Если они такие богатые, то почему мы такие бедные?
Читаю я декларации о доходах наших высших чиновников и радуюсь - есть еще честные ребята в российской власти, рассказали о своем имуществе и доходах все, или почти все. Да, как откровенно. До копеечки, до квадратного метра, до колеса. Однако, получается у них маленькое несоответствие, настолько маленькое, что при этаком порыве всевластного откровения, можно было бы и не обратить на него внимания. Но я в силу своего характера и дурацкой журналистской привычки задавать вопросы, все же обращу, и попробую кое-какие вопросы задать.
Сразу оговорюсь, что здесь не будет ни слова более сказано про вице-премьера Игоря Шувалова, покаявшегося в десятках миллионов семейных долларов. Слишком много уже сказано. Ну, погорячился в порыве честности чиновник, открыв свои реальные доходы! Ему после объяснят, что так делать нельзя, что он же не один. Интимно объяснят. Среди своих. А нам остается смотреть в его кристально честные глаза и вспоминать классиков. Помните: С таким счастьем и на свободе.
Но вернемся к нашим... чиновникам. Итак, декларация о доходах первого вице-премьера Виктора Зубкова. Четыре земельных участка в престижных районах общей площадью превышающих гектар, жилой дом, две дачи, нежилые помещения. Я уже не говорю о таких милых сердцу мелочах, как Мерседес-Бенц 500 и БМВ-6 по 100 тысяч долларов каждая. К сведению, вице-премьер Зубков ни одного дня не работал нигде, кроме как на государственной службе. Как с армии пришел, так на завод и в колхоз, а с 1985 года в чиновничестве. И нигде более. Так может еще 40 лет назад в советском колхозе Зубкову выдали за славный труд эти наделы благодатной дачной землицы? Если нет, то откуда такое счастье? А вот об этом как раз в декларации и не написано.
Министр природных ресурсов Юрий Трутнев рассказал о своих доходах в 211 миллионов рублей, и честно признался в наличии двух чисто министерских машинок Мазерати М 145 ССЕ и Порше Кайен Турбо, цена каждой подбирается 200 тысячам долларов. И тут возникает опять нехороший вопрос: Согласно официальной биографии, господин Трутнев с 1994 года являлся государственным чиновником и ни в каких коммерческих и иных структурах, кроме государственных, не работал. Откуда тогда доходы в семь миллионов долларов в год? Да, и нескромные машины тоже как-то не вписываются в облик чиновника, протрубившего почти двадцать лет на государевой службе. А может, Мазератти и Порше куплены еще 18 лет назад? Тогда, соболезную - ремонт таких антикварных авто нынче дорог.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко тоже ни одного дня не работала ни в каких коммерческих организациях. Аж с 1972 года Матвиенко славно трудилась только в комсомольских, партийных и чиновничьих структурах, что следует из ее официальной биографии. И теперь вопрос: каким же образом появились в собственности Валентины Ивановны гигантские квартиры - 290 и 209 кв. метров? Это же полгектара жилой площади! Да еще и особнячок в 729 квадратных метров. Эдакая скромная «дачка» для хранения инвентаря.
Да, что уж там говорить... А подмосковный «дачный домик» министра транспорта Игоря Левитина в 544 квадратных метра? Или гигантские земельные наделы министра финансов Антона Салуанова? Причем традиционно никто из них официально не связан ни с каким-либо бизнесом и никогда нигде не работал, кроме государственных структур. И получается, что нет у бедолаг даже маленькой торговой палатки на Казанском вокзале, а квартиры, земли, дворцы и лимузины им бабушки в наследство оставили.
Действительно, наши высшие чиновники честно показали наличие у себя и у родственников в собственности многомиллионного (в долларах) имущества, как движимого, так и недвижимого, но при этом никто не указал откуда такая радость. То есть, все эти безумные гектары, и квадратные метры плавно перекочевывают ежегодно из одной декларации в другую и звучат единым скромным ответом: А это все было раньше, давно. Это все якобы с тех пор, когда еще не надо было подавать декларации. Вспоминается старый анекдот: - Рабинович, а откуда у вас «Мерседес»? - Так, я «Волгу» продал, поднакопил и купил. - А откуда у вас «Волга»? - Так у меня был «Запорожец», продал, добавил и купил. - А откуда «Запорожец»? - Был у меня велосипед.. В конце концов, я что на велосипед за всю жизнь не заработал?
Конечно, нас снова и снова с высоких трибун будут уверять в том, что доходы россиян, то есть нас с вами, значительно выросли. Но опять вопрос: наши доходы выросли по отношению к чему? По отношению к кризисным временам или по отношению к доходам высокопоставленных российских чиновников?
Но Бог с ними, с нашими «доходами», ведь социологи уже давно пришли к выводу, что сами по себе доходы еще не говорят о благополучии человека. Гораздо важнее здесь то, чем он владеет - квартирой, машиной, дачей - и что успел за долгие годы скопить. Например, по разным оценкам, сегодня до 70% граждан нуждаются в улучшении жилищных условий. При этом до кризиса ипотеку теоретически способны были оплатить из своего кармана только 15% населения. Понятно, что сейчас эта цифра еще меньше. Коэффициент доступности жилья (за сколько лет человек может накопить на квартиру) по европейской норме составляет 5 лет. В нашей же стране, по оценкам директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Алексея Шевякова, малообеспеченным гражданам нужно копить на квартиру площадью 50-60 квадратных метров 80 лет. А если исходить из европейских стандартов жилплощади (порядка 100 квадратных метров), то на покупку квартиры уйдет почти 200 лет. А уж на квартиры аналогичные министерским, то здесь счет пойдет на тысячелетия. Нам и на прихожую не выжить...
Специалисты расходятся во мнении, где точно проходит пресловутая черта бедности и от какого уровня дохода ее необходимо считать. Факт лишь в том, что, эта самая безнадежная черта бедности прошла по большинству россиян, и однажды попав за эту черту, мало кто оттуда может вырваться. И, кстати, к слову о заботе наших министров-капиталистов о благе народа, по подсчетам Института социологии РАН, за прошлый год в 57 регионах уровень доходов населения снизился на 30 процентов.
У меня возникло много вопросов после прочтения деклараций о доходах высших российских чиновников, но я думаю, что это естественное состояние любого человека, увидевшего эти сногсшибательные цифры и метры. Поэтому ограничусь одним, но глобальным вопросом: Никто не задумывался, если они такие богатые, то почему мы все такие бедные? А вдруг это взаимосвязано?
И как вариант ответа: Согласно исследованию Transparency International, Россия по уровню коррупции разместилась на 143 месте из 178 возможных. Соседями Российской Федерации по коррупционному списку оказались Коморские острова, Нигерия, Восточный Тимор и Уганда. Может, именно здесь собака и зарыта?