(Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И.Кашина 1 июня 2012 года на парламентских слушаниях по теме тему: "Ратификация Протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации".)
Решать должен народ!
Сегодня один из самых обсуждаемых вопросов в стране – это вопрос о присоединении России к ВТО. И специалисты, и простые граждане выказывают обеспокоенность по данному поводу. Властные структуры склонны все представить в розовом цвете или в полурозовых тонах.
То, что сегодня проводятся парламентские слушания по данному вопросу, это только благодаря фракции КПРФ в Государственной Думе, благодаря настойчивости наших депутатов, выражающих обеспокоенность будущим страны.
До этого, еще 22 февраля 2012 по инициативе нашей фракции, в этом же зале, проведен круглый стол по теме: «Совершенствование законодательства Российской Федерации в связи с изменением условий развития экономики России в рамках, предусмотренных договором с ВТО». На нем детально была рассмотрена данная проблема с привлечением специалистов, экспертов, ученых, хозяйственников, депутатов различного уровня, представителей общественных организаций. Участниками круглого стола единогласно приняты рекомендации, которые разосланы во все властные структуры, начиная от президента, председателя правительства, профильных министерств и т.д. Суть этих рекомендаций – не торопиться, все взвесить, понять, что мы приобретаем и что потерям. В частности в них высказана просьба провести расширенное заседание Правительства Российской Федерации под председательством президента РФ с участием ведущих ученых РАН и других академий РФ для детального обсуждения преимуществ и возможного ущерба для экономики РФ в связи с присоединением России к ВТО. Просить Президента РФ, на основании ст. 53,55,79,85 Конституции РФ приостановить ратификацию договоров между Россией и ВТО до окончания расчетов Правительством РФ реальных потерь отраслей экономики в связи со снижением ввозных таможенных пошлин на импорт, и разработки мер компенсации этих потерь. Для окончательного решения вопроса о вступлении в ВТО провести общенациональный референдум.
Мы считаем, что это было бы правильным, чтобы народ, как единственный источник власти в соответствии с действующей Конституцией РФ, принял или отверг необходимость присоединение страны к ВТО.
Экономический «Титаник»
Как известно, вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) решался в течение 17 лет. Одна из причин столь продолжительного раунда переговоров, по мнению некоторых экспертов, заключается в том, что будущие партнеры по ВТО, прежде всего США и другие ведущие страны Запада, выжидали того момента, когда экономика России и, прежде всего ее промышленный и аграрный потенциал, окончательно деградируют. Сегодня это как раз и произошло. Нынешнее состояние основных отраслей экономики России не позволяет им конкурировать с западными корпорациями, остатки промышленности фактически не выпускают товаров, которые востребованы на мировом рынке, а ее основные фонды изношены на 70-80%. Внутренний рынок также оголен - большинство промышленных товаров и продуктов питания завозится из-за рубежа, и его окончательный захват - главная цель западных партнеров - стала вполне реальной и легко достижимой. Спустя 17 лет непрекращающихся разговоров о «скором вступления» России в ВТО, не подкреплённых абсолютно никакими научно обоснованными расчётами относительно целесообразности данного шага, в самый неподходящий момент этот шаг осуществляется, что напоминает приобретение билета на некий экономический «Титаник».
Аргументы самообмана
Тем не менее, правительственные лоббисты вступления России в ВТО, несмотря на всю очевидность развала российской экономики, продолжают обосновывать необходимость присоединения к ВТО появляющейся, по их мнению, возможностью «доступа на мировые рынки российских товаров и услуг». Однако при этом не называют, а какие это российские товары, которые востребованы мировым рынком.
Приводится и много других аргументов в пользу членства в ВТО, как правило, весьма спорных. Например, что членство обеспечит возможность использования механизма разрешения споров по защите национальных интересов и устранения дискриминации, позволит реализовать текущие и стратегические торгово-экономические интересы, гарантирует рост иностранных инвестиций и облегчит технологическую модернизацию экономики, позволит предприятиям России вписаться в мировые технологические цепочки. Повышение конкуренции на внутреннем рынке заставит бизнес больше вкладывать в развитие и переоборудование производства для повышения конкурентоспособности своей продукции. Увеличение объема импорта новой техники и технологий обеспечит приток этих технологий в российскую экономику. В силу появления прозрачных и понятных правил игры снизиться коррупция.
Обещают, что и население страны в целом выиграет от членства в ВТО. Дескать, повысится качество жизни граждан и понизится ее стоимость за счет выхода на рынок большого ассортимента более конкурентоспособных товаров и услуг с более низкими ценами и с более высоким качеством и т.д.
Но говоря о неких преференциях, которые Россия может получить от вступления в ВТО, в подтверждение этому мы не слышим ни одной цифры, ни одной логически и научно обоснованной системы расчетов по отраслям. Ни одной! Международный банк развития прогнозирует, например, что возможно на первом этапе Россия прибавит 0,1-0,3% к ВВП при вступлении в ВТО, а в дальнейшем может быть эта прибавка составит около 1%. И вот ради такой прибавки мы сломя голову торопимся в ВТО? Ради этих несчастных 0,1 или 1% ВПП бросаем всё к ногам золотого миллиарда, который контролирует ситуацию в мире, в том числе и в ВТО. Это они решают, как и в каком направлении развиваться национальным экономикам стран остального мира. Извините, но мы не какой-нибудь Гондурас, а Россия. У нас другие цели и задачи.
Условия капитуляции
Содержание требований к РФ сделали переговоры по присоединению страны к ВТО тайными. Ни население, ни руководители большинства предприятий, ни даже депутаты парламента досконально не знают, на что дало согласие правительство. Тайная дипломатия не была бы необходима при очевидности выигрышей для экономического развития страны. Дело здесь в том, что, как следует из заключений большинства экспертов, вступление России в ВТО не только закрепит периферийный – сырьевой характер российской экономики, но также нанесет тяжелейший удар по всему национальному производству.
Унифицированных правил приема в ВТО нет. Каждая страна выговаривала для себя условия и преференции. Какие же условия «выторговали» для России ее переговорщики?
Россия в рамках присоединения к ВТО взяла на себя обязательство по итогам переходного периода снизить средневзвешенную ставку импортного тарифа на товары до 7,8% с 10% в 2011 году.
Предусматривается полностью ликвидировать таможенные сборы за ввоз компьютеров и элементную базу, а также различное технологическое и научное оборудование. Пошлины сократятся и для лекарств. Внутренние цены на энергоносители будут приведены к уровню мировых цен.
Доля иностранного капитала в совокупном капитале страховых компаний может составить более 45%. Доля иностранного участия в уставном капитале российских банков может достигнуть 50 %, а в уставном капитале операторов рынка ценных бумаг – до 75 %.
Средний сельскохозяйственный тариф будет снижен до 10,8% с нынешних 13,2%, средневзвешенная импортная пошлина на промышленные товары - с 9,5% до 7,3%.
Часть импортных тарифов - более трети - будет снижена с момента присоединения, еще четверть - спустя три года после него. Самый длительный переходный период – от 4 до 8 лет - установлен для мяса домашней птицы, автомобилей, вертолетов и самолетов.
Для говядины импортная пошлина внутри квоты составит 15%, вне квоты - 55%, для свинины - 0% и 65%, для мяса птицы - 25% и 80%.
Что касается отечественного сельского хозяйства, то Россия в рамках присоединения к ВТО взяла на себя обязательство за несколько лет вдвое снизить общий размер субсидий сельскохозяйственным предприятиям. Объем поддержки АПК в 2012 г. будет в пределах 9 млрд. долларов, к 2018 году этот показатель сократится до 4,4 млрд.
Россия в рамках присоединения к ВТО согласилась на ограничение экспортных пошлин по более чем 700 товарным позициям. Т.е. после присоединения РФ к ВТО регулирующие возможности государства, и без того куцые, должны будут существенно уменьшиться.
У России нет никаких стимулов экономического характера для вступления в ВТО. Во-первых, в наследство от СССР ей достались «некоторые благоприятные условия» для осуществления внешней торговли. Россия пользуется режимом наибольшего благоприятствования в торговле практически со всеми основными партнерами, входящими в ВТО.
Во-вторых, структура текущего российского экспорта весьма специфична. Основная экспортная статья – сырье, топливно-энергетические товары, оружие, - и она не является предметом регулирования ВТО, на неё не распространяются какие-либо ограничения, рестрикции со стороны ВТО.
Поэтому, вообще говоря, логика поспешности присоединения к ВТО не понятна. Вступление России в эту организацию реально грозит окончательно потерять экономическую безопасность страны и, соответственно, ее политическую независимость.
Как показывает печальный опыт членства в ВТО большинства стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки, а также стран СНГ и Средней Азии, отсутствие развитой промышленности, конкурентоспособных производств и адекватной государственной поддержки приводят к сильнейшей деиндустриализации страны, закреплению за ней статуса сырьевого придатка и рынка сбыта для продукции глобальных корпораций. Опыт Украины, Грузии, Киргизии, стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики, и даже лежащие в руинах экономики могут падать в результате вступления страны в ВТО. Так, например, Украина потеряла полностью свою промышленность по производству сахара, доля импорта сахара подскочила на 11%, ее завалили залежалым салом, полмиллиона людей были выброшены на улицу. Спад производства в ряде отраслей промышленности превысил 45-60%. После снижения импортных пошлин на легковые автомобили с 25% до 10% производство автомобилей в Украине упало в 6 раз – по сути дела, автомобильная промышленность перестала существовать. Аналогичная ситуация сложилась в производстве мебели – после обнуления импортных пошлин на мебель только за период 2008-2011 годы выпуск мебели в Украине сократился в 3 раза – с 1,2 млрд. долларов до 400 млн. долларов. Не удалось избежать печальной участи и лёгкой промышленности – закономерным итогом необдуманной либерализации тарифного и нетарифного регулирования выпуск продукции в лёгкой промышленности упал на 45-60%, экспорт сжался на 28%, а импорт подскочил на 40-45%. Еще больших масштабов угроза существует и для России.
Семь лет назад по поручению бывшего председателя Думы мне пришлось выступать с докладом в Южной Америке. Собрались все страны ВТО. И вы бы слышали, какой рёв был со стороны многих государств, протестующих против захвата их внутренних рынков и развала многих отраслей. Членство в ВТО для многих стран обернулось голодом. Сегодня почти 2 млрд. человек на Земле нуждаются в куске хлеба и стакане молока.
Сторонники присоединения к ВТО ссылаются на положительный опыт Китая, который действительно достиг выдающихся успехов, будучи членом этой организации. Однако не нужно забывать, что Китай вступил туда с другой стартовой позиции: не имея ни энергоресурсов, ни высокотехнологичных секторов, нуждающихся в протекционизме, зато с бурно развивающимся производственным сектором, ориентированным на экспорт.
Скорая смерть АПК
С точки зрения отрицательных последствий присоединения к ВТО наиболее показательным является пример аграрного сектора. Наше сельское хозяйство априори нуждается в защите. За годы реформ с лица земли исчезло почти 30 тысяч сел и деревень из 130 тысяч. За это время ни клубов, ни школ, ни ферм, ни дорог ничего не построено. Из оборота выведено около 40 млн. га пахотных земель. Дойное стадо уменьшилось до примерно 4,5 млн. голов. Стакан молока натурального сегодня не достать. Вот ведь до чего дошли.
В советское время за килограмм зерна покупали 4 килограмма солярки, а сегодня надо 6-7 килограмм дать за килограмм солярки. На село выделялось до 25% расходной части союзного бюджета. Поэтому можно было заниматься мелиорацией и дороги строить, и жилье, и школы, дошкольные учреждения и всё остальное. А сегодня на поле, ферму даём меньше 1 миллиарда долларов. Меньше одного!
За прошлый год в четыре раза увеличили завоз в страну зарубежного зерна и зернопродуктов. В четыре раза! Вывозим зерно как сырьё, также как нефть, газ, другие ресурсы, не добавляем ничего с точки зрения рабочих мест, переработки и так далее. Там, за рубежом, работает мукомол, пекарь, там торговля, а сюда везем макароны, другие хлебобулочные изделия.
И лжём, обманываем. Докладываем, что в личном подсобном хозяйстве производится 80% сельхозпродукции. А на селе ни людей, ни техники, ни специалистов, ни, дойного стада, ни, как говорится, коня, ни вола. Давайте, наконец, научимся смотреть правде в глаза.
Задавили всех налогами, тарифами, ценами… Везде одни сплошные убытки, кроме сырьевого сектора, где много чего рассовывается по карманам. В своё время ещё с премьером В.Зубковым мы говорили: давайте, работать в условиях рынка. Но никому не созданы условий для того, чтобы работать в конкуренции, а говорим постоянно о конкуренции, о рынке. О каком рынке? На самом деле мы имеем волюнтаристическую, дикую антинародную политику.
Сегодня плодородность наших земель существенно снижена, и в среднем в 2,5 раза ниже, чем в находящихся в более благоприятных климатических условиях Европе, Америке, Австралии. Эти страны полностью обеспечивают себя продовольствием и проводят интенсивную политику захвата новых рынков, в том числе и внутренний рынок России. Наша страна уже потеряла продовольственную безопасность, закупая около 50% продуктов питания за рубежом.
Ведущие страны, интенсивно осваивая мировые рынки, заботливо поддерживают очень высокий уровень самообеспечения продуктами питания. Например, в США и Франции этот уровень составляет более 100%, в Германии - 93%, в Италии - 78%. Даже бедная плодородными почвами Япония придерживается уровня самообеспечения 50%. В Японии, например, полностью запрещен импорт риса. И это при том, что продается он внутри страны по ценам, превышающим мировые в 6 - 8 раз.
Как известно уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде, в странах Евросоюза в десятки раз отличается от ситуации в России. Если в России сельскохозяйственные производители получают дотацию не больше 35 долларов на гектар, то в США ее размер составляет для фермеров 750 долларов, а в другой привилегированной зоне ВТО – в ЕС она равна 350 долларам. А по условиям вступления в ВТО Россия должна еще и снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10%. В противном случае последуют штрафные санкции. Санкции ВТО за поддержку сельского хозяйства не затрагивают только США.
Наши будущие партнеры защищают свой продовольственный рынок высокими пошлинами, а Россия будет их снижать. Например, уже сегодня ставка суммарной пошлины на ввоз в страны ЕС белого сахара составляют 215 %, а в России – 30%. На ввоз мяса крупного рогатого скота охлажденного – 174%, замороженного – 215%, а у нас - 15%. Пшеницы – 173%, у нас – 5%. Кукурузы – 84%, у нас – 5%. А это значит, что сравнительно чистые российские продукты будут вытеснены с прилавков ввозимыми дешевыми генетически модифицированные аналогами. Страны, пытавшиеся ограничить ввоз такого продовольствия, были обвинены ВТО в создании продовольственных барьеров.
Таким образом, присоединение России к ВТО на согласованных условиях будет означать для отечественного сельского хозяйства скорую и неизбежную смерть.
Промышленность в нокдауне
Но под угрозой окажется не только аграрный сектор, но и многие другие отрасли экономики России в связи с ликвидацией защитных барьеров и снижением их конкурентоспособности. Российской промышленности придется конкурировать не с абстрактными среднестатистическими зарубежными компаниями, а с сильнейшими мировыми игроками – ведь именно такие компании обладают волей и достаточными ресурсами, чтобы захватить открывшиеся рынки в России. Некоторые из них уже сегодня более чем успешно работают на российском рынке – P&G, Mars, Coca-Cola, Unilever, BP, Texaco, GM, Boeing, Sony, Philips, LG и многие другие. По мнению экспертов наиболее уязвимыми отраслями являются:
Металлургия;
Обрабатывающая промышленность;
Текстильная;
Химическая промышленность;
Машиностроение;
Автомобильная промышленность;
Авиастроительная промышленность;
Судостроительная промышленность;
Электронная промышленность;
Легкая промышленность;
Транспорт;
Фармацевтическая промышленность;
Розничная торговля;
Пищевая промышленность;
Общественное питание.
Большинство из них снизят конкурентоспособность с неизбежными потерями в связи с так называемой гармонизацией цен на энергоносители с мировыми ценами.
Автопромышленность России окажется совершенно неконкурентоспособной. Да она фактически уже ликвидирована. В последнее время государство выделяет всё меньше средств на ее развитие, делая ставку на сборку иностранных автомобилей. Попытки неких поощрений государством автомобильной промышленности воспринимается западными производителями как помеха сбыта в России продукции уже существующих в других странах производственных мощностей.
Вступление в ВТО чревато потерей для России национальной авиапромышленности. Если за многие годы реформ промышленность гражданского авиастроения катилась по наклонной, то нет никаких гарантий, что в будущем нам стоит ждать позитивных изменений, тем более в условиях конкуренции с Боингом или Аэробасом. Уже сейчас Россия утратила возможности производства наиболее востребованных на мировом рынке широкофюзеляжных самолётов, а предусмотренное сокращение целевой поддержки авиапрома лишь усугубит и без того плачевную ситуацию в этой наукоёмкой отрасли. Судя по всему, Западом нам отведена роль поставщиков авиационного титана и алюминия для иностранных авиакосмических холдингов Boeing, EADS и Lokheed Martin. Например, в «гордости» российского авиапрома – самолёте Sukhoi SuperJet 100 – по большому счёту российский только титан, алюминий и прочее сырьё, тогда как вся наукоёмкая компонента и электроника производятся в США, ЕС и Японии.
Как показывает практика, крупные ТНК, на долю которых приходится более 50% мировой торговли и 85% трансграничного движения капитала, рассматривают новые страны исключительно как трофейное пространство для извлечения прибылей и ни при каких обстоятельствах не идут на передачу современных технологий. В лучшем случае они готовы открывать сборочные предприятия с элементами отвёрточного производства и подавлять конкуренцию в смежных отраслях.
Угроза экономической безопасности
В результате снижения таможенных пошлин ухудшится наполняемость федерального бюджета, поскольку таможенные пошлины формируют до 37% его доходной части, что обострит и без того трудноподъемные проблемы финансирования большинства статей, включая выплаты пенсий, социальных пособий, усугубит острые проблемы нищеты населения и безработицы, а также обострит проблемы обслуживания государственного внешнего и внутреннего долга. Т.е. будет нанесен тяжелейший удар как по всему национальному производству, так и по социальной сфере.
Увеличив импорт при стагнирующем экспорте, Россия ввергнется в валютный кризис. Внешние выплаты и рост импорта размоют золотовалютные запасы и, по оценкам экспертов, за два года сократят их до уровня, делающего неизбежной более масштабную и разрушительную, чем в 1998 году, девальвацию. Альтернатива одна - новые внешние займы. Но вполне возможно, что их обусловят уступками в политической и экономической самостоятельности. Зарубежные эксперты уже обсуждают вероятность отчуждения полезных ископаемых Сибири и Дальнего Востока.
Чтобы не влезать в долги при закупке импортных товаров, необходимо сначала туда что-то продать и получить иностранную валюту. Но продажа российской нефти, газа и промышленных металлов в лучшем случае сможет обеспечить безбедное существование 25-35 млн. человек. Однако в России проживает около 140 млн. человек. И вопрос, на какие средства будут существовать оставшиеся 100-110 млн. человек в случае массовых банкротств предприятий, российские власти, похоже, не интересует.
Таким образом, форсированное вступление в ВТО обязательно создаст угрозу не только экономической безопасности, но и самому существованию России.
Серьезные проблемы возникнут в области интеграционных процессов стран - членов СНГ и Таможенного союза в связи с необходимостью изменять всю систему предоставляемых в рамках Содружества преференций в области торговли и оказания услуг. Вполне возможно, что Таможенный союз стран СНГ придется распускать. Сегодня правительство РФ декларирует два противоположных экономических курса. Первый ориентирован на создание и защиту нового экономического пространства, объединенного Таможенным союзом, второй – на интеграцию в глобальное неолиберальное торговое сообщество, т.е. в ВТО.
И с макроэкономической точки зрения форсированное вступление России в ВТО - непозволительная роскошь. Не надо забывать, что в страну с неблагоприятным инвестиционным климатом значительные иностранные капиталовложения направляются, только если в нее не могут прийти товары. Мы своими глазами видим, что, например, российский авторынок проще осваивать, вкладывая средства в строительство заводов в Узбекистане, Чехии и Германии, рынок бытовой электроники - в предприятия Юго-Восточной Азии, рынки качественной сантехники и обуви - в западноевропейские предприятия и т.д. Между тем вступление России в ВТО открывает внутренний рынок именно для товаров, закрывая его тем самым для инвестиций. В свете сказанного позиция либеральных радетелей за инвестиции, толкающих Россию в ВТО, представляется абсурдной.
ВТО лишь формально предоставляет государствам равные условия развития. Либерализация внешней торговли работает в интересах более развитых экономик, прежде всего США и стран Западной Европы. ВТО обеспечивает господство их монополий и подчиняет развитие национальных экономик их интересам. ВТО отличают двойные стандарты. Нормы ВТО призваны подрывать положение конкурентов западных корпораций. Надо помнить, что ВТО строит свою политику в смычке с Международным Валютным Фондом – известным лоббистом интересов США. «Внедряясь» в «американоцентричную» мировую экономику, мы разделяем не только ее проблемы (например, далеко не гармоничные отношения между долларом, евро, иеной, в будущем и юанем), но и ответственность за политическую составляющую макроэкономических процессов.
Альтернатива ВТО – социалистическая модернизация
Судя по всему, желание российских властей накануне грядущего кризиса снять с себя ответственность за результаты проводимой откровенно провальной социально-экономической политики, а также надежда легитимизировать свои активы за рубежом стали главным поводом форсированного втягивания России в ВТО. Вкупе с лоббизмом интересов российских сырьевых монополий, желающих заработать дополнительные несколько миллиардов долларов от снятия ограничений на распродажу невосполнимого природного сырья, это явилось и главной причиной, по которой под удар поставлена практически вся российская промышленность и сельское хозяйство. Интересы кармана кремлёвских элит и околокремлёвских сырьевых монополий в очередной раз оказались важнее общенациональных интересов и перспектив отечественной промышленности, задыхающейся от произвола и чиновничьего беспредела. Нынешние модернизаторы, «отливающие в граните» и «пашущие на галерах», очевидно, хотят повторить печальную участь «младореформаторов» и окунуть Россию из маразма 2000-х в ад 90-х. Их по-прежнему интересует дешёвый пиар про модернизационное раскапывание картофельного поля в Сколково и замену лампочек Ильича на лампочки Чубайса, приправленное бесконтрольными хищениями бюджетных средств на олимпийских стройках.
Состояние российской экономики сегодня не позволяет стране присоединиться к ВТО без существенных потерь и неоправданных рисков. Мы должны не хвататься за мифические "палочки-выручалочки", не пытаться перескочить через ступени исторического развития, а терпеливо заниматься модернизацией своей страны и ее экономики, усиливать регулирующую роль государства, национализировав природные ресурсы, базовые отрасли экономики, банковский сектор, уделив особое внимание развитию науки. Страна нуждается в смене социально-экономического курса с опорой на собственные силы, в социалистической модернизации.
ВТО имеет реальную альтернативу, и развивать ее способна именно Россия. Эта альтернатива – объединение экономик-соседей с созданием общего правового поля в интересах национальных экономик. Законодательство таких стран, как и России, должно иметь приоритет перед международным правом, а не наоборот, как это имеет место сегодня. Аналогичные структуры уже складываются в Латинской Америке и Азии. Расширение общего хозяйственного пространства может привлечь многих наших соседей - страны Восточной Европы и Средней Азии.
Интеграция экономического пространства – веление нашего времени. Самоизоляция в эпоху глобализации сродни суициду. Но и раскрытие заведомо неконкурентоспособных отраслей и регионов перед жесточайшей и неуклонно обостряющейся глобальной конкуренцией - не меньшее безумие. Для России дорога в будущее проходит через интеграцию, через воссоединение братских республик, с развитой частью человечества, но идти по ней надо с открытыми глазами и трезвым умом. Каждый шаг требует тщательной подготовки: он будет оправдан, лишь если получаемые выгоды превысят издержки не только в кратко- и среднесрочной, но, что самое важное, в долгосрочной перспективе. Нельзя очертя голову бросаться в непродуманные авантюры, преследуя некие призрачные выгоды. Не зря народная мудрость гласит: семь раз отмерь – один раз отрежь.
Можно привести множество аргументов «за» и «против» вступления России в ВТО, и во всех найдутся как плюсы, так и минусы. И всё же вступление в ВТО - это попытка власти «поймать журавля в небе». Вместо того чтобы позаботиться о развитии нашей промышленности, сельского хозяйства, вместо того, чтобы финансировать развивающиеся предприятия, научные разработки, стимулировать повышение уровня образования населения, воспитывать подрастающее поколение, власть пытается стать «ближе к миру», полностью изменяя сферу образования на европейский лад, «пичкая» подрастающие умы низкопробными американскими фильмами, книгами, одобряя открытие иностранных заводов на территории страны при минимальной поддержке отечественного производства, импортируя товары из-за границы, которые вытесняют отечественные и т.д. Вступление в ВТО - это последний шаг на пути к краху России и практически официальному признанию её «сырьевым придатком» капиталистического мира.