В.П. Куликов: модернизация экономики невозможна без кардинальных перемен в сфере развития промышленного сектора

59260

Выступление Заместителя председателя Московской областной Думы, секретаря МК КПРФ В.П. Куликова на «круглом столе» фракции КПРФ в ГД  по теме: «Законодательное обеспечение модернизации экономики Российской Федерации».

 В настоящее время активно обсуждаются проблемы российской модернизации, в том числе и стратегия этой модернизации.

Мы должны согласиться с тем, что модернизация экономики невозможна без кардинальных перемен в сфере развития промышленного сектора.

По данным Минпромторга, в настоящее время на промышленную политику в Российской Федерации непосредственное влияние оказывают порядка 60-ти федеральных законов, 10-ти указов и распоряжений Президента, а также более 110-ти постановлений и распоряжений Правительства России.

Не так давно премьер В.В. Путин лично возглавил правительственную комиссию по высоким технологиям и инновациям. И теперь и у президента и у премьер-министра – по такой комиссии.

Но, как говорится, «у семи нянек дитя без глаза».

На федеральном уровне отсутствует единый комплексный закон, определяющий промышленную политику государства. Такие понятия, как «промышленность» и «отрасли промышленности» не определены. Четко не установлены и полномочия органов власти разных уровней в сфере развития промышленного сектора экономики. Отдельного классификатора «Промышленность» в федеральном бюджете также не предусмотрено.

Государственная поддержка промышленного сектора осуществляется в соответствии с разработанными стратегиями, концепциями, программами и планами развития отдельных отраслей промышленности (вот такое широкое многообразие документов только по одним названиям).

Кроме того, что эти документы носят несистемный характер, т.к. имеют разную методологию, понятийный аппарат и различный инструментарий — у них отличаются и горизонты планирования.

Например,

- стратегия развития электронной промышленности планируется до 2025 года. И это при том, что подзабытая «стратегия 2020» (план Путина) предусматривает модернизацию экономики до 2020 года;

- развитие металлургической, судостроительной, легкой промышленности – до 2020 года;

- развитие химической и нефтехимической промышленности, транспортного машиностроения, гражданской авиационной техники, авиационной промышленности, промышленности боеприпасов и спецхимии, промышленности обычных вооружений – до 2015 года.

А план мероприятий по развитию станкоинструментальной промышленности, т.е. отрасли «производства средств производства» или группы «А» советской экономики, отрасли, про которую зам. Председателя Правительства России Сергей Иванов 3 года назад сказал, что «она лежит ниже плинтуса» — заканчивается в 2010 году, оставшись практически невыполненным.

На нашем «круглом столе» я представляю Подмосковье. Это регион, в котором доля промышленности в структуре оборота организаций всех видов экономической деятельности составляет около 30 процентов, а научный потенциал сосредоточил 20 процентов  общероссийского. Здесь также сосредоточено три научных центра Российской академии наук, девять наукоградов Российской Федерации, почти 150 высокотехнологичных организаций оборонно-промышленного комплекса, с широким спектром проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Но не стоит забывать, что в России большая часть промышленной продукции создается на мощностях, унаследованных от советской эпохи. Так что необходимо признать – производственные фонды стареют, инфраструктура разрушается.

В минувшем году в Подмосковье было зарегистрировано большое количество убыточных промышленных предприятий – 32%. Еще больше убыточных предприятий в строительстве – 35,9%.

Износ оборудования в промышленности превышает 40%, а в научных учреждениях он составляет почти 62%.

В 2009 году инвестиции в основной капитал сократились более чем на 20%, иностранные инвестиции сократились на треть.

Очевидно, что на базе устаревшего производственного капитала невозможно обеспечить ни приемлемую конкурентоспособность производимой продукции, ни высокую производительность труда и требуемые масштабы ресурсосбережения, ни устойчивые темпы экономического роста.

Для развития производительных сил и подъема промышленных производств в ближайшее десятилетие необходимо, чтобы российское производство ориентировалось не на экспорт (вопреки распространенному мнению), а на обеспечение внутреннего рынка. Выход из кризиса следует увязывать не с увеличением экспорта сырья и полусырья, тем более что спрос на него на внешнем рынке от нас мало зависит, а с увеличением спроса на отечественные товары на внутреннем ранке.

Ошибочным и обременяющим развитие российских производств является решение Правительства РФ о повышении цены газа на внутреннем рынке с целью получения монополистами равных доходов по сравнению с доходами от экспорта газа. Причем равнодоходность увязывается с нынешним курсом доллара к рублю. Последствием такого шага стала дестабилизация и без того сложного положения промышленных предприятий, повышение рублевой цены на электроэнергию и далее по всей цепочке операций и переделов на многие товары.

Приходится констатировать, что цена на электроэнергию в России по отношению к базисным товарам (хлеб, кварплата, транспорт), а также к минимальной и средней зарплате становится самой дорогой в мире.

Не являются ли подобные шаги причиной парадокса, когда в условиях кризиса цены на товары во всем мире падают, а в России растут, так же как растут темпы инфляции, по сравнению с развитыми странами?

