Проблемы становления и развития местного самоуправления периодически поднимают на самом высоком уровне власти нашей страны. Однако создание устойчивых финансовых основ местного самоуправления, непосредственное участие населения в осуществлении местного самоуправления, создание депутатской вертикали и многие другие вопросы остаются в стороне от постоянного их внимания.
Похоже, что руководство страны сводит многие проблемы местного самоуправления к проблеме контроля депутатов за деятельностью главы муниципального образования (в нашем случае района, сельского или городского поселения).
С начала 90-х годов этот вопрос штурмовали и многие депутаты. Они надеялись, что появление депутатов, работающих на постоянной основе, формирование Советов депутатов на основе партийных списков, создание дополнительного органа местного самоуправления – ревизионной комиссии, всё это в отдельности или в совокупности позволит контролировать исполнительную власть более ответственно, с большей эффективностью.
К сожалению, этого не происходит. Если в районный бюджет поступает только меньшая часть налогов, если жилье для учителей и врачей практически не выделяется (а купить квартиру невозможно), если не строятся современные детские сады, школы, лечебные учреждения (федеральный и областной бюджет средств на это не выделяют), то ежегодный отчет главы района не может являться поводом для признания исполнительной власти источником всех бед.
Депутатский корпус должен в ходе подготовки к отчету главы получить глубокую аналитическую информацию о реальном состоянии дел, чтобы сделать необходимые выводы, увидеть пути улучшения работы Администрации и совместно с Администрацией и Главой защитить интересы района перед руководством области.
Газета «Подмосковная правда» уже рассказывала о попытках фракции КПРФ Щелковского райсовета проанализировать плачевное состояние здравоохранения в районе. Есть в этом определенная вина действующих властей, в первую очередь это вина Министерства здравоохранения Московской области с его позицией наблюдателя «сверху».
А кто виноват в том, что район по доходам на душу населения на 54-м месте в области, и при этом уже много лет «ходит» в передовиках по развитию экономики?
Чтобы провести отчет Главы организованно, с максимальной эффективностью, по инициативе депутатов нашей фракции подготовлено положение об отчете Главы, которое должно регламентировать процедуру проведения отчета. Депутаты надеются, что такой отчет вскроет реальную ситуацию взаимоотношения района с областью, покажет положительные и отрицательные стороны деятельности Администрации.
Однако, как мне представляется, Глава района не заинтересован в высоком уровне понимания депутатами современных проблем развития местного самоуправления в районе. Формально придираясь к нормам положения об отчете (он его не подписывает), он тем самым затягивает не принятие отчета главы, а затягивает начало совместных действий Главы и депутатов по защите интересов избирателей, района перед руководством области.
Только глубокое понимание ситуации в районе сделают наши действия эффективными. Мы должны вместе понять, что в основе многих проблем лежат не противоречия между исполнительной и представительной ветвями власти местного самоуправления, а попытки решения, проблем области за счет муниципальных образований.
Сергей ВАРГУЗОВ,
руководитель фракции КПРФ
Совета депутатов Щелковского района