18 января фракция КПРФ в Государственной Думе и движение «Образование - для всех» провели парламентские слушания по теме «Две концепции Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»: сравнительный анализ». Перед участниками форума выступил депутат Московской областной Думы, первый секретарь Орехово-Зуевского РК КПРФ, член ЦК КПРФ Шахбала Вейселович Вердиханов
В последние 2,5 года много и на различных уровнях говорят о мировом финансовом кризисе, но умалчивают о другом кризисе. Он более длительный, более глубокий, более системный и более опасный, как по своим масштабам, так и последствиям – это кризис воспроизводства человека, его культуры, духовности, морали, нравственности и т. д.
Одной из основных причин, породивших этот кризис, являются те реформы, новации, которые навязаны властью системе образования.
Сейчас стране навязывают новый закон об образовании, по сути второй по важности закон после Конституции. Учитывая важность этого закона, мы должны ответить на следующие вопросы (и постараться довести ответы на них не только до образовательного сообщества, но и до большинства народа):
1.Что происходит с системой образования?
2. Почему это происходит, то есть кому это выгодно, чьим интересам служит?
3. Какое образование нужно для граждан России?
Советская система образования, по общему признанию, была одна из лучших в мире. Это можно подтвердить множеством примеров, но остановлюсь только на одном, на нашей семье, на семье моих родителей. У моих бедных и безграмотных родителей родились 9 детей в самом высокогорном населённом пункте в Европе. Благодаря Советской власти, все выжили и получили то или иное образование, а пятеро – высшее. Один из них я. Окончил нерусскую школу, 2 года работал чабаном, 3 года служил в армии, закончил Московский ВУЗ (замечу, что мы – 3 брата одновременно учились очно), поступил в аспирантуру по кафедре теоретической физики, защитил диссертацию и почти 40 лет занимаюсь научно-педагогической деятельностью. Среди научных работ – 10 учебников и учебных пособий по теоретической и математической физике, часть из которых издана на испанском языке. В Советское время это было не исключение из правил, а было само правило. В сегодняшних реалиях это будет как раз исключением из правил, ибо из 7,5 млн. студентов почти 70% оплачивает своё образование.
Почти 20 лет идут реформы, модернизации. К чему пришли, что мы имеем сегодня?
Бесконтрольный рост негосударственных ВУЗов; переименование педагогических и других ВУЗов в университеты (названия поменяли, а суть?); ЕГЭ; государственные образовательные стандарты; вступление в Болонский процесс; уровневая система образования и т. д.
А как это сказалось на качестве образования? Как повлияло на человека, да и на общество в целом? Стали ли люди умнее, добрее? Здорово ли само общество, в котором образовывается, формируется человек? Ответ очевиден.
Все эти «перестройки», «реформы», «модернизации» привели к разрушению традиционных культурных, духовных, нравственных ценностей. В результате человек становится более жестоким, агрессивным, циничным, происходит его деградация – как мыслящего существа. Можно сказать, что нация больна.
Почему? Ведь, казалось бы, государство, общество в целом должно быть заинтересовано в том, чтобы граждане были патриотами, широко образованными, масштабно мыслящими? В чём дело? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо подходить с классовых позиций. Тогда всё станет ясно. Наука установила, что только 10% населения способны самостоятельно мыслить, логически рассуждать, ставить вопросы и находить на них ответы. А нужно ли олигархам, власть придержащим, так называемому, «мировому правительству», чтобы 10% из бедных слоёв населения, масштабно мыслили, ставили вопросы, и находили на них ответы? Нет, не нужно. Это для них смерти подобно.
А что им нужно? Главная их цель – сохранение богатства и власти. Для этой цели необходимо управление большими массами людей. Задача непростая, ведь нужно изменить сознание миллионов людей, нужно сформировать миллионы «винтиков», обслуживающих новых хозяев. Задача значительно упрощается, если планомерно отуплять людей.
А это возможно при установлении жёсткого контроля за системой образования, подчинении всего содержания образования (обучения и воспитания) целям и задачам глобализации.
Поэтому образование носит двоякий характер. Для элиты – дорогостоящие, престижные, (желательно, за рубежом) образовательные учреждения, где готовят будущих хозяев и управленцев массами. Для остальных – достаточно лоскутное, осколочное, фрагментарное образование. В результате дифференциации образования, наряду с социальным расслоением, происходит также и интеллектуальное расслоение общества. Фактически планируется модернизировать образование по образу и подобию западной модели, точнее – США.
Образование стало важнейшим инструментом ускоренного проведения глобализации. Её цель – создание единого глобального рынка с легко управляемым населением, жизненные потребности которого ограничились бы, в основном, материальными ценностями и самыми простыми запросами. Как говорится – «хлеба и зрелищ».
Не секрет, что в мире идёт жестокая борьба за выживание – за географические и геополитические пространства, сырьевые и энергетические ресурсы, за глобальный рынок и т. д. Остриё глобализации направлено, в первую очередь, против России.
