У жителей Московской области накопилась масса вопросов, связанных с расширением Москвы за счёт присоединения части территории Московской области. Ответить на них мы попросили депутатов Московской областной Думы Грудинина Павла Николаевича и Крыканова Илью Вячеславовича, а также депутата Совета депутатов города Щербинки Жишко Олега Владимировича.
Власти Москвы разработали проект закона «Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включённых в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы». Какие гарантии он даёт жителям «новой Москвы»?
П.Н. Грудинин: В том то и дело, что гарантии жителям присоединённых территорий - это вещь очень непонятная. Во-первых, территории, о которых идёт речь, ещё пока никто не присоединил и нельзя сейчас говорить о каких-либо гарантиях, пока это не случится. Все мы помним, что сначала речь шла о присоединении 144 тыс. гектар, а потом объявили уже о 160 тыс. гектар. В первоначальном варианте, например, присоединения Щербинки не было. Но главное не в количестве присоединённых территорий, а в том, что, как часто это бывает в России, при решении вопроса присоединения территорий нарушены демократические принципы, принципы общения с народом. Ведь демократия - это власть народа. Так как же без народа можно решить, в каком субъекте федерации люди будут жить? Вдруг, без всякого объявления, без обсуждения, без взвешивания «за» и «против», людей «переселяют» из одной части в другую. На мой взгляд, такой сложный вопрос без референдума решать нельзя. Необходимо выяснить, хотят ли люди предлагаемых перемен?
И.В. Крыканов: Например, не многие сейчас говорят о том, что в Земельном Кодексе есть специальные статьи для городов с количеством жителей больше трёх миллионов. В ней прописаны особые ограничения по распоряжению землёй и определённым имуществом. А знают ли люди, у которых в собственности есть земельные участки на присоединяемых территориях, с какими трудностями им придётся столкнуться в случае, если они станут Москвой? Печальный опыт жителей Бутово никого ничему не научил? У Москвы есть собственные правила. Или, к примеру, предприниматели: они знают, что за электричество будут платить в разы больше, потому что у Москвы собственная тарифная система?
П.Н. Грудинин: Конечно, многих привлекают такие вещи, как московские пенсии, московские зарплаты бюджетникам. Они на несколько десятков процентов больше, чем в Московской области. И обслуживание медицинское лучше, и оснащение школ гораздо лучше. Но неужели нельзя сделать так, чтобы в Московской области было также хорошо, как и в Москве? Чтобы были такие же размеры пенсий и зарплат «бюджетников»? Можно. Для этого необходимо просто по-другому относиться к бюджету. Если бы, как в большинстве стран мира, подоходный налог платился гражданином не по месту работы, а по месту жительства, то у бюджета Московской области и муниципальных образований было гораздо больше денег для обеспечения высокого уровня зарплат работникам бюджетной сферы и хорошего финансирования здравоохранения.
О.В. Жишко: Что касается коммунальных платежей, которые в Москве гораздо меньше, то гарантий, что они в ближайшие годы не поднимутся также высоко, как в Московской области нет. И потом Москве с каждым годом все тяжелее нести огромные расходы на ЖКХ. Если посмотреть московский бюджет, то он дефицитный, то есть нельзя сказать, что там огромное количество денег. А проблем в Москве гораздо больше. И затеянное объединение с Подмосковными территориями похоже на то, что Москве просто нужно больше территорий под застройку.
П.Н. Грудинин: Ну а как Москва застраивает - мы знаем! И дело не в мэре, который уже поменялся, а в градостроительной политике, которая проводится в Москве. Полное игнорирование интересов коренных москвичей, которые хотят иметь парк рядом с домом и большие детские площадки. А по факту - застройка всех свободных территорий, причём, не взирая на то, что там где, например, должна быть развязка дорожная, решившая транспортный вопрос, помещается какой-нибудь торговый комплекс. И это повсеместно в Москве происходит, все площади мало-мальски свободные были застроены коммерческим жильём или торговыми площадками. А кто сказал, что в Московской области будет по-другому? А к идеи выноса «города будущего», то есть, практически «города чиновников» за территорию Москвы я отношусь скептически. Можно десять городов построить, но эффективности не добиться. А нужно лишь сократить количество чиновников, и сделать их работу более эффективной. Но сейчас, как я вижу, пошли по другому пути. Решили всех чиновников выселить из Москвы и для этого присоединить какую-то часть Московской области. Так давайте тогда всю Россию присоединим к Москве и сделаем, наконец, чтобы везде было также хорошо жить, как в Москве! Может быть, тогда люди перестанут бросать места, где они родились, и ехать за хорошей жизнью в один город, который и так переполнен. Жить хорошо должно быть не только в Москве, но и в Калужской области и в Брянской, и во всех остальных областях!
К нам обратился пенсионер МВД, проживающий в Москве. Размер его пенсии составляет 11 тыс. рублей, а его сослуживец, который живет в городе Щербинка, получает пенсию 7 тыс. рублей. Московский пенсионер опасается, что после присоединения московские надбавки к пенсии «поделят» на всех пенсионеров.
П.Н. Грудинин: Возможно, так и будет. Удивительное дело, пенсионер ведь работал не конкретно на Москву или область, а на всю страну. Следовательно, и обеспечить пенсионеров деньгами - задача федерального уровня, а у нас надбавки к пенсиям начисляют из бюджета субъекта федерации. Необходимо обеспечить всем пенсионерам одинаково высокие пенсии, вне зависимости от того, где они проживают - в Москве, Московской или Тверской области, чтобы в старости они могли достойно жить.
Вопрос о пенсиях и надбавках работникам бюджетной сферы больше всего волнует как москвичей, так и жителей присоединяемых территорий Подмосковья. К нам поступил вопрос: «Слышала, что «лужковские» надбавки московским учителям отменили, но пенсии у неработающих пенсионеров в столице остаются выше, чем в Московской области. Какие еще категории граждан Москвы получают такого рода надбавки, и будут ли пенсионеры, проживающие на присоединённых территориях, получать московские надбавки к пенсии?
И.В. Крыканов: Если они станут жителями Москвы, то московские надбавки они, конечно, будут получать, но тогда им перестанут начислять надбавки из бюджета Московской области. Правда, подмосковные надбавки гораздо меньше, чем московские. Как уже было сказано Павлом Николаевичем, бюджет должен быть сформирован так, чтобы зарплата бюджетников по стране была одинаковая. Ведь когда в 2006-2007 годах заработная плата медицинского персонала по Москве и Московской области сравнялась, прекратился отток кадров из Подмосковья. Наоборот, люди стали возвращаться из московских больниц в областные, поскольку зарплата одна и та же, а ездить в Москву, особенно из дальних территорий, накладно. Но потом Москва опять ушла вперёд, и специалисты стали уходить на более высокую зарплату.
О.В. Жишко: Определенности по вопросам льгот для жителей города Щербинка пока нет. Москва гарантирует нам финансирование только в размере городского бюджета. Его недостаточно для того, чтобы покрывать те расходы, которые у города есть сейчас. Мы должны провести совместно с Москвой полный финансово-правовой аудит, привлечь независимых юристов, аудиторов со стороны Москвы и Щербинки, и найти правильные решения, которые максимально учтут интересы всех жителей города. Предстоит непростая процедура состыковки бюджетов, и мы будем отстаивать каждую копейку.
Ещё одной злободневной темой стали планы правительства Москвы решать свои транспортные проблемы за счет переноса административных зданий на областные земли. Но ведь и в Подмосковье сложная транспортная ситуация. Видимо, предстоит ухудшение транспортной обстановки в связи с предполагаемым присоединением?
П.Н. Грудинин: Если из Москвы люди будут ездить в Подмосковье или в «новую Москву» по тем же дорогам, и их не будут расширять, то «пробка» будет, не в одну так в другую сторону. Необходимо понимать, что все основные дороги, на которых образуются большие пробки, такие как Ленинградское шоссе или, например, дорога в аэропорт Домодедово, – это федеральные трассы. Расширять эти дороги должно Правительство РФ, однако денежные средства на строительство дорог не выделялись даже при профиците федерального бюджета. Неважно, где находится «проблемная» дорога – в Москве или Подмосковье, ее можно было сделать за счет федерального бюджета, но этого сделано не было. Дороги остаются старыми, а машин становится все больше и больше, вот мы и не можем ни въехать в Москву, ни выехать из нее.
Кажется, что власти Москвы и области не определились, как будет проходить процедура изменения в документах населения присоединяемых к Москве территорий. Ведь каждому жителю необходимо будет поменять паспорт, страховые свидетельства пенсионного фонда, медицинского страхования, пенсионные свидетельства, документы на транспортные средства, на квартиры, и т.д. Все это время, деньги, очереди.
О.В. Жишко: Все эти вопросы актуальны. Как их решать, никто не знает. Сколько будет стоить, допустим, переоформление всех паспортов, оформление всех новых документов? В какие сроки это все будет укладываться? У нас умеют только быстро запрещать. Но уже вводят негласный мораторий на сделки с недвижимостью, с землёй, с разрешением на строительство. Неофициально, разумеется, но очереди в кадастровой и регистрационной палате увеличились в разы.
Волнует наших жителей и вопрос, связанный с обязательным медицинским страхованием. Страховые полисы действуют сейчас для жителей города Щербинки в строго ограниченном перечне медицинских учреждений Щербинки и Подольского района. Например, рожают наши женщины в Подольске, а больница с отделением неврологии находится в Климовске. Эти медучреждения останутся областными, и как в этом случае люди будут получать медицинскую помощь?
И.В. Крыканов: В настоящий момент в России проводится реформа здравоохранения. Согласно этой реформе теперь человек может сам выбирать себе место, где он будет лечиться. С полисом обязательного медицинского страхования можно будет прийти в любую больницу РФ и там не смогут отказать в его принятии. Так, по крайней мере, так следует из закона. Так ли это на самом деле? Будем бороться на местах, чтобы реформа работала не только на бумаге. Конечно, реформирование идёт, а вопросы остаются. Но судя по промежуточным результатам, в любом медучреждении Москвы и Московской области – везде можно будет получить медицинскую помощь.
Повысится ли у владельцев квартир налог на недвижимость?
О.В. Жишко: Да. В Москве налог выше, поэтому повышения не избежать. Сегодня стоимость квартир растет, и это окажет влияние на их кадастровую стоимость. Поэтому стоит подумать о соотношении преимуществ для жителей Подмосковья от присоединения территорий Московской области , в виде различных льгот и надбавок, к такому повышению платежей.
С 2012 года вводится налог на землю под зданиями многоквартирных домов. Его будут платить все собственники пропорционально доле принадлежащих им квадратных метров. Стоимость земли с присоединением к Москве, видимо, возрастет. Как это отразится на кошельке собственников квартир?
П.Н. Грудинин: Трудно сказать. Дело в том, что кадастровая цена на землю определяется раз в пять лет, и сейчас можно лишь предположить, какая она будет в Москве или области. В некоторых районах Подмосковья цена на землю по непонятным причинам гораздо выше, чем в Москве. Когда пройдет так называемая актуализация кадастровой стоимости на землю, только тогда можно будет сказать, насколько земля станет дороже или дешевле.
Несколько лет назад в Иркутской области и Красноярском, Пермском, Забайкальском крае, проходили референдумы в связи с присоединением территорий. Как вы считаете, нужно ли проведение референдума по вопросу о расширении границ субъекта за счет территории другого субъекта РФ? Получается, что присоединение происходит на тех условиях, которые называет Москва, а жителей никто не спрашивает.
П.Н. Грудинин: Да. В соответствии с Конституцией РФ такой референдум провести необходимо. И жители при обсуждении этого вопроса должны понять, что же на самом деле произойдет, когда будет разработан генплан.
Генпланы территорий, которые будут присоединены, уже разработаны и приняты Советом Депутатов и распоряжениями Глав поселений. Что делать с этими документами? Они войдут составной частью в генеральный план или вдруг окажется, что на этой территории построят мусоросжигающие заводы для Москвы, и жители «новых территорий» будут дышать вот этой гадостью? Никто же не может сказать сейчас, что произойдёт. Поэтому вопрос расширения Москвы - это непроработанный, абсолютно сырой и необсуждённый вопрос. Один или три человека, которые сейчас принимают такие решения, не могут оценить всей сложности проблемы. Слишком большие масштабы. Именно для этого должно происходить общественное обсуждение, публичные слушания. Нужно послушать специалистов, с которыми, судя по всему, никто не советовался. Надо выслушать разные мнения. И стоит сделать это все как можно быстрее, чтобы потом не пришлось разъединять территории.