По окончании голосования в выборах президента РФ СМИ упорно уверяют нас в честности и легитимности вышеуказанного мероприятия. Хотел бы Вам описать всё происходящее, увиденное мной на избирательном участке №1588 г. Мытищи.
Я, как член партии КПРФ и внештатный корреспондент «Подмосковной Правды», был участником мобильной группы от партии КПРФ. С самого утра мы объездили почти все самые отдаленные избирательные участки Мытищинского р-на, в основном это деревни и небольшие поселки, где ожидалось встретить нарушения и провокации. К нашему приятному удивлению нарушений мы не обнаружили, председатели комиссий и члены комиссий были дружелюбно настроены, что не могло не радовать. На такой позитивной ноте мы приехали в райком КПРФ по Мытищинскому р-ну, где нам сразу же сообщили, что на избирательных участках самого города Мытищи зафиксировано много нарушений и несколько наблюдателей были удалены с участков. Одним из таких участков оказалась школа №27, УИК №1588. Не долго раздумывая, я отправился взамен удаленного с участка наблюдателя.
По прибытии на участок меня возмутила очередь из сотрудников ЧОП «Глобал Безопасность» (на первый взгляд их было человек 40) к урнам было невозможно подойти - сотрудники ЧОП, обступив их кругом, неторопливо засовывали свои бюллетени.
Я попытался найти председателя комиссии, который, как оказалось, был вызван в суд по делу об удалении нашего наблюдателя. Мое направление от кандидата на участие в выборах в качестве наблюдателя принял зам. Председателя Степанов А.Н. (фамилия может быть искажена ввиду неразборчивой расшифровки подписи). Я тут же написал жалобу о нарушении ФЗ №67, а именно дополнительные списки голосующих по открепительным удостоверениям не были прошиты (сброшюрованы), и больше того – в дополнительные списки вносили данные одновременно два члена комиссии, пытаясь быстрее обслужить «армию» ЧОПовцев.
18:50. Ряды работников некого охранного предприятия, которые голосуют по открепительным именно на нашем участке. На мое предложение пройти вниз, на соседний участок, где нет очереди, говорят: «нам начальник сказал именно на этот участок». Мое предложение комиссии направить людей вниз, чтобы не создавать очереди, естественно, проигнорировано: «Они голосуют где хотят!». *
Таким образом легко предположить, что при желании члены комиссии могли вложить какое угодно количество уже заполненных листов и это объясняет откуда в урне после голосования были аккуратно сложенные пачки бюллетеней примерно по 20 шт.
Далее я попросил дать мне ознакомиться с реестром заявок на голосование на дому, на что зам. Председателя пояснил, что этот реестр находится у члена комиссии, который и осуществляет перенос урны для голосования на дому. По этому факту жалобу у меня принять отказались.
Под конец голосования, примерно в 19:40 на участок вернулся (по решению суда) наш наблюдатель Алехин Иван и сам председатель комиссии Капченко Валерий Алексеевич. Я предоставил удостоверение представителя прессы и в дальнейшем не мог участвовать в выборах на данном участке как наблюдатель.
Вел председатель себя более чем вызывающе: запрещал наблюдателям перемещаться по избирательному участку, повышенным тоном указывая на место в углу помещения, где абсолютно не видно процесса подсчета голосов и оформления документации. Спросив разрешения у председателя комиссии, Иван (член комиссии с совещательным голосом от КПРФ) подошел к столу секретаря примерно на 2 метра и следил за подсчетом бюллетеней. В этот момент секретарь комиссии на повышенных тонах (мягко говоря) стала заявлять, что Иван мешает ей осуществлять подсчет бюллетеней и попросила его отойти к остальным наблюдателям, на что Иван отреагировал категорически несогласно и тут же вызвал гнев и негативные эмоции всех членов комиссии: звучали как оскорбительные фразы так и обвинения в срыве процесса голосования и угрозы в адрес Ивана.
20:15. Комиссия объявляет, что не будет приступать к подсчету, пока не приедут представители ТИК. *
Мы, представители партии КПРФ, сообщили в свой штаб о происходящем на участке. Штаб среагировал оперативно – приехали представители в лице Зининой С И и Сергеева В.Н., они пришли на участок в качестве корреспондентов «Подмосковной Правды» и под шквалом обвинений и оскорблений членов комиссии в адрес наблюдателей от КПРФ, объяснили членам комиссии и председателю, что именно они нарушают закон не начиная подсчет голосов без весомой причины, и что именно они понесут ответственность за срыв процесса голосования. Эти доводы комиссия расценила как весомые и (спустя 2 часа после завершения голосования) комиссия приступила к подсчету голосов.
Но и здесь не обошлось без провокаций: нашего наблюдателя Ивана всё-таки лишили права совещательного голоса и заставили занять место «в углу» помещения.
Стоит отдельно отметить, что перемещения во время «подсчета» голосов, за пределы избирательного участка были свободными для всех кроме представителей КПРФ и Прохорова (не равнодушных наблюдателей).
Представители ТИКа всё-таки появились на нашем участке примерно в 24:00. Первым «влетел» на участок Кадолко Константин Антонович (зам главы администрации Мытищинского района). Он представился как представитель администрации по правовым вопросам и переговорив с Председателем подошел к нам. На вопрос «в чем проблема?», мы пояснили, что комиссией намеренно и необоснованно затягивается процесс подсчета голосов, на что он не вникая в суть проблемы начал разбираться «кто-есть-кто». Как только он услышал, что я являюсь представителем прессы – он с диким криком и угрозами административной и уголовной ответственности начал указывать мне место в том самом углу для представителей СМИ, на что я покорно согласился, но при этом Кадолко мне так и не ответил чем я заслужил такой гнев и почему представитель Администрации находится на избирательном участке (я это рассматриваю как давление Администрации не только на представителей прессы, но и на членов комиссии, так как звучали фразы – «продолжайте подсчет!» в приказном тоне.)
От представителей самого ТИКа тоже звучали фразы приказного порядка: «Мешают – удаляйте с участка!», не уточняя, что удалить наблюдателя можно только решением суда.
Дальше всё продолжалось более менее спокойно, т.к. после подсчета голосов кандидатура Путина набирает примерно 50% и все без исключения члены комиссии считают своим долгом озвучить колкости и оскорбления в адрес представителей оппозиции.
Надо ли упомянуть, что списки избирателей нам отказались показывать и до выборов и после, что при подсчете голосов - бюллетени нам не показывали (считали одновременно бюллетени всех кандидатов), из порядка 7 жалоб было рассмотрено только 2 (те, которые подавали в начале голосования). В процессе подсчета голосов принимать жалобы отказались без объяснения причины.
Во время голосования и подсчета голосов члены комиссии откровенно провоцировали своими нападками и оскорблениями наблюдателей, которые задавали хоть какие-то вопросы.
Были незаконно удалены 2 наблюдателя: от КПРФ и от Прохорова только за то, что они перемещались по избирательному участку. Нашего наблюдателя вернули решением суда.
И в завершении данного повествования я хотел бы поблагодарить всех неравнодушных наблюдателей, которые старались хоть как-то пресечь нарушения или свести их к минимуму. И так же извиниться перед избирателями за то, что на данном участке, несмотря на все наши старания, мы не смогли обеспечить чистые выборы. Понимая, что большинство нарушений были преднамеренными и не единичными, своим субъективным мнением считаю данные выборы не легитимными и уж точно не честными.