Глобализаторам, «мировому правительству» не дают покоя размеры и богатства России. В нашей стране проживает всего 2% мирового населения, а владеем почти 30% мировых ресурсов: земля, чернозёмы, леса, пресная вода, нефть, газ, почти вся таблица Менделеева. Захватить Россию, оккупировать при помощи военных действий не представляется возможным – мы пока ещё ядерная держава. Значит надо поступить, как поступили с Советским Союзом – разрушить изнутри, включив в этот процесс внутренние силы. Значит – надо разрушить систему обучения и воспитания, культуру, духовность и т. д.
Современному капиталу не нужен культурный человек с глубокими знаниями, развитыми социальными, нравственными и эстетическими чувствами, ибо они обостряют восприятие социальной несправедливости, стимулируют классовую борьбу, наполняют ее глубоким гуманистическим, нравственным смыслом.
Человек знаний, культуры и собственного достоинства страшен для капитала.
Капитал выкопал целую пропасть на пути преображения человека труда в человека культуры. Он подменил созидание духовных ценностей созданием псевдокультурного суррогата. Сформировал целую индустрию производства массовой бездуховности.
Отчуждение от культуры – одна из отвратительных черт буржуазного общества. Сохранение такого общественного устройства таит угрозу самому существованию человечества.
В борьбе мирового капитала за сохранение своей власти на карту поставлено всё. Вот почему наше образование превратилось в объект активной духовной агрессии Запада. Политика западнизации страны закономерно сопровождается русофобией, ибо утвердить рыночные ценности в массовом сознании невозможно, не уничтожая в нем ценностей русской, советской цивилизации. Фактически речь идет о культурной перелицовке, а значит – о сущностном уничтожении целого народа. Борьба идет по всему фронту. Русский язык подвергается опошлению, примитивизации, варваризации.
Многие понятия такие как «труд», «любовь», «целомудрие», «совесть», «стыд» выдавливаются из него под напором блатного жаргона. Всё это брошено под копыта «Золотого тельца». Вульгаризация языка с неизбежностью ведёт к одичанию общественного сознания.
Искажается русская история. Базовые ценности жизни народа формируются всей историей. Они закодированы в духовной культуре. Это и определяет особенности национального сознания. Физически и духовно вымирает русская деревня – хранительница народной культурной традиции.
Народ жив, пока жива, защищена его культура, его язык. Лишившись их, он перестаёт быть народом. Утратив своё национальное своеобразие, он теряет ощущение опасности своему существованию. Вот тогда-то его ценности подменяются, и наступает духовное рабство.
Огромную негативную роль в разрушении культурных и духовно-нравственных устоев играют СМИ, особенно федеральные каналы телевидения. Примеров тому множество. Однако, многократные предложения о том, чтобы работу телевидения поставить в определённые рамки, ограничивающие их разрушительное воздействие, ни к чему не приводят. Однажды мы даже услышали ответ одного из самых высоких чиновников государства, что мол «людям это нравится».
В этой связи вспоминается фильм «Человек с бульвара капуцинов». Пришёл «Первый» (First) и учил доброму, хорошему, … Пришёл «Второй» (Second) и решил делать бизнес на низменных чувствах, а зрители были те же. У нас сейчас, к сожалению, хозяином телевидения и является «Второй» (Second). И чуть что он кричит о свободе СМИ.
Абсолютно свободным человеком был Робинзон Крузо, и то до появления Пятницы, а скорее всего, до появления козы. Человек не может быть абсолютно свободным, живя среди себе подобных. Обязательно будут ограничения. Чем богаче человек духовно, чем выше его культура, тем эти ограничения будут строже.
Так называемая «свобода» средств массовой информации оборачивается трагедией для народа.
Понятно, что образовывает, формирует человека вся среда, но главным лицом в этом процессе пока ещё является учитель. Прошлый год был объявлен Годом учителя, и, как насмешка, прошла «оптимизация», что привело к сокращению штатов и снижению заработной платы работникам образования.
Средняя зарплата нашего учителя составляет всего 64% от средней зарплаты в производственной сфере. Тогда как в США, на которое равняются наши «модернизаторы», она составляет 129%.
Может ли нищий учитель в рыночной системе образовывать современных школьников, будет ли он пользоваться у них авторитетом? Естественно – нет.
Одна из основных причин снижения конкурса на педагогические специальности – низкий статус учителя, не востребованность знаний. Президент много говорит об инновациях, но, в то же время, резко сокращается приём абитуриентов по естественнонаучным специальностям. Например, у нас в Московской области уже 3 года не объявляется приём на первую специальность по таким дисциплинам, как физика и химия. А ведь инновации, научно-технический прогресс, в конечном итоге зависят от того, на каком уровне преподаются в школе эти дисциплины. Не надо забывать о том, что у истоков любой профессии находится учитель. Поэтому учитель должен занимать подобающее место в обществе и иметь достаточно высокий статус.
Главная задача, которая должна стоять перед Государством, нормальной властью, – это здоровье нации, здоровье, как в физическом, так и в духовном плане. Все реформы, модернизации должны быть направлены на решение этой задачи. Россия, как суверенное, великое государство может возродиться, если сумеем сохранить всё лучшее, что было в нашей (Российской, советской) системе образования (обучения и воспитания). Только в этом случае можно воспроизводить (формировать) широко и масштабно мыслящих граждан, граждан-патриотов, готовых нести ответственность за свою страну, за будущее своих детей и внуков.