Такие данные приводятся в исследовании Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Доля таких респондентов наиболее велика среди тех, кому не хватает денег даже на продукты (66%). 39% россиян сообщают, что за месяц их доходы не изменились - чаще такой ответ дают представители среднего класса (50%). И лишь у 2% доходы выросли.
Если в 2008г. об увеличении накоплений сообщали 15%, то сейчас - только 6%. Напротив, возросла доля тех, кто отмечает уменьшение сбережений: с 18% в 2008г. до 29% в 2009г. У 34% объем накоплений не изменился, 30% затруднились ответить.
По данным опроса, если в 2008г. накоплений не делали 68%, то сейчас доля таких респондентов выросла до 72%. Чаще это те, кому денег не хватает даже на продукты (92%). 23% сообщают, что откладывают деньги (в 2008г. - 26%), наиболее склонны заявлять об этом представители среднего класса (46%).
За год увеличилась доля россиян, находящихся за чертой бедности (тех, кому денег не хватает даже на продукты), почти в два раза - с 8% в феврале 2008г. до 14% в феврале с.г. Выросло и количество бедных (тех, кому на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения) - с 28% до 32%. Напротив, сузилась средняя прослойка (денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является проблемой) - с 46% до 39%.
Согласно исследованию, с января по февраль индекс оценки материального положения опустился до уровня 2005г.: с 43 до 35. В сентябре 2008г. он составлял 60.
Как показал опрос, кризис заставил россиян экономить, в первую очередь, на продуктах питания (50%), одежде и обуви (42%). 30% респондентов сократили расходы на развлечения, 29% - на отдых, отпуск. 24% экономят на лечении и медикаментах, 20% - приобретении крупной бытовой техники, 18% - на больших покупках (недвижимости, автомобилях), 17% - на связи (в том числе, мобильная). 16% снижают расходы на транспорт, 15% - мелкую бытовую технику, по 14% экономят на предметах роскоши и коммунальных расходах, 6% - на образовании. Впрочем, 12% россиян сообщают, что ни на чем не экономят.
Что касается коммунальных платежей, то на них россияне чаще всего тратят менее половины (25-49%) своих доходов - об этом сообщают 45%. У 35% опрошенных эти расходы составляют около четверти (25%) семейного бюджета. Впрочем, с прошлого года доля таких респондентов снизилась (с 40%). О том, что тратят на коммунальные платежи от 50% до 74% доходов или же более 75% доходов, сообщают 11% и 2% россиян соответственно.
Исследование также показало, что за год почти вдвое выросла доля тех, кто считает, что кризис - это долгосрочный процесс, скорого выхода из которого не предвидится. В марте 2008г. так считали 31%, в марте с.г. - уже 59%. По сравнению с январем текущего года несколько снизилось количество россиян, уверенных в скором выходе из кризиса, - с 33% до 27% (год назад, в марте 2008г. так считали 25%). 14% затруднились ответить.
Постепенно продолжает увеличиваться доля тех, кто оценивает ситуацию в экономике как кризисную, - с 34% в декабре 2008г. - до 43-44% в январе-марте 2009г. Как катастрофическую ситуацию оценивают 12% респондентов в марте 2009г. против 8% в декабре и 1% в марте 2008г. Нестабильное состояние экономики отмечает каждый третий (33%), стабильное - только 4%. Наконец, лишь 1% отмечает динамичное развитие экономики.
Кризис постепенно становится темой обсуждения большинства россиян: с января доля тех, кто активно обсуждает экономическую ситуацию, выросла с 59% до 68%. Как и прежде, россияне чаще всего думают, что СМИ недостаточно откровенно и полно освещают тему кризиса (39%). Как и месяц назад, респонденты считают Россию страной, наиболее пострадавшей от кризиса, причем доля таких респондентов выросла - с 43% в феврале до 47% в марте. За месяц несколько снизилась доля россиян, сильно обеспокоенных кризисом - с 56% до 51%. 36% сообщают, что кризис их волнует, но не сильно (в феврале - 31%). 8% заявляют, что экономическая ситуация их почти не беспокоит, 3% - абсолютно не беспокоит.
Опрос был проведен в феврале-марте 2009г., в нем приняли участие 1 тыс. 600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.