Газета «Советская Россия» про «чертей из табакерки»

2010-01-26 12:54
Kprf.ru

26 января газета «Советская Россия» публикует аналитический материал о рекламе.

Реклама определяется как распространение информации о рекламируемом объекте в целях привлечения к нему внимания возможного потребителя. В таком общем виде реклама является необходимым элементом жизни общества и не вызывает каких-либо нареканий. В социально ориентированном обществе реклама дает необходимую информацию, но способы ее подачи, обеспечивающие привлечение внимания, не содержат в себе элементов манипуляции личностью потребителя, воздействующих любой ценой на выбор потребителя в пользу рекламируемого объекта. В обществе же, где доминирующей ценностью оказывается получение максимальной прибыли, реклама неизбежно перерастает в манипуляцию.

Манипуляция может выступать как прямое информационное насилие (принуждение к определенным действиям вопреки воле личности), так и в виде скрытого управления действиями личности, опирающегося на различные формы соблазна. В первом случае личность вынуждена делать то, что она делать не хочет. Во втором – то, что она делает вроде бы добровольно, но что в конечном счете приносит ей определенный ущерб. Реклама, заполонившая наши СМИ, в полной мере иллюстрирует оба эти варианта.
Информационное насилие проявляется прежде всего в способах распространения рекламы. Реклама сама по себе не вызывала бы никаких возражений, если бы она осуществлялась в строго фиксированное время, так чтобы слушатель и зритель мог свободно выбирать, что и когда он будет воспринимать. На самом же деле она беззастенчиво и самым неожиданным образом вторгается в другие передачи, мешая их нормальному и полноценному восприятию. Почему я не могу целиком отдаться просмотру и переживанию фильма, прослушиванию интересующего меня политического диалога или научной информации?! Это явное насилие над личностью, попрание ее прав и свобод. Ты настроен лирически, ты напряженно следишь за развитием увлекательного сюжета, ты серьезно размышляешь над темой передачи. И вдруг, простите, как шавка из подворотни, врывается нечто крикливое, безвкусное, назойливое. Да если бы даже это была и неплохая по форме реклама (что встречается все реже и реже), такое принудительное переключение внимания не просто вносит дискомфорт – оно наносит ощутимый вред нашему нервно-психическому здоровью; ведь суеты и «дерганья» хватает и за пределами СМИ.

Формы принудительного навязывания информации становятся все более разнообразными. К их числу относится так называемый 25-й кадр, когда нужная для рекламодателя информация внедряется помимо сознания воспринимающего. К примеру, требуется усилие, чтобы в тексте радиопередачи услышать вкрадчиво произносимое слово «реклама»; но оно незаметно формирует соответствующую положительную установку. Телепередачи прерываются теперь не только воспринимаемой на слух, но и зрительной рекламой: внизу экрана назойливо маячит, может быть, и значимая, но явно отвлекающая от данной передачи рекламная информация. То же самое в Интернете: только вдумался в нужный текст, вдруг, как черт из табакерки, выскакивает рекламный призыв, который не сразу и удается убрать.
Особо следует сказать о навязывании медицинских услуг. Невинное объявление в газете, обещающее гарантированное излечение от той или иной болезни и приглашающее позвонить по такому-то телефону.
Классическим примером мaнипуляции с помощью соблазна может служить такое «изобретение», как «маркетинговая акция». Вы неожиданно получаете по почте уведомление о выигрыше, скажем, 500 000 рублей в качестве приза от фирмы, в которой заказываете доставку тех или иных товаров. Но получить этот приз можно якобы лишь сделав еще один заказ. А почему и не сделать на радостях-то? Заказ вы действительно получите, а вот деньги – ни в коем случае. На второй раз вы догадаетесь позвонить, правда ли, что вам выпал выигрыш. И что же вы услышите? «Нет, розыгрыш призов еще предстоит, это просто маркетинговая акция. Вы можете на нее не реагировать». А ведь в присланном документе имелись и подписи руководителей, и поздравление, и примеры выигрышей, доставшихся другим людям, и множество печатей. И это – «маркетинговая акция»? По-моему, это элементарный обман, дезин­форма­ция, а не рекламная информация о товарах и услугах. Обман и дезинформация вместо реализации права на получение достоверной информации выгодны продавцу, а не потребителю. Конечно, последний может не поддаваться на провокацию, но если соблазн велик, то порой «устоять невозможно». Хочется верить, что тебя не обманывают и действительно рекламируемое лекарство немедленно устранит боль, как это демонстрируется в рекламном ролике, новейший прибор действительно окажется панацеей от всех болезней, а вызывающий блаженство на лицах вкушающих продукт питания действительно не только вкусен, но и совсем безвреден. Но как часто эти наивные надежды не оправдываются!

