Лесные пожары, охватившие полстраны, держат людей в страхе, а сообщения о пожарах в России сегодня больше напоминают сводки военных времен: сколько домов сгорело, сколько человек пострадало и погибло, где появились новые очаги возгорания, сколько людей и техники задействовано на тушении.
Наверное, нет надобности перечислять, где и что горит. Ситуация меняется каждый день, каждый час. Локализовали один очаг возгорания, появился новый - и так цепная реакция. Горят тысячи гектаров земли. Особенно сильно в Московской области страдают жители юго-востока. К традиционно пожароопасным районам, таким как Шатурский, Егорьевский, Орехово-Зуевский, добавились Коломенский, Луховицкий, Павлово-Посадский, Дмитровский, Воскресенский, Раменский, Ногинский районы. Соседние с ними города окутаны плотным, едким смогом. Люди задыхаются от гари, видимость достигает пяти метров.
Понятно, что о реальном размахе пожаров никто не скажет. Цифры далеки от тех, которые озвучивают прорежимные телевизионные СМИ. Зачем сеять панику в народе?! Лучше умолчать, а огонь тем временем сметает на своем пути все, что можно, и человеческих сил уже не хватает, чтобы дать ему серьезный отпор. Горит вся страна. Горят поселки, деревни, города…
Прогнозы синоптиков тоже неутешительны: жаркая погода сохранится еще, как минимум, весь август. А это значит, что пожары только усилятся. Страшно, очень страшно. Страшно от того, что никто не защищен. Власть, допустившая такой размах лесных и торфяных пожаров, расписалась в своей беспомощности и неспособности гарантировать безопасность населению. Это приговор всей порочной системе «свободной демократии».
Уже сейчас, когда по-прежнему полыхают леса, можно сделать главный вывод из всего происходящего: тысячи сожженных гектаров леса, многочисленные неоправданные жертвы - причины этого появились не сегодня и не вчера. Давайте смотреть правде в глаза: все это накапливалось годами. Достигнута критическая точка кипения. Мы к этому планомерно шли и дошли до того, что гибнут люди. Не на войне, а от беспощадного пламени, заживо сгорая в адском огне.
Годы реформирования «всего и вся» сыграли с Россией злую шутку. В советское время одну из ведущих отраслей народного хозяйства занимала переработка леса. По объему она шла следом за нефтью и газом. Обработка и переработка древесины были поставлены на широкую ногу. Пристальное внимание уделялось охране и очистке лесных массивов.
Отлаженная система лесничества, ответственность за вверенную территорию обеспечивали сохранность леса. Система пожаротушения была сосредоточена в одних руках. В каждом колхозе была собственная пожарная бригада, которая могла оперативно выезжать на место возгорания. Материально-техническая база была на уровне. То есть меры принимались очень серьезные, потому что все отдавали себе отчет, что это стратегически важно для обеспечения безопасности. И ведь так и было, никаких мало-мальски серьезных ЧП старожилы не припомнят.
А теперь давайте посмотрим, к чему мы пришли, и попытаемся ответить на один вопрос: почему Россия погрузилась в огненный мрак? Далеко за ответом ходить не надо. Просто надо взглянуть на то, что стало с сельским хозяйством (а также с промышленностью, образованием, здравоохранением, безопасностью), посмотреть на поля и обочины дорог, заросшие бурьяном, на леса, заваленные сушняком. И как тут не гореть?
И, пожалуй, главной «фишкой» реформ стал принятый в 2006 году новый Лесной кодекс, благодаря которому леса фактически оказались бесхозными. Закон стал миной замедленного действия, приведшей сегодня к катастрофическим последствиям.
Поэтому пенять сегодня на человеческий фактор: люди сами поджигают, ведут себя в лесах «некультурно и небрежено» - и списывать все на аномально жаркую погоду, по меньшей мере, абсурдно. Да, не без этого, но это не главная причина. Вообще, пожаров можно было бы и не допустить или свести все к минимуму, приняв своевременно меры противопожарной безопасности. Почему опомнились и засуетились только тогда, когда масштабы пожара приняли небывалые размеры? А телеспектакль, разыгранный двумя «лидерами нации», разговаривающими по телефону, где один советуется с другим, привлекать ли военных к пожаротушению, еще раз подтвердил, что власти занимаются чем угодно, но только не управлением страной. Они и только они ответственны и виновны во всем происходящем в стране. А попытки найти «козлов отпущения» в лице глав администраций районов показывает их слабость и безответственность, нежелание признавать собственные ошибки.
Когда наконец-то потушат последние пожары, чиновники будут долго заседать в высоких кабинетах, рассуждать, что и как делать дальше. Последует много высокопарных слов о заботе и стратегии развития лесного фонда. Мы это уже все проходили. Надоело…
Бушующие пожары в стране отражают нынешнее состояние российской жизни. Россия очень давно шла и, к сожалению, продолжает идти по заведомо проигрышному пути. Она превращается в зону повышенного риска, где жить становиться все опаснее и опаснее. И самая страшная опасность исходит от нынешней власти.