Открытое письмо Президенту России
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Хотелось бы привлечь Ваше внимание к ряду спорных и неоднозначных моментов, связанных с новой процедурой аттестации педагогических работников. Сразу оговорюсь, что в силу возраста, наличия учёной степени и ряда научных публикаций, а также определённых навыков в работе с ТСО, я не вижу для себя проблем с подтверждением имеющейся высшей квалификационной категории. Обратиться к Вам меня побудило беспокойство о судьбе большого числа педагогов вообще, и, прежде всего, пожилых работников среднего образования.
Вызывает удивление сама идея экзамена на соответствие занимаемой должности как форма аттестации, ставящая под сомнение дипломы о высшем педагогическом образовании, полученные в государственных учреждениях. Складывается впечатление, что авторы данного проекта аттестации злонамеренно пытаются публично унизить учителей в моральном и материальном плане.
Надо сказать слова благодарности учителям, которые ценой своего здоровья, порой личного человеческого счастья обеспечивают учебный процесс, а не оскорблять их подобными процедурами. Средний стаж педагогических работников в Московской области составляет 37 лет, что не позволяет ожидать быстрых успехов моих коллег в освоении современных интерактивных технологий. Приток же молодёжи в школы (особенно сельские) проблематичен в силу отсутствия как моральной, так и материальной мотивации для работы.
Кроме того, на сегодняшний день уровень оснащения школ ТСО и, соответственно, уровень владения ими педагогическим составом, во многих школах оставляет желать лучшего. Представляется, что недопустимо «расставаться» (оскорбляя и унижая их публично) с учителями, которые, проработав всю жизнь в школе, по объективным причинам не имели возможности овладеть современными технологиями.
Обсуждаемая форма аттестации была представлена учительскому сообществу для ознакомления и как руководство к действию на мартовском педсовете 2011 года, что не оставляет достаточно времени для адекватной подготовки процедуры аттестации учителей, намеченной на будущий учебный год.
Мои коллеги посчитали, что максимальное количество баллов, набранное по предложенной схеме аттестации педагогом с 34-ленним стажем, имеющим сейчас высшую квалификационную категорию, едва соответствует I категории, что в материальном выражении составит в школах Московской области 13 700 рублей без вычета налогов.
Возникает риторический вопрос – как, не имея других источников дохода, прожить на эту зарплату?! Что ожидает молодого специалиста с меньшим стажем работы? И останется ли у него желание продолжить в этих условиях свою педагогическую деятельность на фоне абсолютного бесправия учителей в нашей стране?
Несомненно, что Вы преследуете благородную цель – произвести достойную замену педагогических кадров молодыми специалистами. Однако складывается впечатление, что разработчики последних документов об образовании создают такую школу, в которой ученики всячески «мешают» учителям работать с бумагами и набирать баллы. Но где уверенность в том, что сегодняшние выпускники педагогических ВУЗов придут нам на смену, видя шквал непродуманных реформ, сотрясающих систему среднего образования?
С уважением, Илья Кучанов (к.и.н., учитель истории)