Более того, рекламные соблазны не просто провоцируют на конкретный выбор, но и формируют определенный тип потребителя и даже тип человека, у которого доминирует ориентация именно на потребление. В самом деле, какой образ человека предстает чаще всего в рекламе? Вот она самозабвенно смакует шоколадку, даже видит в такой самореализации чуть ли не смысл жизни, буквально купаясь в шоколадном море. Вот он добивается успеха у женщин, применив новейший дезодорант, а она – успеха у мужчин, демонстрируя свои волосы, преображенные новой краской. Бежит сломя голову сменить тариф мобильника на более выгодный или на распродажу, где он, конечно же, выиграет миллион. Бесконечно потрясает бутылками с пивом, изображая полное довольство собой и удивительно легкой жизнью. И секс, секс по любому поводу и без повода. Люди в этой рекламной суете выглядят какими-то суетливыми, часто кривляющимися марионетками. Если у них и есть что-то выше пояса, то только макияж. И все это изо дня в день вбивается в наше сознание и подсознание. И все это происходит в стране, которая еще недавно была самой читающей в мире, где люди мечтали и спорили о будущем человечества, где мещанство явно было не в почете. «Все в восторге от тебя», «Ведь вы этого достойны», «Бери от жизни все», «Живи на яркой стороне» – эти и им подобные слоганы формируют «мировоззрение» современного обывателя.
И не надо строить иллюзий, надеяться, что это, мол, случайные перекосы. Чтобы трезво оценить эту рекламную реальность, достаточно поставить вопрос: а кому выгодно такое соблазняющее оглупление человека? Тем, кто в жизни ориентирован прежде всего на получение максимальной прибыли любой ценой. А в таком деле неизбежными помощниками являются информационное насилие и манипуляция посредством обмана и провоцирующих соблазнов. Сколько бы ни объявляли «устаревшим» слово «капитализм», смысл его предельно ясен. Это такое устройство общества, когда владельцы частной собственности стремятся к максимальному возрастанию капитала и имеют возможность «приватизировать» значительную долю результатов труда тех, кто этой соб­ственности лишен. Понятно, что продажа товара по максимуму независимо от характера его воздействия на личность и общество органически вписывается в такое устройство общества.

И все же известно, что и в таких условиях в разных странах реклама имеет разные степени разумного ограничения. Это является следствием того, насколько гражданское общество способно добиваться регуляции аппетитов владельцев капитала, усиления социальной ориентированности общественной жизни. Мы, к сожалению, взяли самую безудержную американскую модель, помножив ее на нравы наших хищников.

Предложения: 1. Совершенствовать правовую регуляцию рекламы так, чтобы исключить информационное насилие, прямой обман и дезинформацию. 2. Внедрить системную гуманитарную экспертизу рекламы, позволяющую оценивать ее с точки зрения воздействия на человеческую личность и духовную атмосферу общества. В комиссии, проводящие такую экспертизу, должны войти компетентные представители от психологии, социологии, этики и эстетики. Внося эти предложения, я отдаю себе отчет, насколько трудно реализовать их в нашем современном обществе. Слишком сильно лобби, в них незаинтересованное, да и среди представителей указанных дисциплин очень велик мировоззренческий разнобой.

Но и молчать больше нельзя.

Все статьи раздела "КПРФ: Защитим русскую культуру!"

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также

Вместе за общее дело!
Депутат Московской областной Думы от КПРФ Елена Мокринская приняла участие в благотворительном мероприятии, которое прошло в ЦКиД «Факел» в городском округе Фрязино.

Космос - достояние социализма!
На торжественном собрании, в Шаховском ГК КПРФ в ряды КПРФ были приняты новые товарищи.





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: С КПРФ - к новым вершинам в науке!

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Первый секретарь МК КПРФ Николай Васильев выступил на Общероссийском открытом партийном собрании

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
День космонавтики

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов встретился с членами семей участников СВО в Можайске

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: памятник Ленину в Ларцевых Полянах давно требует реставрации


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда