Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы, работники бывшего совхоза «Шатурский» Шатурского района Московской области, обращаемся к Вам с просьбой выступить на защиту наших интересов в правильном и честном решении земельного вопроса. Излагаем суть проблемы.
После принятия в 1992 году на государственном уровне решения о ликвидации совхоза как государственного предприятия, мы долго искали путь, как быть дальше. Чтобы сохранить целостность предприятия, не дать развалить хозяйство на части, наш директор В.Г. Ларионов предложил войти в состав «Мосэнерго» на правах филиала, т.е. стать одним из подразделений «Мосэнерго». Мы согласились с этим предложением, так как были твёрдо уверены, что государство никогда не позволит разрушить энергохозяйство страны и оставит энергетику в своих руках. А значит и земля, переданная нами в эту структуру, останется государственной. Пай на каждого работника совхоза тогда составлял 5,3 га земель плюс имущественный пай.
Руководство «Мосэнерго» радушно пригласило нас в свою организацию в качестве агропромышленного комбината. Нам гарантировали, что никаких сокращений не будет, будут соблюдаться все социальные обязательства, а мы обязались поставлять экологически чистую и дешёвую продукцию для работников «Мосэнерго». В качестве материальной поддержки они нам обещали выплатить компенсацию. Выплатили они нам её через 1,5-2 года по 135000 руб. на пайщика. Рубль в то время был не деноминирован, т.е. в переводе на настоящие деньги мы получили по 135 руб. Но мы не жалели, главное для нас было – сохранить хозяйство. Речь о продаже наших земель не шла. В то время ещё не была выполнена кадастровая оценка земель, не разработан механизм продажи и не было рынка земли.
Совхоз наш, теперь АПК «Шатурский», продолжал развиваться, были построены помещения для техники, новые фермы, хранилища, приобретено много новой техники. Хозяйство получило статус племенного завода, надой на корову превысил 8500 л (раньше было 3000-3500). АПК стал занимать первые места по показателям в районе, области. Даже в России.
Надо честно сказать, что старый руководящий состав «Мосэнерго» по отношению к нам своё слово держал. Отношения были справедливыми.
Но потом наступило время реформ, в руководство «Мосэнерго» пришли новые люди. Они быстро сообразили, что у них есть «левый» и ценный товар – земля, практически дармовая, а продав её, можно получить хороший навар. Тем более, что угодья расположены в пригороде, с удобными, хорошими коммуникациями поблизости. И не спрашивая нас, акционеров и работников хозяйства, всю землю и имущество продали, директора и его заместителей выгнали. Чтобы ввести нас в заблуждение, нам объявили, что наше хозяйство выкупил «Газпром», тоже предприятие государственное, и теперь мы просто будем поставлять продукцию ему. Когда нам представляли новое руководство, то объявили, что конкретно мы перешли в «УралСибгазпром». Но со временем мы узнали, что на самом деле наше хозяйство стало собственностью какого-то частного лица. Большое целостное хозяйство разделили на три предприятия, стали закрываться отделения, фермы, сократилось производство продукции. Все эти перемены происходили с ведома и при активном участии районного руководства и лично главы Шатурского района, руководителя районного отделения «Единой России» А.Д. Келлера.
Теперь мы поняли, что произведена великая мошенническая операция, в результате которой к нам вернулся помещик.
Раньше всё руководство совхоза жило здесь же, вместе с нами в селе. К ним можно было обратиться в любое время дня и ночи, по любому вопросу, в том числе и личному. АПК «Шатурский» был одним из трёх градообразующих предприятий, в нём трудились сотни жителей Шатуры, с его помощью решали многие жизненные, социальные вопросы. Руководство проявляло заботу о людях, особое внимание уделяло пожилым, пенсионерам. Директор был для людей как представитель государства, и люди доверяли ему, доверяли государству.
Нового собственника люди не интересуют. Для нынешнего руководства АПК главное – деньги. С первых дней они стали устанавливать свои «порядки», направленные на ухудшение условий жизни местного населения.
В посёлок, где размещается центральная усадьба совхоза, имеется два въезда. Новые «хозяева» перегородили их шлагбаумами, поставили будки для сторожей, как в тюрьме или на секретном объекте. Но ведь это же посёлок, людям надо ездить, и скорой помощи, и пожарным! Сейчас вынашивают планы снести гаражи граждан, которые построены и стоят уже по 30-40 лет. Даже поле от деревни пытаются отгородить: перекопали и перегородили блоками дорогу, по которой люди ездили на свои огороды и садовые участки. Проявляется какая-то дикая зловредность и неуважение к людям.
На производстве в АПК значительно снизилась зарплата и ухудшилось отношение к работникам. Это привело к тому, что заслуженные работники, специалисты высокого класса, животноводы, агрономы, механизаторы, крестьяне в третьем поколении, и сами много лет добросовестно трудившиеся в сельском хозяйстве, уволились и теперь ездят на заработки в Москву.
Люди, которые всю жизнь эту землю берегли, обрабатывали, кормили страну, стали не нужны. Работников теперь ищут из других регионов и республик. Это – чужаки, временщики, им не жаль эту землю, они к ней равнодушны.
И ещё один возмутительный факт. В совхозе была баня, 50 лет мылись в ней, парились рабочие хозяйства и жители всех прилегающих деревень, у многих из которых, особенно пожилых, своих бань нет. Труд на ферме и в поле тяжёлый, грязный, постоянно в резиновых сапогах, с возрастом ноги у все больные. Попариться, погреться, хотя бы раз в неделю, была спасением. Однако новый собственник эту баню закрыл. Он приспособил её под общежитие для сторожей и других работников! На вопрос, а где же людям теперь мыться и париться, новый директор отвечает: «А мы не благотворительная организация».
Люди очень просят: верните нам баню. Не обеднеют миллионеры, если сами построят то, что им нужно, общежитие или ещё что. Если не хотят ничего сделать для людей, то зачем же они пришли? Набить свои карманы. Эти «нищие» богачи, даже имея огромные деньги, не погушаются отобрать у людей последние копейки. Вот истинное лицо нынешнего бизнеса: побольше для себя, забрать, награбить, ничего не давая взамен, и смотаться.
Такое отношение к сельским труженикам вызывает гнев и возмущение, подрывает доверие к государству.
Крупные агропромышленные предприятия, какими были совхозы, - это лучшая форма ведения сельского хозяйства. Только они могут дать селу полноценное развитие и обеспечить страну качественным, экологически чистым продовольствием. Истинные патриоты страны, великие труженики, кормильцы, которые веками берегли землю, теперь с болью в сердце, с негодованием наблюдают, как рушится и гибнет село, как зарастают травой и лесом брошенные поля, как разваливаются опустевшие фермы.
У нас в селе Петровское стоит обелиск павшим воинам-землякам, 296 фамилий героев, павших в бою, но не отдавших землю врагу. В День Победы 9 мая, и в День Памяти 22 июня, когда вся страна стоит у таких же обелисков в слезах, возлагает цветы, благодарит защитников за их великий подвиг, ни сам новый собственник, ни его наёмные руководители ни разу за два года не пришли поклониться этим героям. Да и зачем им это? У них есть другой идол – деньги, им они поклоняются, а думать о людях, живых и тем более погибших, им ни к чему.
Уважаемый Владимир Владимирович, сельчане просят Вас продумать будущее села, без которого нет будущего страны. Очевидно, что наша земельная проблема и ситуация, подобная нашей, – не единственная в России. Люди ждут правильного и честного решения нашего вопроса. С сельскими тружениками надо произвести честный расчёт, а отобранные мошенническим путём паи вернуть крестьянам. Кроме того, люди очень просят: верните нам баню, не может деревня без бани. Насколько мы понимаем, баня – объект социальный и закрыть его нельзя, даже если он нерентабельный, он должен работать.
Почему мы обращаемся к Вам? Слишком высокие лица провернули эту комбинацию. Побороться с ними под силу только Вам.
С уважением, верой и надеждой
А.Н. Улич, Н.И. Солохин, С.Ф. Огородников, Епишины и др. пайщики, бывшие работники совхоза «Шатурский», всего 25 подписей.