Совсем скоро, 4 декабря, граждане России должны вновь прийти на избирательные участки. Однако многие давно не считают это возможностью что-то изменить в жизни обычного человека. Политические игры, дележ власти - так все чаще характеризуют очередную выборную гонку...
Остались ли среди народных избранников те, кто не ищет во власти корысти? Способен ли кто-то защищать интересы простых тружеников, а не олигархов? Избиратели Орехово-Зуевского округа среди немногих достойных доверия кандидатов в Московскую областную Думу называют имя Шахбалы Вейселовича Вердиханова. Коммунист, депутат Мособлдумы двух созывов, кандидат физико-математических наук, отличник народного просвещения Российской Федерации, в нынешней предвыборной кампании он участвует как кандидат от КПРФ.
Сегодня Ш.В. Вердиханов - наш собеседник. Принимая во внимание его обычную открытость и искренность в интервью, ожидаемо было услышать на подготовленные весьма прямые вопросы о нем самом и его отношении к происходящему в России ответы, которые будут интересны широкому кругу читателей.
- Шахбала Вейселович, хотя многие земляки вас давно знают, некоторых избирателей все-таки волнует ваша национальная принадлежность…
- Когда об этом заходит разговор, я вспоминаю 1990-е годы. Шли выборы в городской Совет депутатов, куда я тоже баллотировался. Вечером позвонили в квартиру, жена открыла дверь, а там две женщины - агитаторы моего конкурента. Они, конечно, не знали, к кому попали, и сразу сообщили, что в оппонентах у их кандидата - чеченец (в то время как раз шла чеченская война), голосовать же, естественно, надо за русского. Жена попросила их пройти в квартиру, где как раз и живет «этот чеченец»… Так что я понимаю, какие могут быть «подвохи» с этой стороны.
Мне самому абсолютно чужд национализм. У каждого народа есть и хорошие, и плохие люди. Назовите хоть одну нацию, где все - ангелы! А использование национального вопроса в предвыборной борьбе - это политика по отвлечению внимания от главного.
Кроме того, всем, кто хорошо знает меня, известно: хотя я - лезгин (кстати, не чеченец), но настоящий патриот России.
- Ваша судьба сегодня кажется фантастической: мальчишка из многодетной семьи дагестанского чабана стал кандидатом наук, депутатом Московской областной Думы. Хотя в советскую эпоху это была не такая уж уникальная история? Как она начиналась?
- Я родился в Дагестане, в самом высокогорном населенном пункте Европы. Дагестан был отсталым регионом, родители - безграмотные, в семье росло 9 детей. Однако все мои братья и сестры получили образование, причем пятеро - высшее. Упомяну также, что за годы Советской власти из нашего села вышли более 40 кандидатов и докторов наук по самым различным направлениям. В какой другой стране такое возможно?!
Конечно, мы не были белоручками. Когда я учился в 10 классе, предложил одноклассникам в течение двух лет отработать в колхозе. Почти у всех нас родители были чабанами, и я считал, что тоже должен пройти через эту профессию. Ребята поддержали. Никогда не жалел об этом. Мы прошли настоящую школу жизни.
Потом решил учиться дальше, и Дагестанский обком КПСС дал мне направление в Московский кооперативный институт. К торговле у меня душа не лежала, поэтому решил сам поступать в Энергетический институт. Но провалился на сочинении: не мог я, лезгинский парень, окончивший нерусскую школу, конкурировать с русскими ребятами. Стыдно было возвращаться домой, ведь в школе я учился отлично. И в это время объявили дополнительный набор в МОПИ им. Н.К. Крупской, куда и поступил.
Я бесконечно благодарен русскому народу. Российская империя, расширяясь, не уничтожала коренное население на новых территориях, как, например, в Северной Америке. Народы продолжали жить своей жизнью, кроме того, Советская власть дала им грамотность. Нации получили второе дыхание, начала развиваться их культура, обогащая и русскую.
- Однако в последнее время много говорят о межнациональных проблемах в России. Каково ваше мнение по данному поводу?
- Сейчас специально искореняют дружбу между народами, сталкивают людей. Любой бытовой конфликт с участием русского и представителя другой национальности преподносится как межнациональный. А ведь в советское время межнациональных конфликтов не было. Люди ездили по всему Союзу, ничего не опасаясь. Клин в дружбу между народами стали забивать с началом горбачевской перестройки. Фактически это один из методов ведения так называемых цветных революций. Задача - сбить прицел, перенаправить энергию недовольных людей в другое русло, отвлечь внимание от основных проблем.
- Выходит, что в какой-то степени нездоровым силам потакает власть?
- В какой-то степени да. У оппозиции нет ни телевидения, ни радио, которые влияют на сознание людей. Общественное же мнение, как известно, создают средства массовой информации. А они находятся у власти, и это они запустили мину замедленного действия в виде национальных проблем. Результат такой деятельности налицо - нет Советского Союза. Теперь ту же судьбу готовят России.
- Шахбала Вейселович, вы в своих выступлениях также часто говорите о том, что уничтожение России начато с истребления ее культуры, духовности, обычаев. Зачем это делается?
- Я действительно не раз выступал по этой теме на различных уровнях - конференциях, в Совете Федерации, в Государственной Думе, в Московской областной Думе, где по моей инициативе был даже организован «круглый стол».
Проблема животрепещущая. В России проживает всего 2% населения Земли, а владеем мы при этом почти 30% всех мировых ресурсов - это наши леса, черноземье, пресная вода, газ, нефть и почти вся таблица Менделеева. Глобалисты, так называемое «мировое правительство» считают, что это несправедливо. Поработить нас в войне, присвоить наши богатства в открытом противоборстве никто не смеет, поскольку мы пока еще ядерная держава. Значит, надо действовать, как с Советским Союзом, - разрушить изнутри.
- А почему в опасности находится в первую очередь культура русского народа?
- Народ жив, пока живы его культура, его язык. Лишившись этого, народ перестает чувствовать себя нацией. 82% населения России - русские, государствообразующая нация. Не будет русской нации, не будет и других наций России. Я убежден, что сохранение русской культуры позволит сохранить культуру и других народов, населяющих Россию, а значит, сохранить страну.
- Если мы не сумеем этого сделать, что произойдет? Почему надо бить во все колокола?
- Главное вот в чем. Я понимаю, что происходит в экономике. В промышленности - упадок, аналогичная ситуация - в сельском хозяйстве. Например, раньше у нас в Орехово-Зуевском районе было шесть совхозов, три птицефабрики, прекрасный молокозавод. Выжило лишь одно - ЗАО «Аграрное», а большинство полей просто заросли бурьяном, и такая картина практически по всей стране. Это очень плохо, но поправимо. Поле можно весной вспахать, засадить семенами, и уже осенью того же года получить урожай. Разрушение духовности, слом традиций и обычаев - гораздо страшнее. Для возрождения утерянного потребуется очень много времени, трудно даже предположить - сколько.
- Вы сейчас краешком затронули экономику. Но есть вопрос на эту тему, который волнует многих: каково отношение коммунистов к малому и среднему бизнесу? Нынешняя власть в своих реляциях заявляет о серьезной поддержке, которую она якобы оказывает предпринимательству.
- Один из главных пунктов нашей программы - национализация природных ресурсов, крупных предприятий стратегического назначения, естественных монополий, таких, например, как железнодорожный транспорт, энергетика. То есть те отрасли, от которых зависят целостность, безопасность и благосостояние государства.
Вместе с тем мы считаем, что все формы собственности имеют право на существование и государство должно создавать условия, которые действительно способствовали бы развитию малого и среднего бизнеса. Но исключительно в рамках закона, иначе…
- Иначе это обернется коррупцией, охватившей ныне Россию в гибельных для государства масштабах?
- Ситуация может ухудшиться еще больше. Вроде бы с коррупцией в стране борются, но, как видим, ничего из этого не получается. Объясню почему. Наша фракция КПРФ в Государственной Думе уже лет десять назад разработала проект закона по борьбе с коррупцией. Но правящая партия приняла свой закон, который не решает и не решит проблему. Все дело в том, что в нашем законопроекте есть пункт о конфискации имущества, а они никак не хотят, чтобы он был в законе. Президент Медведев говорит, что надо штрафы увеличить. Взяточник же думает: увеличу-ка и я сумму взятки, чтобы можно было откупиться, если попадусь.
- Раз мы заговорили о правящей партии, хочу узнать ваше мнение по поводу благих дел «Единой России». Заслуги партии якобы везде и всюду: строится ли детский сад, обустроено ли где-то в селе футбольное поле и т.д. Неужели все это на партийные деньги?
- Понятно, что нет. Все делается на бюджетные деньги, на деньги налогоплательщиков. Но если «Единая Россия» считает, что все, что делается в стране, - это ее заслуга, пусть тогда отвечает и за то, что не делается. Берет отвественность за чудовищное социальное расслоение, за демографическую катастрофу и духовно-нравственную деградацию, за развал экономики, посаженной на сырьевую иглу, за утрату обороноспособности и потерю ключевых союзников, наконец, за Кущевку, за «Хромую лошадь», за Саяно-Шушенскую ГЭС, за падающие самолеты, вертолеты, тонущие теплоходы, за взрывы оружейных складов, криминальные разборки, наркоманию, алкоголизм, проституцию, коррупцию и т.д. и т.п.
- Было бы справедливо, но это вряд ли случится… Тем более, что «Единая Россия», по мнению многих, не партия определенных идеологических убеждений и принципов, а лишь инструмент власти.
- Я тоже считаю, что «Единая Россия» никогда не соответствовала понятию политической партии. Партия, как известно, создается снизу: у группы людей появляется потребность в защите своих интересов. Мы знаем, что «Единая Россия» создана сверху. Вначале был «Демократический выбор России» Гайдара, который плавно перешел черномырдинский «Наш дом - Россия». Черномырдина сняли с должности председателя правительства, и эндээровцы стали уже членами «Отечества», учрежденного Лужковым и Шаймиевым. Создали «Единую Россию» - они перешли туда.
Если даже партия «Единая Россия» есть, нет того самого единства в России, произошло чудовищное расслоение общества. У небольшой кучки в руках сосредоточены огромные богатства, а подавляющее большинство едва сводит концы с концами. О каком единении можно говорить в такой ситуации?!
Теперь давайте посмотрим на работу «единороссов». Их в Московской областной Думе, как и в Государственной, большинство. Среди них много умных людей, хороших специалистов в своих отраслях. Но когда предлагает какие-то законопроекты оппозиция, они сразу задают вопрос: как к этому относится правительство? На первом месте - не здравый смысл, а отношение властей. Если правительство против, как бы хорош ни был законопроект, «единороссы» за него голосовать не будут.
- Есть конкретные примеры, с которыми вы сталкивались, работая в Московской областной Думе?
- Конечно. Например, на одном из последних октябрьских пленарных заседаний Думы наша фракция предложила голосовать по двум законопроектам.
Первый (его авторы - Зюганов, Кашин и другие наши товарищи) касался детей войны - тех, кто родился в 1928-1945 годах. У них и детства как такового не было. Кто был тогда постарше, наравне со взрослыми работал на предприятиях, а потом в тяжелейших условиях участвовал в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства. Я как раз выступал от имени фракции. «В побежденной Германии проблема детей войны давно решена, - рассказываю. - Там они получают пенсию в пересчете на рубли около 40 тысяч. У нас - 8500, причем половина из этих денег уходит на коммунальные услуги». Призываю депутатов голосовать за законопроект. Против проголосовал 21 «единоросс», потому что против правительство.
Следующий законопроект - о детях-инвалидах. Его разработчики - тоже Зюганов, Смолин, Мельников и другие коммунисты - предлагают включить в базовое законодательство об образовании дополнения и изменения, которые позволили бы детям с ограниченными возможностями получить соответствующее образование, чтобы потом включиться в трудовую деятельность. При голосовании «единороссы» опять против, потому что так хочет правительство. У них телега поставлена впереди лошади!
- Созданный партией власти Народный фронт довольно часто использует лозунги левых сил и при этом заявляет, что коммунисты заимствуют их идеи. Кто же у кого все-таки заимствует в борьбе за голоса избирателей?
- «Единая Россия» теряет рейтинг. Чтобы спасти ситуацию, ей надо придумывать новые пиар-акции. Вот и придумали Народный фронт. Фронт, как известно, должен быть направлен против кого-то. Если учитывать, что за период кризиса количество долларовых миллиардеров и миллионеров почти удвоилось, то оно направлено не против них. А против кого? И еще - Народный фронт создан опять не снизу, а сверху, по инициативе Путина.
Из-за снижения рейтинга «Единой России» изменили и порядок избрания депутатов. Если бы выборы провели по партийным спискам, «Единая Россия» лишилась бы большинства. А по одномандатным округам коммунистам непросто конкурировать с «единороссами» - как в плане материальных возможностей, так и административного ресурса. Потери по партийным спискам они хотят компенсировать за счет одномандатников.
По поводу использования наших лозунгов могу сказать одно: как только выборы - все «левеют», естественно, понимая, что действительно нужно народу.
- Как же избирателю узнать об истинных намерениях политических сил?
- Ни у одной из партий, кроме КПРФ, нет в программе такого пункта, как национализация природных ресурсов и стратегических крупных предприятий. Это условие, как одно из основополагающих, является гарантией защиты интересов трудящихся масс, подавляющего большинства россиян. Без радикальных перемен сегодня уже не обойтись.