Мы с вами живем во времена грандиозных реформ. В ту самую «эпоху перемен», которой пугали недругов древние китайцы. Но времена, как известно, не выбирают.
С другой стороны, это может быть и забавным - наблюдать реформаторский зуд руководства нашей страны. До тех пор забавно, пока это всерьез не коснется тебя, твоих близких, безопасности страны и до тех пор, пока не захочется выйти на улицу и площади…
Наперегонки высшие управленцы России состязаются в изобретении реформ - одна другой грандиознее. Реформа образования, реформа здравоохранения и наконец - реформа армии.
Если Вы, дорогой читатель, не политик и не военный, то вполне вероятно, что о реформе армии, проводимой в России с 2008 года, Вам не известно ничего. Ну, или почти ничего.
Потому, что исключительной особенностью этой реформы, является её полная информационная закрытость. Вероятно, поэтому не все и не в полной мере осознают её последствия для вооруженных сил нашей страны, а также для национальной безопасности России в целом.
Начавшись в конце 2008 года, реформа эта терпит сокрушительные поражения «на всех фронтах». При том, что положительных откликов Вы едва ли найдете спяток, и исходят они от самих же реформаторов - создателей этой идеи, критикуют же её почти все без исключения. Главным реформатором на этот раз выступает министр обороны. Анатолий Сердюков. Его также называют «маршалом Табуреткиным» (извините, не мы это придумали!) за то, что он не является профессиональным военным, и до получения министерской должности занимался… торговлей мебелью.
Одним из новаторских положений реформы было решение создать армию профессионалов-контрактников. На эти цели было выделено почти 90 миллиардов рублей. Миллиарды благополучно растворились, но армию контрактников создать не удалось. Было решено вернуться к призывной системе. Причем увеличить количество призывников было велено в разы. А достигнуть этого предлагается с помощью нескольких нововведений. Во-первых, срок весеннего призыва решено продлить до осени. Сократить количество ВУЗов, предоставляющих отсрочки от армии и «забривать» студентов после 1-го – 2-го курсов. Еще один способ пополнения рядов призывников – увеличить призывной возраст с 27 до 30-ти лет. Ходили слухи и о возможном увеличении срока службы с одного года до 2 лет 8 месяцев – но пока это из области страшилок военкомов. Но уголовная ответственность для «уклонистов» как раз-таки совершенно реальна.
Чтобы как-то смягчить драконовские меры, Минобороны предложило ряд трудноосуществимых законодательных инициатив. Это – служба недалеко от дома, предоставление двух выходных дней, послеобеденного отдыха (!), отпуска (!!). Кроме всех этих чудес, планируется освободить служивых от выполнения задач, не связанных с выполнением воинского долга: подметать плац-де теперь будут дворники, мыть полы и драить туалеты – уборщицы, а чистить картошку – гражданские работники столовой. Притом не совсем понятно, откуда на всё это возьмутся деньги.
Было также решено существенно сократить численность офицерского состава более чем вполовину. Что успешно и проводится в настоящее время. Обещали всем уволенным в запас предоставить жилье и оказать помощь в трудоустройстве. Как всегда, в полном объеме не получилось, большинство просто выбросили на улицу по достижении пенсионного возраста. Армия лишилась блестящих профессионалов.
А совсем недавно, в начале февраля, министр обороны озвучил решение увеличить численность армии на 70 тысяч офицеров, для создания «военно-космических войск». (На самом-то деле – «воздушно-космических», но что ждать от Табуреткина).
Ликвидировали более 60 военных ВУЗов и научно-исследовательских институтов, имевших богатейший опыт подготовки кадров и научной деятельности. Вместо них создают каких-то 10 убогих учебных центров.
И еще одна новость. Будет ликвидирована военная пресса. Окружные газеты исчезнут. Центральный печатный орган минобороны – «Красная звезда», будет практически избавлен от военных кадров. В газете останутся «служить» в основном гражданские лица и полтора десятка военнослужащих рангом не выше старшего лейтенанта.
А что касается искоренения коррупции... То лучше всего об этом скажет следующая информация.
В декабре прошлого года был объявлен тендер на аренду автомобилей для Рorsche Cayenne, BMW пятой и седьмой серий, Mercedes представительского класса и Toyota Land Cruiser с четырехзонным климат-контролем.
Согласно заявке, 10 млрд рублей уйдут на «оказание услуг по автотранспортному обеспечению» в 2011-2013 годах «для нужд обороны страны и безопасности государства».
Причем в аренду берут и водителей. И никто не хочет слушать экспертов, которые предполагают, что арендованные водители Родину будут защищать только в будни и в рабочие часы.
Так что, теперь-то бояться нечего! Лихие бравые генералы верхом на Поршах - Кайенах закроют Родину своей грудью.
