В конце 1980-х годов, с началом горбачевской перестройки, криминальная обстановка в СССР стала резко ухудшаться. С развитием кооперативного движения в обиход жителей нашей страны вошли не знакомые для социалистического общества слова: рэкет, бандиты, разборки, стрелки, мафия.
Практически ежедневно в новостях стали говорить о перестрелках, взрывах, похищениях, вымогательствах, убийствах, грабежах и разбойных нападениях. У богатых появилась личная вооруженная охрана. А простому человеку стало страшно выходить на улицу, так как он не знал, вернется домой после посещения рынка или нет.
Ситуация стала выходить из-под контроля, в связи с чем 17 июня 1985 года появились приказы МВД СССР «Об усилении борьбы с организованными группами» и «Об усилении борьбы с деятельностью лидеров уголовно-преступной среды». Но, к сожалению, ожидаемого эффекта это не принесло, так как у большинства милиционеров просто не было опыта борьбы с хорошо организованными бандами. Да и технически и финансово бандиты превосходили сотрудников МВД. Потребовалось более трех лет откровенного бандитского беспредела, чтобы руководство МВД СССР выпустило в свет приказ № 0014 от 15 ноября 1988 года «О создании управления по борьбе с организованной преступностью» (УБОП). Убоповцев стали снабжать всем необходимым: лучшим вооружением, экипировкой, появлялась техника, транспорт. УБОП стал элитным подразделением, где работали лучшие из лучших. Ежедневно нарабатывался бесценный опыт борьбы с «мафией».
Но тут вновь сотрудники УБОП столкнулись с очередной проблемой - несовершенством законодательной базы. Написанный во времена социализма Уголовный кодекс не имел в особенной части составов преступлений, характерных для капиталистического общества. Однако и этот законодательный пробел убоповцы смогли ликвидировать, несмотря на визги либеральных СМИ о нарушении прав человека и откровенный саботаж со стороны чиновников. Постепенно УБОПы коренным образом переломили криминогенную ситуацию с бандитизмом и стали наводить порядок с организованными преступными группами, подрывающими экономическую безопасность страны, с коррупционными проявлениями во властных структурах. И вот тут нашла коса на камень. Очевидно, что власть имущие испугались. Иначе это никак не объяснить.
В 2001 году к руководству МВД приходит Борис Грызлов (нынешний лидер «Единой России»), который принимает решение о ликвидации региональных УБОПов - наиболее эффективных и независимых подразделений по борьбе с оргпреступностью и коррупцией. А УБОПы на местах переподчиняются местной милиции. По сути, убоповцам связали руки. Что произошло в стране с 2001 года, мы все видим: появились и легализовались олигархические структуры, произошло дичайшее, на мой взгляд, расслоение общества, уровень коррупции поставил общество на грань выживания, ну и последнее - бандитизм опять вышел из-под контроля, что ни день, то репортаж о ворах в законе, убийствах, избиениях, нападениях, взрывах, убийствах. Людей вырезают целыми семьями, вместе с детьми…
Мне непонятно, чем руководствовался президент страны, подписавший указ от 6 сентября 2008 года № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ», в соответствии с которым УБОПы были полностью ликвидированы, а на их основе созданы управления по борьбе с экстремизмом. Может быть, для нынешней власти бороться с инакомыслием намного важнее, чем с бандитизмом, коррупцией и ворами в законе? И, более того, мне непонятно решение о ликвидации Центра по борьбе с терроризмом при Главном управлении по борьбе с оргпреступностью. У нас что, по данной линии работы все в порядке?
Так сложилось, что, распутывая сети глобальных коррупционных связей, сотрудники РУБОП, УБОП не раз убеждались: чем больше в порочной системе денег, тем более вышестоящие чины за всем этим стоят. Согласно милицейской логике, кому менее всего нужна структура по борьбе с организованной преступностью, так это самим чиновникам. Уголовный розыск и УБЭП, которым передали работу УБОПов, в лучшем случае успевают только реагировать на совершенные преступления, но не на их предотвращение и системную работу по контролю ситуации в преступном мире.
В моей жизни многое связано именно со службой в УБОПе. 15 ноября мы отметили очередную, 22-ю годовщину со дня образования в системе МВД подразделений по борьбе с организованной преступностью. Это наш праздник. Его нельзя никому отменить, запретить, заставить забыть, даже президенту... Мы всегда будем помнить о наших боевых товарищах, погибших при освобождении заложников, задержании бандитов. Товарищей, которые не вернулись из служебных командировок. Подвиг их не будет забыт, пока мы живы и живы наши дети и внуки. Хочется надеяться, что здравый смысл возобладает, и в новой структуре МВД найдется место для подразделений по борьбе с организованной преступностью.
Андрей Яковлев,
полковник милиции в отставке,
депутат Совета депутатов Сергиево-Посадского района,
член РК КПРФ