Садясь за написание этой статьи, я прекрасно отдавал себе отчет в том, что все сказанное по поводу очередных взрывов в метро будет всего лишь страшной, но полуправдой о времени, в котором мы живем. Правда проста - у нас опять погибли люди. Много людей. Погибли потому, что временно забыли, что живут в состоянии войны. Они расслабились, потому что по телевизору сообщали, что в России все спокойно. Нет, конечно, есть отдельные недостатки, но они такие маленькие, неказистые. Президент с премьером в курсе. Держат, так сказать руку, на пульсе. Виновных в недостатках, конечно же, когда-нибудь накажут. Так что спите, дорогие граждане, а проснувшись, отправляйтесь на работу. Вот мы и поехали. Поехали, как всегда, используя самый скоростной и надежный в мире транспорт - московское метро. Мы поехали и не вернулись. Нас настигла война. Война, о которой нам врали, что ее уже нет.
В течение первых двух часов после трагедии мне позвонили десятки друзей и коллег. Причина проста - редакция газеты находится рядом со станцией метро «Чистые пруды». И я вполне мог оказаться и в том поезде, и даже в том вагоне на «Лубянке». Не оказался, повезло. Наши ветераны Великой Отечественной прекрасно знают: на войне иногда просто везет. Ты тоже был в той атаке, но вот его уже нет, а на тебе ни царапины. Пока мы перезванивались, выясняя, кто жив, а кто нет, правительство работало.
На экране вместо жертв войны - сплошные заседания и отчеты ответственных лиц. Стольких уже нет, а столькие - пока живы. Складывалось впечатление, что лица эти, в первую очередь, отвечают не за безопасность граждан, а за качественный подсчет понесенных потерь. Есть у нас претензии по подсчету? Нет. А вот к уровню безопасности у нас претензии большие! Но ответов на мучающие нас вопросы по телевизору, посредством которого и осуществляется связь между нами, болезными, и ими, властными, мы пока не получили. А таких вопросов к президенту, премьеру, мэру и иже с ними лично у меня вагон и маленькая тележка. Задам лишь несколько.
Вопрос первый: чем все эти люди и их подчиненные занимались в период времени с 7.56 до 8.39 часов утра? Почему нельзя было уже после первого взрыва остановить работу подземки? Это подарило бы шанс на жизнь тем, кого взорвали на станции «Парк культуры». Да, они опоздали бы на работу. Но они остались бы живы! А это и есть главная задача государства. Она не выполнена.
Вопрос второй: почему первая информация о взрыве появилась лишь спустя полчаса после того, как он состоялся. Что у нас там со связью и информацией, с экстренным оповещением граждан? Почему оно у нас не экстренное? Кто у нас за это отвечает? Ведь если бы я и такие же, как я, узнали о взрыве в 8.00, то вряд ли отпустили бы жену на работу или ребенка, который учится в центре города, в школу. Я не государство, для меня их жизнь дорога. Да и для вас, я убежден, тоже.
Даже если исходить из того факта, что предотвратить теракт якобы нельзя, то свести жертвы к минимуму наверняка можно. Можно, если проявить профессионализм. А кто из представителей специальных служб его проявил? Нас уверяют, что взрывы в метро - это ответ террористов на гибель Саида Бурятского. И что же у нас получается в сухом остатке? Мы обменяли жизнь этого самого бородатого дядьки на жизни сотни наших сограждан, сорок из которых так и не узнают, кто и за что их убил. О родственниках погибших я не говорю. Это и есть профессионализм спецслужб?
Вопрос третий: почему, несмотря на имеющийся у нас огромный опыт (это не я говорю, это начальство говорит!) по борьбе с терроризмом, люди с килограммами взрывчатки свободно разгуливают по столице нашей Родины? Заметьте, не с цветами, а с тротилом. И никто о них не знает. Ни ФСБ, ни МВД. И поэтому возникает вопрос четвертый. А каким образом эти органы борются с терроризмом? И борются ли они с ним вообще? Может быть, нам, как тогда, после взрывов на ул. Гурьянова и Каширке, снова подключиться, подставить правоохранителям плечо, опять начать по ночам бродить с разводными ключами вокруг домов? Ну не справляются они без нас!
Единственное, к чему у меня вопросов не возникло, - это к нашим якобы аналитическим программам. Вот президент возлагает цветы, вот премьер клеймит агрессора нехорошими словами. В программе «Честный понедельник» тоже сплошной позитив и аналитика. И уже практически начинаешь верить, что в России по-прежнему все относительно спокойно, а нашей безопасностью занимаются профессионалы, которые, похоже, находятся в состоянии глухой и слепой обороны. И, видимо, достижения у них есть! Так, депутат-«единоросс» В. Васильев успокоил сограждан тем, что взрывают не только у нас, а практически везде. Судя по телерепортажам, того же мнения придерживаются и руководители страны. Но им проще так считать, они ведь в метро не ездят. А мы ездим. Ездят наши дети и родственники. И как им объяснить, что все мы заложники на чужой войне, что именно кто-то из них должен уже завтра ответить своей жизнью за жизнь Саида, Магомеда или еще кого-то, нам малоизвестного и малопонятного?!