С учетом опыта работы промышленных предприятий различного профиля в Московской области, для обеспечения ускоренного промышленного роста и решения вопросов инновационного развития промышленности, считаем необходимым обозначить следующие направления развития:

  • Первое – совершенствование правовой базы по вопросам формировании и реализации государственной промышленной и инновационной политики:

 

1. Осуществить доработку и принятие федеральных законов о
промышленной и инновационной политике в Российской Федерации;

2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнести участие в формировании и реализации государственной научно-технической политики, в том числе софинансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

3. Внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части упрощения процедур предоставления  государственных гарантий, изменения условий авансирования выполнения мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами и государственным оборонным заказом;

4. Ускорить принятие изменений в главу 77 Гражданского кодекса РФ в части определения порядка распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета;

5. Внести изменения в Налоговый кодекс РФ в части расширения возможностей получения инвестиционного налогового кредита, введения сокращенного срока возврата НДС для экспортеров продукции;

 

  • Второе – создание системы стимулирования технического перевооружения и технологической модернизации действующих предприятий:

 

1. Предприятиям, приобретающим оборудование для технического перевооружения, предоставить возможность получать отсрочку по уплате НДС до момента введения оборудования в эксплуатацию;

2. Рассмотреть вопрос о снижении таможенных пошлин на ввозимое технологическое оборудование и запасные части к нему;

3. Разработать механизм предоставления государственных гарантий при пользовании банковским кредитом для модернизации основных фондов;

 

  • Третье – государственная поддержка подготовки кадров:

 

Повсеместно отмечается ухудшающаяся ситуация в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров. Поэтому необходимо создать систему стимулирования предприятий для вложения средств на подготовку квалифицированных кадров и специалистов, в том числе инженерных кадров путем целевой подготовки, на договорной основе.

Раньше подготовкой кадров занимались профессионально-технические училища. Например, еще пять лет назад промышленности Подмосковья одномоментно требовалось 52 тыс. рабочих только 4-х специальностей: токарь широкого профиля, слесарь механо-сборочных работ, газоэлектросварщик, электрик. Около сотни ПТУ Московской области готовили 1500 молодых рабочих в год только по этим специальностям.

Однако и эта система начальной профессиональной подготовки будет разрушена в случае реализации находящегося сейчас на рассмотрении в Госдуме проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в соответствии с которым ПТУ вообще выпадают из системы бюджетных учреждений.

 

И последнее.

Еще 2,5 тыс. лет назад великий китайский мыслитель Лао-Цзы предупреждал – «наведение порядка надо начинать тогда, когда еще не началась смута».

Именно поэтому необходимо помнить, что решая задачу модернизации экономики нельзя забывать о людях, о необходимости создания им достойных условий жизни, о вопросах социальной защиты.

Ориентируясь на эти важнейшие вопросы, для подъема экономики и роста производительности труда в современной России также необходимо осуществить следующие меры:

1. Ввести прогрессивный налог на большие доходы и дорогую недвижимость;

2. Сбалансировать издержки, цены и зарплаты с целью снижения рублевых цен на топливо, электроэнергию, сырье, полуфабрикаты и строительство жилья;

3. Произвести инвентаризацию всех инвестиционных программ и сократить неэффективные;

4. За счет дополнительных доходов (п.1) и высвобождаемых ресурсов существенно увеличить объемы жилищного строительства, кратно увеличить финансирование здравоохранения, образования, армии, науки и культуры.

Если не переломить политику, проведение которой ухудшает ситуацию в здравоохранении, образовании, армии, науке – мы поставим под угрозу само существование нации. Она не выживет, имея плохих врачей, учителей, ученых, инженеров, рабочих, солдат, офицеров.

Представляется, что предлагаемые изменения федеральной законодательной базы будут способствовать развитию промышленной деятельности. Очевидно также, что эти изменения должны корреспондироваться с нормами регионального законодательства.

Завершая выступление, хочу сказать – изменения необходимы.
В противном случае дело ограничится точечными прорывами, которые затеряются в общей отсталости промышленности. Однако побочные эффекты от «рваной» модернизации известны:

- высокая затратность;

- низкая экономическая эффективность.

А пока словами главы президентской комиссии по модернизации Сергея Собянина можно сказать, что до высокотехнологичной продукции промышленности нет нужды, так как нет и конкуренции. А также нет денег на внедрение.

Перефразируя известное высказывание, можно сказать — отсутствие механизма частно-государственного партнерства при осуществлении модернизации, отсутствие дееспособного механизма модернизации, а также четких и жестких правил по ходу игры подтверждают, что для предпринимателя есть три верных способа обанкротиться: самый быстрый – казино, самый приятный – женщины, самый надежный – нововведения.

Осознать, что эту ситуацию необходимо менять, я думаю, помогут и рекомендации «круглого стола».

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
  • Вконтакте
  • Комментарии: 0
  • Facebook:
Ваше имя:
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код:
Читайте также
Состоялось рабочее совещание А.В. Гордеева и В.И. Кашина
16 ноября 2018 года состоялось рабочее совещание заместителя Председателя Правительства РФ А.В. Гордеева и Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам В.И. Кашина.

«Жить нельзя без идеи и цели»
25 октября в Жуковском состоялось торжественное собрание, посвященное 100-летию ВЛКСМ. Оно собрало комсомольцев прошлых лет, ветеранов партии, пионеров, молодежь, сочувствующих горожан.

Памяти Виталия Петровича Лазарева
От нас ушел замечательный человек, гражданин и патриот нашей Родины, ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 года, Почетный ветеран Подмосковья, полковник ВВС воевавший на 6-ти фронтах.



Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Программу научно-технического развития АПК – в жизнь

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
П.Н. Грудинин: Мы на пороге великих перемен

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Кому и зачем понадобилась пенсионная реформа?

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Лекарственное необеспечение

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, Председатель Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы
Итоги выборов в Подмосковье: КПРФ укрепляет позиции

Сергей СОСУНОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Власть и мусор: жителям Подмосковья пообещали «генеральную уборку». Чего ожидать?


 

 

контакты

Телефоны:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57
Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Все данные

Отделения КПРФ в Московской области:

партийная пресса

  • "Подмосковная правда", МК КПРФ
  • "На русском рубеже", г.Щелково
  • Газета "Советская Коломна"
  • Газета "Позиция", г.Королев

 

  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда