президенте. Между тем, делает вывод О. Смолин, первый год реализации Федерального закона о ЕГЭ разрушил большинство мифов в этой области, и в частности миф о его объективности. И вот почему.

ЕГЭ часто сравнивают с «градусником», который нельзя ломать. Однако представьте себе следующую процедуру измерения вашей температуры в больнице: сначала измеряют температуру вам, затем — всей больнице, и только после этого вы узнаёте, нормальная у вас температура или нет. Именно такая процедура применяется в отношении ЕГЭ. Рособрнадзор постфактум «подбивал» результаты под допустимое, с его точки зрения, количество неудовлетворительных оценок, так сказать, определял, сколько же пациентов можно признать больными.

«Школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий... Они начнут использоваться повсеместно уже с 2011 года. Задача — сконструировать так называемое умное здание, где предусмотрены технологии обучения, укрепления здоровья, обеспечения школьников нормальным, качественным питанием, горячим питанием»,— предаётся мечтаниям глава государства. Но Олег Николаевич вновь опускает его с небес на землю, напоминая, что центром творчества школу делает не здание, даже самое «умное», а люди, педагогический коллектив.

Депутат от КПРФ напомнил, что до так назывемой монетизации в России действовал один из самых «продвинутых» законов в области образования, который предоставлял большие академические свободы участникам образовательного процесса и экономическую самостоятельность — учреждениям. И то, и другое было значительно урезано печально знаменитым 122-м законом. Теперь свободы собираются вернуть лишь победителям конкурсов, а также тем, кто согласится перейти в автономные учреждения (АУ). Правда, расширение самостоятельности АУ покупается ценой резкого сокращения гарантий бюджетного финансирования, а вместе с тем и автономии образовательного учреждения. Правильное решение очевидно: необходимо восстановить редакцию Закона РФ «Об образовании», которая действовала до «монетизации» и предоставляла широкие академические и экономические свободы всем.

Идея президента — предоставить «семьям более широкие возможности выбора школы, а ученикам — доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного и дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, вообще в целом для российской провинции», по мнению Смолина, заслуживает поддержки. Тем более что уже есть опыт в использовании современных образовательных технологий двух передовых вузов, которые предлагают две модели спасения сельской школы на базе таких технологий. Однако подушевое финансирование и бухгалтерский подход приводят в последние годы к её ускоренной ликвидации. По официальным данным, за 2003—2006 учебные годы было ликвидировано около 1900 таких школ, а за 2007/2008 учебный год — около 2600. Ещё несколько лет таких «реформ» — и спасать будет некого.

Президент обещает серьёзную модернизацию системы педагогического образования: «Будут внедрены обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации на базе лучших российских вузов и школ. Средства на повышение квалификации должны предоставляться с возможностью выбора образовательных программ». Кто бы возражал против этого? Но опять же закономерен вопрос: будут ли средства предоставляться вообще?

«…Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов», — смотрит в будущее российского образования Дмитрий Анатольевич.

— Интересно, кто убедил президента в том, что классические университеты готовят учителей лучше, чем педагогические вузы? — недоумевает Олег Смолин. — Это, по меньшей мере, спорно. Хотим сделать очередную кальку с западного опыта? Но, боюсь, в России опять не хватит «шведов». К тому же непонятно, как можно многотысячный и многопрофильный педагогический вуз в региональном центре превратить в один факультет. А главное, зачем?

«Мы начнём привлекать для работы в школах тех, кто способен обеспечить более качественное профильное образование для старшеклассников, включая, кстати, и квалифицированных специалистов, которые не имеют педагогического образования. Те, кто решит работать в школе, смогут пройти краткосрочные специализированные курсы. Одновременно будут введены особая система поощрений и требования к обязательному подтверждению уровня квалификации преподавателей».

— Хорошо, конечно, что на сей раз, в отличие от прошлогоднего послания, президент хотя бы упомянул о краткосрочных курсах для тех, кто, не имея педагогического образования, отважится прийти в школу. Кстати, если учитель вознамерится стать хирургом или атомщиком, ему тоже будет достаточно краткосрочных курсов? — уточняет Олег Николаевич.

Однако миллион раз прозвучавший «со всех трибун» вопрос о статусе учителя так и остаётся открытым. Спрашивается: пойдут ли высококвалифицированные люди из науки, государственного управления или производства учить детей? В Москве, в Петербурге, в некоторых крупных городах — может быть, да. Но в большинстве регионов — ни за что. Разве что с целью «пересидеть» кризис, а потом бежать от нищеты и бюрократического унижения куда угодно. Средняя зарплата в образовании в предкризисном 2007 году составляла в США 129% от средней по стране, а в России — 66%, напомнил депутат. Что уж говорить о нынешних кризисных временах!

Объявляя 2010 год Годом учителя, президент, видимо, забыл, что в федеральном бюджете-2010 второй год подряд не предусматриваются средства для повышения зарплаты интеллигенции вообще и педагогических работников в особенности. Другими словами, их реальная зарплата (с учётом роста цен) в большинстве регионов опять снизится. Правительство России оказывает давление на профильный Комитет Госдумы, требуя принять закон о фактической отмене коммунальных льгот для сельских педагогов (видимо, в проклинаемые 30-е годы денег у государства было больше, чем в «благословенные» 2000-е). В следующем году в федеральном бюджете почти в пять раз сокращаются средства на поощрение лучших учителей. Одновременно приостанавливается действие статей законов о выплате «книжных» денег аспирантам и компенсации родительской платы за детей, посещающих дошкольные учреждения, и т.п.

Ежегодно думское большинство проваливает поправки депутатов-коммунистов, предусматривающие обеспечение бесплатным горячим питанием всех детей младших классов и учащихся 5—11-х классов из семей с низкими и средними доходами. А где деньги на создание «безбарьерной школьный среды для детей-инвалидов», о чем с демонстративным воодушевлением хлопочет президент.

В таких условиях гораздо больше оснований объявить 2010 год, как и нынешний, не Годом учителя, а Годом банкира и олигарха, приближённого к власти, предложил О.Н. Смолин. В самую точку!

 



Все статьи раздела "Депутатская вертикаль партии"

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
  • Вконтакте
  • Комментарии: 0
  • Facebook:
Ваше имя:
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код:
Читайте также
Лотошинский район: народ свой выбор сделал
9 сентября жители района поддержали Екатерину Долгасову, придя на избирательные участки и проголосовав за нее.

Открытое обращение
По фактам нарушения земельного и строительного законодательства и угрозы разрушения памятника культурного наследия федерального значения.

Состоялось совещание первых секретарей городских и районных партийных организаций
На совещании был озвучен план работы на последнюю неделю перед выборами Губернатора Московской области.



Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Программу научно-технического развития АПК – в жизнь

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
П.Н. Грудинин: Мы на пороге великих перемен

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Кому и зачем понадобилась пенсионная реформа?

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Константин Черемисов: Спасибо всем жителям Подмосковья за поддержку!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, Председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы
Итоги выборов в Подмосковье: КПРФ укрепляет позиции

Сергей СОСУНОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Власть и мусор: жителям Подмосковья пообещали «генеральную уборку». Чего ожидать?


 

контакты

Телефоны:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57
Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
105066, г. Москва,
ул. Ольховская,
д. 16, корп. 6, 2-й этаж

Все данные

Отделения КПРФ в Московской области:

партийная пресса

  • "Подмосковная правда", МК КПРФ
  • "На русском рубеже", г.Щелково
  • Газета "Советская Коломна"
  • Газета "Позиция", г.Королев

 

  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда