Свалки в Шемякино и в Чашниково Солнечногорского района были признаны незаконными благодаря действиям фракции КПРФ в Московской областной Думе. Но «мусорный» вопрос еще далек от решения.
В апреле 2009 года МУП «Истринский полигон ТБО» заключил договор подряда с ЗАО «Глебовское ПО» на рекультивацию земельного участка площадью 40 113 кв. м на территории сельского поселения Букоревское Истринского района, где раньше добывались полезные ископаемые. Рекультивация должна была происходить с использованием инертных грунтов, строительных и бытовых отходов. И в феврале 2010 года вышеназванный МУП получил лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4-го класса опасности. В результате в 204 м от жилой застройки появилась свалка, где вместе со строительным и бытовым мусором валяются пластиковые трубы, канистры из-под горюче-смазочных веществ, где то и дело возникают очаги возгораний, которые испускают едкий дым. Понятно, что такое соседство не самым благоприятным образом воздействует на экологическую обстановку, на здоровье жителей и в целом на их социальное самочувствие.
Деятельность коммунистов в МОД в сложившейся политико-экономической ситуации направлена на достижение конкретных целей, отстаивание интересов наших жителей и их права на достойную и безопасную жизнь. Поэтому и проблема свалок находится на партийном контроле. Заместителем руководителя фракции КПРФ в МОД, вторым секретарем МК КПРФ К.Н. Черемисовым были направлены запросы в прокуратуру Московской области, Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Департамент по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по поводу законности размещения свалки на территории рекультивируемого карьера и соответствия деятельности МУП «Истринский полигон ТБО» требованиям законодательства РФ в области охраны окружающей среды, обращения с отходами, соблюдения МУП санитарного законодательства.
В ответном письме Роспотребнадзора от 7 сентября 2010 года, подписанном Г.Г. Онищенко, отмечается, что нарушений в деятельности МУП «Истринский полигон ТБО» не установлено, т.к. санитарно-защитная зона для рекультивируемого карьера должна составлять 100 м в соответствии с Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. А фактов сжигания мусора установлено не было.
Заместитель руководителя Центрального управления Ростехнадзора В.Н. Каморников ответил, что проведенная с 9 по 12 июля 2010 года внеплановая проверка деятельности МУП «Истринский полигон ТБО» показала отсутствие нарушений лицензионных требований и условий, в связи с чем оснований для проведения повторной внеплановой проверки нет.
Прокурорская проверка, которая проводилась с выездом на место 13 июля 2010 года (т.е. на следующий день после проверки Ростехнадзора), выявила отвалы отходов, не входящих в перечень отходов, разрешенных к применению (автомобильные масла, тара, загрязненная мазутом и краской), установила, что дозиметрический контроль автотранспорта не проводится, а паспорта на поступающие отходы не проверяются. В связи с этим было вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа. Для принятия других мер прокурорского реагирования оснований не было усмотрено, в том числе и в связи с положительными результатами проверок Ростехнадзора и Росприроднадзора. Концентрация предельно допустимых вредных веществ в почве соответствует принятым стандартам.
В связи со всем этим закономерно возникают вопросы. Во-первых, почему процесс рекультивации земли (категории «земли сельхозназначения», вид разрешенного использования «для сельхозпроизводства») происходит с использованием строительных и бытовых отходов? Во-вторых, почему в 2001 году были приняты такие санитарные нормы, согласно которым нормальным считается жить в 100 м от свалки? В-третьих, почему выявление неразрешенного мусора, отсутствие дозиметрического контроля, отсутствие паспортных проверок поступающих отходов не является нарушением лицензионной деятельности? В-четвертых, почему нанесение систематического вреда здоровью людей является только административным нарушением?
Безотлагательность выполнения требования фракции КПРФ в МОД о пересмотре законодательства и ужесточении санкций в отношении «мусорных королей» становится все более очевидной, если мы хотим дышать чистым воздухом, пить чистую воду, хотим, чтобы наши дети росли здоровыми. Острота проблемы и ее видение властями все более убеждают нас в этом.