Военные, эксперты и политики оценивают такую, с позволения сказать, реформу, как попытку полного разрушения и полной ликвидации остатков той армии, которая несла русскую победную традицию, армию Победы. Подобное реформирование армии ставит под угрозу обеспечение обороноспособности страны в момент возможной агрессии со стороны других государств.
Тридцать лет назад
Офицеры Советской Армии тогда приравнивались к элите. Да и вся армия вообще была в привилегированном положении. Офицеры гордились своим званием. Зарплата была в 2 – 3 раза выше, чем средняя зарплата инженерно-технических работников. Дети военных, как правило, также становились военными. В любом случае, образование получали хорошее. И бесплатное.
Учитывая приоритет безопасности Родины, государство не скупилось на создание материальных и иных благ для своих защитников. И, соответственно, патриотизм военных был не показушным, а настоящим.
В Клину, как и во многих других городах, были свои военные городки: Клин-5 и Клин-9.
Многие еще помнят, что они, как и все другие городки советской эпохи, были особенной зоной. Жить в военном городке считалось престижным. Министерство обороны заботилось о своих офицерах. И были они, как и тысячи других таких же городков, островками повышенного благосостояния и благополучия. Командование бесплатно предоставляло семьям офицеров квартиры. Здесь были созданы все условия для всестороннего развития военнослужащих, детей и молодежи. Работали открытые спортивные площадки, игровые и тренажерные залы, клубы и кинотеатры. Даже магазины для военных снабжались продуктами гораздо лучше, чем «гражданские». Работали поликлиники, аптеки. Проводились концерты и развлекательные мероприятия.
Сейчас…
Сегодняшние Клинские военгородки представляют собой отдельные удаленные районы города Клин, находящиеся в подвешенном состоянии. Министерство обороны, занявшись реформированием, совершенно перестало заботиться о жителях. От былого благополучия советских времен не осталось и следа.
Военные части этих городков частично расформированы, частично подверглись значительной реорганизации.
Уволенные в запас военнослужащие не могут получить обещанное государством жилье. Не могут найти достойной работы. Устраиваются, как могут: кто сторожем, кто таксистом, кто инспектором.
Бывшие военные с горечью говорят, что отдав свою жизнь защите государства, этим самым государством они теперь забыты и выброшены за борт жизни. У них нет теперь уверенности в завтрашнем дне. Они не могут обеспечить достойную жизнь своим семьям, дать приличное образование своим детям. Они находятся на грани выживания.
Даже элементарные условия для жизни теперь отсутствуют. Закрыты клубы, спортивные залы, поликлиники и даже аптеки. За самым необходимым приходится ездить в город – «на большую землю». По словам жителей, часто на продолжительное время отключают электричество и газ. Прием телепрограмм тоже неудовлетворителен. Дороги разбиты, дома требуют срочного ремонта.
И такое удручающее положение наблюдается в бывших военных городках по всей стране.
Ощущение безнадежности усиливается еще и тем, что так называемая «реформа Армии» еще не закончена, и ничего хорошего от неё уже не ждут. Наблюдения за мероприятиями реформы укрепляют опасения, что вместе с окончанием реформы армии закончится и сама Армия…
Государство испытывает страх перед своей армией
Нищая армия, состоящая из униженных военных, не имеющих надежды на получение жилья, социальных гарантий и просто средств к существованию – такая армия безусловно опасна для власти. Такую армию надо держать в узде, а лучше всего – разрушить. Но какова же должна быть сила этого страха, если он подвигает на разрушение этого пугающего фактора, даже перед лицом нарастающей угрозы внешней опасности?
Более того, судя по высказыванию одного из ближайших помощников министра обороны генерала армии Панкова, указанное ведомство готовится к пресечению возможного недовольства. «На встрече с руководством управления воспитательной работы и военной печати он открыто заявил о том, что в условиях «жесткой реформы» нужно быть готовым к бунту военных на местах и гасить эти выступления до их выхода на публику».
«Эта реформа обещает стать самой разрушительной за три века со времени создания Петром Великим регулярной русской армии. В результате сердюковских реформ мирного времени наша армия вообще может утратить способность защищать Россию. В связи с этим КПРФ решительно осуждает намеченные реформы, требует их остановки, широкого обсуждения в парламенте и с военными специалистами. Ввиду крайне негативной обстановки, возникшей в Вооруженных Силах России по вине господина Сердюкова, и вызванной его действиями угрозы ослабления безопасности России, КПРФ требует его немедленной отставки» (из заявления КПРФ).
Беда в том, что такое отношение к обороне всегда и непременно очень дорого обходится стране. И не дай Бог, может обернуться большой кровью…