В преддверии светлого праздника Победы грустно писать это повествование о торжественной церемонии вручения ветеранам юбилейной медали «65 лет Победы в Великой Отечественной войне».
Время неумолимо, его не остановить, но память должна быть вечной. Как говорил П.А. Столыпин, «если народ забывает свою историю, то он превращается в удобрение, на почве которой процветают другие народы».
Кто-то верно сказал: «Родину не выбирают… и умирают!» Уходят от нас ветераны войны. Все, что смогли, они выполнили. Мы теперь живем за них и благодаря им! Светлая им память! Мы - их дети, но как рассказать внукам, правнукам об их подвигах, о труде во имя победы.
Нынешнее поколение привыкло верить не словам, а фактам и документам. Как объяснить, что их предки были достойны своих наград, раз эти награды присуждены им, но… нет награды - нет доказательства. Иными словами, нет человека - нет проблемы.
Приношу извинение за столь длинный пролог, но событие, побудившее к написанию оного, омрачило предвкушение празднования 9 мая - Дня Победы!
Моя мама Тамара Максимовна Гурьянова, 1923 года рождения, ветеран Великой Отечественной войны, была представлена к награждению медалью «65 лет Победы в Великой Отечественной войне» еще при жизни. Она скончалась 17 марта 2010 года.
Приглашение с текстом: «Уважаемый ветеран Великой Отечественной войны! Приглашаем Вас на торжественное вручение юбилейной медали «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», которое состоится в школе № 23 22 апреля 2010 года в 14.30 по адресу: Новомытищинский пр-т, д. 74. При себе иметь удостоверение ветерана ВОВ. В случае невозможности Вашего присутствия на торжественном мероприятии, Вы можете обратиться по вопросу вручения юбилейной медали в Управление муниципальной службы Администрации Мытищинского муниципального района, по адресу: г. Мытищи, Новомытищинский пр-т, д. 36/7, стр. 2, 4-й этаж, каб. 412. Справки по телефону: 581-81-94, 586-21-50» - я вынул из почтового ящика в начале апреля. А 22 апреля пришло поздравление от главы администрации Мытищинского муниципального района и председателя Совета депутатов Мытищинского муниципального района: «Поздравляем Вас с 65-й годовщиной… Навсегда останутся в памяти… Мы благодарны Вам за несокрушимую волю… Искренне желаем Вам здоровья… низкий поклон… душевного тепла и внимания окружающих…»
Окрыленный такой «заботой» и «вниманием», думая только о том, что получу награду моей мамы, которая прибавится к уже имеющимся, и буду показывать ее своей дочери и внуку, я отправился на мероприятие. Но произошло странное: я показал, как и было велено в приглашении, мамино удостоверение ветерана Великой Отечественной войны (серия ВВ № 046327). На всякий случай предъявил ее удостоверение «Ветеран труда» (серия В № 5028596) и, естественно, свой паспорт.
Маму отметили в списке, и я прошел в зал на торжественное мероприятие.
Но не давало мне покоя то, что я не сказал, что мамы уже нет! Вспоминая о том, что награды вручают и посмертно, я был уверен: награда будет передана мне как сыну ветерана. Однако не сиделось мне на месте, тем более, что мероприятие задерживалось, вероятно, ожидали представителя администрации или депутатского корпуса. Я не выдержал, подошел к столу регистрации, показал свидетельство о смерти мамы. И тут меня настигло непредвиденное!
Очень молодая дама, очевидно, ответственная за этот процесс, завизжала: «Вычеркните немедленно из списков к вручению наград, немедленно! Как вам не стыдно, молодой человек…» Я лишился дара речи и не нашелся что-либо возразить. Мне сразу привиделось, что и эти списки, и решения о награждении ветеранов составляла ОНА!
Удаляясь, я услышал за спиной: «…чуть не скомкал нам все мероприятие…» Да, прав Жванецкий. Для нашей номенклатуры важен процесс, а результат это - второстепенно, в процессе - ОНИ, в мероприятиях - все другие!
Бывая в Берлине, в Тиргартен-парке, в Трептов-аллее, я с уважением смотрю, как заботливо ухожены мемориалы наших воинов, ИХ победившие, как позолочены списки всех солдат и офицеров нашей армии. Бывая в Вене, столице Австрии, которая породила главного нациста, приходя к мемориалу наших солдат, я наблюдаю, как ИХ деды приводят своих внуков, указывая на надписи и тексты на русском языке. В маленькой деревушке в Чехии перед костелом стоит памятник двум русским солдатам, всего двум, из 27 млн, освободивших мир от коричневой чумы. Надпись от благодарных жителей - и лежат живые цветы.
В Германии, в Дортмунде, я встречался с немцем, ветераном войны. Ему почти 90 лет, он служил в войсках «Панцерфауст СС». О войне, в которой ему довелось участвовать, он рассказывал не с восторгом, все время опускал голову вниз. Он говорил по-русски с акцентом, видно, стесняясь своих воспоминаний. Ему, 90-летнему старику, было стыдно передо мной, сыном отца, которого призвали в Красную Армию в мае 1937 года и который вернулся домой в 1948 году. Одиннадцать лет он защищал Родину, в отличие от этого немца, которому довелось воевать всего три года! Немца мучала совесть!
Мучает ли совесть наших граждан, ответственных за мероприятие «Эстафета памяти»?
При жизни моя мама была достойна награды, а после кончины - нет?