13 апреля 2012 года впервые в истории Российской Думы были рассмотрены 2 законопроекта, посвященные национализации имущества. Фракция КПРФ свой законопроект внесла в августе 2011 года и только в апреле следующего года он, наконец, был рассмотрен палатой. Законопроект касается только ранее приватизированного имущества и называется «Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации». Проект закона представлял Кашин Владимир Иванович - Председатель комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы, заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик.
Уважаемые коллеги!
Фракция КПРФ представляет проект закона, «Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации».
Законопроект регулирует вопросы собственности только в отношении, ранее приватизированного имущества и не касается личного имущества граждан, такого как квартиры, дачи, гаражи, а также вновь созданного частного имущества.
Название, смысл и содержание законопроекта основываются на конституционном положении равенства защиты всех форм собственности и предусматривает обратный алгоритм решения задачи перехода от частной к государственной форме собственности. Исходя из этого, проект закона устанавливает те же принципы отчуждения имущества из частной собственности, которые были применены при отчуждении имущества из государственной собственности в процессе приватизации.
Вопрос возвращения в государственную собственность приватизированного имущества назрел давно. Давайте вспомним, какие аргументы выдвигались идеологами приватизации в самом ее начале. Нам объясняли, что приватизация и национализация это экономические инструменты, при помощи которых повышается эффективность экономики. Если государство не в состоянии повысить эффективность производства, то предприятия передаются в частную собственность. Если частник не справляется с этой задачей – предприятия возвращают государству.
Давайте посмотрим, насколько эффективно сработал частный собственник, получивший государственные предприятия почти безвозмездно и определим, не пора ли переходить к обратному процессу.
За 20 лет приватизации, то есть перехода к частной собственности страна потеряла две трети (29 тысяч) колхозов и совхозов. Объемы сельскохозяйственной продукции сократились вдвое. Более 40 миллионов гектар пахотной земли заброшено и превращается в заросли молодого леса. 60% скота и 90% овощей выращивается в личных подворьях граждан. Утрачена продовольственная безопасность и половину потребности в продовольствии мы удовлетворяем за счет импорта. Производительность труда в сельском хозяйстве в 10 раз ниже, чем в Евросоюзе.
Вот так приватизация повысила эффективность сельского хозяйства!
Не лучше в промышленности! Здесь уничтожено 75 тысяч промышленных предприятий и организаций. По объему промышленного производства Россия откатилась на послевоенный уровень. Исчезли целые отрасли народного хозяйства. При государственной собственности мы делали в год более 200 гражданских самолетов – сейчас менее 10 единиц. Наша судостроительная промышленность выпускала более 30 крупных судов и множество мелких. Сегодня эта отрасль занимается лишь ремонтом. Россия ежегодно покупает суда за границей на сумму около миллиарда долларов дедвейтом около миллиона тонн. Сегодня отечественная промышленность выпускает тракторов в 37 раз меньше чем в 1990 году, комбайнов – в 16 раз меньше, металлорежущих станков – в 38 раз, тканей – в 3 раза, мяса – в 3 раза, молока – в 4 раза меньше и так по все номенклатуре товаров.
Приватизация энергетики привела к ежегодному повышению энерготарифов более чем на 10%, в текущем году – на 11%. Как снежный ком энерготарифы увлекли за собой волну катастрофически растущих цен во всех отраслях экономики, сделали невыносимой жизнь двух третей граждан страны. Инфляция, рожденная энергетикой продолжает прогрессировать, не давая подняться с колен экономике.
За 20 лет машиностроение в структуре промышленного производства сократилось в 2 раза, легкая промышленность – в 12 раз! Сырьевой экспорт увеличился в 2 раза, в 3 раза снизился экспорт машин, а их импорт вырос на 60%. В ближайшей перспективе с 2010 по 1014 годы импорт растет с 250 до 486 млрд. долларов в основном за счет промышленной продукции. Заявленный гособоронзаказ объемом в 2,2 трлн. рублей в год выполняется черепашьими шагами: в 2008 году – на 90%, в 2009 – на 50%, в 2010 – на 30%, в 2011 – на 13%.
Это можно назвать эффективностью?
Эффективно только падает жизненный уровень населения, который упал на столько, что ООН заключила, что в России 90% населения – бедные люди. Эффективно вывозится ворованный капитал частными собственниками за границу. В 2011 году вывезено около 100 млрд. долларов. Из бюджета украдено 540 млрд. рублей, 25 млрд. рублей из оборонзаказа. Эффективно плодятся миллиардеры, по численности которых Россия занимает 3 место после США и Китая.
Благодаря частной собственности Россия скатилась со 2-го места в мире на самые последние позиции. Мы занимаем 105 место по продолжительности жизни и откатились в этом вопросе на 50 лет назад. Мы занимаем 130 место по качеству здравоохранения. Нам принадлежит 100 место по обеспечению жильем. Мы на 40 месте по образованию и на 43 месте по уровню экономического развития.
Частная собственность не оправдала никаких надежд, не выполнила никаких прогнозов пора переходить к государственной собственности, чтобы реально повысить эффективность производства. И нечего этого бояться. В каждом государстве мира не менее 25% государственной собственности и только в России исповедуют культ частной собственности, которая привела к полному разору экономику и к нищете граждан России.
Следовательно, руководствуясь изначальной идеей повышения эффективности экономики путем смены собственника, мы, авторы законопроекта «Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной и муниципальной собственности в процессе приватизации» предлагаем механизм возврата имущества в государственную собственность путем изъятия его у недобросовестных и неэффективных собственников.
Представленный проект закона имеет 4 главы и 16 статей.
Первая глава дает понятие обращения в государственную и муниципальную собственность приватизированного имущества. Предлагает ограничения сферы действия настоящего закона. Устанавливает особенности обращения и распоряжения указанного имущества.
Вторая глава законопроекта устанавливает порядок обращения указанного имущества в государственную и муниципальную собственность. Процедура обращения в государственную собственность имущества частного собственника, ранее принадлежащего государству предусматривает возмещение собственнику средств, затраченных на приобретение этого имущества в процессе приватизации и затрат, связанных с эксплуатацией этого имущества.
Оплата имущества юридических и физических лиц, обращенного в государственную или муниципальную собственность, производится единовременно.
Оценка имущества, в отношении которого применяется процедура обращения в государственную или муниципальную собственность, производится в соответствии с методикой оценки этого имущества на момент приватизации.
В стоимость имущества юридического или физического лица, подлежащего отчуждению, включается стоимость имущества на момент приватизации за вычетом проданного и утраченного имущества, заложенного и не выкупленного имущества, других имущественных и финансовых изъятий, с включением в стоимость затрат на улучшение указанного имущества в течение периода между его приватизацией и моментом отчуждения в государственную или муниципальную собственность.
Третья глава определяет порядок возмещения стоимости имущества собственнику. Размер возмещения стоимости отчуждаемого имущества, подлежащего выплате собственнику, определяется разницей между стоимостью имущества на момент обращения в государственную или муниципальную собственность и стоимостью имущества на момент приватизации.
Дебиторская задолженность юридического или физического лица учитывается в размере возмещения стоимости имущества в той мере, в какой она реально может быть возвращена юридическому или физическому лицу не зависимо от смены собственника.
Дебиторская задолженность по государственному заказу, заказу субъекта Российской Федерации, муниципальному заказу полностью включается в размер возмещения стоимости собственнику.
Кредиторская задолженность юридического или физического лица удерживается из размера возмещения стоимости имущества.
Четвертая глава определяет заключительные положения. Вступление закона в силу предусматривается со дня опубликования. А третья глава закона вступает в силу с начала нового бюджетного года.
Принятие данного закона позволит дать инструмент обращения в государственную собственность имущества нерадивых частных собственников и повысить эффективность производства.
Однако Правительство РФ нашло другой аргумент против огосударствления. По его мнению, государство – неэффективный собственник. Следует возразить, что неэффективным может быть только Правительство РФ, а государства, такие как Китай, Вьетнам, Белоруссия, да и США и Франция довольно успешно справляются с государственной собственностью и их успехи намного выше российского правительства. К тому же налицо противоречие. Правительство решило продать государственные организации: Сбербанк, ВТВ, Роснефть и другие, но эти государственные организации нельзя признать неэффективными. Сбербанк в прошлом году дал 270 млрд. чистой прибыли, ВТБ – 28 млрд. рублей, Роснефть – 393 млрд. рублей. Значит государство все-таки эффективный собственник! И нынешняя приватизация не находит научного объяснения – это просто передел самой эффективной государственной собственности между жуликами второй волны.
В заключении Правительства и некоторых профильных комитетов отмечается противоречие данного законопроекта 35 статье Конституции РФ, предусматривающей предварительное и равноценное возмещение стоимости имущества. Но именно это и заложено в проекте закона. Предварительная, то есть до государственной регистрации имущества, оплата законом предусмотрена. Что касается равноценности, то именно на этом принципе и разработан законопроект – за какую цену приватизировали, за ту цену и выкупаем.
Что касается отчуждения имущества по решению суда, то оно может иметь место в общем случае национализации, но неприменимо к проекту нашего закона. Пункт 2 статьи 8 Конституции РФ устанавливает «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.» В этом случае Конституция гарантирует равные подходы к обороту имущества. Если государственную собственность отнимали у государства без решения суда, то и возвращать ее в собственность государства нужно также без участия судебных органов. На то конституционное равенство.
Это конституционное равенство форм собственности относится и к тому возражению комитетов, что обращать в собственность государства имущество частных лиц надо по отдельному закону для каждого предприятия. Однако следует возразить - приватизировали по общему закону, не считаясь с Конституцией. Обратный процесс должен быть абсолютно идентичным и это гарантирует действующая Конституция.
И уж совершенно абсурдный аргумент – на выкуп имущества частных лиц потребуются бюджетные средства и государству придется делать новые долги.
У государства сегодня в распоряжении Резервный фонд, составляющий 1,8 трлн. рублей, Фонд национального благосостояния, равный 2,8 триллионов рублей, Международные резервы – 500 млрд. долларов. И все это отправлено за границу. По данным Счетной Палаты в прошлом году из бюджета украли более 500 млрд. рублей, из оборонзаказа 25 млрд. рублей. Есть деньги на строительство олимпийского комплекса, есть деньги на Сколково, на дом приемов на острове Русский, а вот на повышение эффективности экономики денег всегда нет.
Странно читать заключения комитетов, по которым просто невозможно отобрать частную собственность у нерадивых владельцев и по существу национализация в стране просто запрещена.
Тогда напрашивается вопрос, а как же вы, господа национализировали земельные участки со строениями под строительство Олимпийского комплекса в Сочи? Как изымали территорию под строительство железной дороги Москва - Санкт-Петербург? Осенью 2008 года национализировали пакет акций Норильского Никеля, а еще раньше у Абрамовича выкупили пакет акций Роснефти за цену в 10 раз превышающую стоимость приватизации?! И все это без суда и следствия, забыв про те аргументы, которые сегодня выставляются как роковые.
Наверно наш законопроект грешит какими-то неточностями или несоответствиями, но полагаю их можно устранить ко второму чтению. Поэтому предлагаю принять законопроект в первом чтении и приглашаю всех, кто заинтересован в возрождении реального сектора экономики, в повышении эффективности производства, принять участие в доработке законопроекта, чтобы страна, наконец получила реальный инструмент влияния на экономику, ради ее возрождения из пепла, к которому привела ее преступная приватизация на протяжении 20 лет.
В заключительном слове В.И. Кашин в частности отметил:
Уважаемые коллеги, мы хотели бы поблагодарить от имени авторов всех депутатов, кто принял участие в обсуждении данного вопроса, и особенно тех, кто действительно внимательно проработал наш законопроект. Я с самого начала высказался по поводу того, что он не идеален, мы полностью согласны с этим, и необходимость доработки ко второму чтению, конечно, никто не отрицает, а, наоборот, она предусматривается.
В этой связи я хотел бы возразить Геннадию Васильевичу Кулику, в отношении его заявления, что мы хотим второй раз обогатить олигархов. Законопроект как раз и выстроен в том плане, чтобы процесс возвращения государственной собственности государству осуществлялся по принципам приватизации, только в обратном порядке. Если частник выкупал предприятие – государство выкупит у него это предприятие по той же цене, если взял бесплатно, значит и возвращать будет бесплатно. И наш законопроект уже не позволит осуществлять сложившуюся практику, когда правительство платит десятикратно тем, кто ограбил страну, платит по 13 миллиардов долларов олигархам, которые пятнадцать лет паразитировали на этих предприятиях.
Почитайте внимательно, главу II — когда, как и на каких принципах создаётся комиссия, которая определяет стоимость имущества, как она работает, каким образом предусматривается справедливый учёт стоимости того имущества, которое приватизировано. Ваши замечания к нашему законопроекту не относятся, а Ваше выступление обнажило простую истину – законопроект Вы не читали! Даже Ваш комитет не делал таких выпадов в отношении нас, авторов этого законопроекта. Мне неудобно, в таком тоне говорить с Вами, но все те законопроекты, которые Вы все это время предлагали, только разрушали страну, особенно когда речь шла о сельском хозяйстве.
Уважаемые коллеги, я ещё раз хочу отметить, что законопроект, безусловно, не лишён недостатков. Здесь нам говорят, что вот "Газпром" не отметили, вот "Роснефть" не отметили или какое-либо другое предприятие, которое занимается, допустим, недропользованием, — извините, в законопроекте нет смысла давать перечень тех предприятий, которые потребуется, допустим, деприватизировать, или национализировать с соответствующим выкупом, подчёркиваю, ведь в данном случае речь идёт в целом о процедуре деприватизации, распространяющуюся на любое имущество, предусмотренное настоящим законопроектом. И мы не замахиваемся сегодня на предприятия, которые вновь созданы бизнесом, наоборот, мы говорим об их государственной поддержке. У нас нет желания обратить в госсобственность личное имущество граждан. Но вот у неэффективного собственника отобрать нужное государству и народу предприятие надо и в этом никто не сомневается!
Ещё раз, уважаемые коллеги, хочу поблагодарить всех, кто принял участие в обсуждении законопроекта. И прошу от имени авторов поддержать его, а ко второму чтению мы вместе с вами его доработаем.