По многочисленным просьбам наших читателей, ПП продолжает беседу с Зам. Председателя Московской областной Думы, руководителем фракции КПРФ в Мособлдуме, членом ЦК КПРФ Константином Черемисовым о сущности антинародного курса и причинах кризиса в России и Подмосковье.
ПП: Константин Николаевич, Вы неоднократно отмечали, что современное российское руководство проводит неолиберальный курс. В чем суть неолиберализма?
К.Ч.: Неолиберализм, по образному выражению его крупнейшего исследователя Д.Харви (David Harvey), это «восстание элит», возвращение классовой власти богатейшим слоям населения, представленными уже не на государственно-страновом, а на корпоративно-транснациональном уровне.
С конца 70-х годов идеология и практика неолиберализма активно внедряется в экономику, политику, сознание. А повсеместная практика неолиберализма, вытекающая из ее классовой сущности ведет к демонтажу верхушкой мирового капиталистического класса национального государства, гражданского общества, системы образования, социальной защиты.
Результатом стало не просто снижение эффективности государства как института, а его перерождение из государства-нации в государство-корпорацию с клановой внутренней организацией, действующее в интересах финансово-олигархических кругов.
При этом создаются структуры, находящиеся вне демократического, и даже, вне национально-государственного контроля, никому неподотчетные, внедряющие неолиберальные правила взаимодействия в глобальной экономике – ВТО, МВФ, Всемирный банк. Успешно решая задачу, определенную Д.Харви как «накопление через изъятие», а также открытия пространства для беспрепятственного движения капитала, эти структуры способствовали стремительному росту разрыва между богатыми странами и бедными. Используя приватизацию, урезая государственные социальные расходы, неолиберализм привел к чудовищному росту разрыва между бедными и богатыми в самих развитых странах, сокращавшимся на протяжении 30 лет – с 1945 по 1975 гг.
Если бы не предательство Яковлева, Андропова, Шеварднадзе, Горбачева, Ельцина и уничтожение СССР, который, что теперь ясно всем и на Западе и на Востоке, выступал условием и гарантом социальных достижений и гражданских свобод рабочего класса и средних слоев в развитых капиталистических странах, то сегодня мир был бы совсем иным. Невозможны бы были кровавые военные вакханалии против Югославии, Ирака, Ливии, а теперь и Сирии, невозможно было бы разрушение экономики, социальной сферы, образования, невозможно было бы падение в ту морально-нравственную пропасть, в которую вслед за собой тащит весь мир «мировая элита» финансовых спекулянтов и олигархов.
Превращение в товар культуры, науки, образования, здравоохранения, самой природы, т.е. сфер, которые по сути своей не подлежат коммерциализации, ведет к их деградации и разрушению. Внедрение идеологии неолиберализма, согласно которой морально все, что защищает стремление к личной выгоде, ведет не просто к росту индивидуализма и эгоизма, но меняет природу человека. Защищая на словах права человека, неолиберализм внедряет и укрепляет систему тотального контроля, репрессий, реально уничтожает права и свободы человека и гражданина, ведет к невиданной доселе диктатуре.
Сам человек превращается в товар. Только по официальным данным МОТ в мире жертвами принудительного труда стали почти 20,9 млн. человек, 18,7 млн. человек (90% всех жертв) подвергаются эксплуатации в частном секторе. Из них 4,5 млн. человек являются жертвами принудительного труда с целью сексуальной эксплуатации, 14,2 млн. — жертвы принудительного труда с целью экономической эксплуатации. На плантациях, в шахтах и в сфере строительства работают миллионы проданных в рабство мужчин и женщин. 5,5 миллиона человек – 26% жертв принудительного труда — это люди в возрасте до 18 лет.
ПП: В настоящее время мир захлестнул глубочайший кризис. В этой ситуации насколько опасно для России приверженность неолиберальной доктрине?
К.Ч.: Современный кризис – это системный кризис капитализма, его истоки лежат в самой его природе. Развитие паразитического финансового капитала привело к тому, что деньги начинают играть самостоятельную роль вместо инструментальной. Технологию создания спекулятивного капитала прекрасно показал выдающийся российский философ А.Панарин: «"Информационная экономика" финансовых спекулянтов означает систему механизмов, посредством которых обеспечивается дематериализация капитала, теряющего всякую привязку к реальному процессу производства общественного богатства. Вследствие этого происходит превращение финансовой элиты в "игровое" сообщество, способное обкрадывать целые народы и континенты, в считанные часы сводя на нет сбережения и труд сотен миллионов людей. Такая система означает реставрацию антагонистической пары: ростовщическая диаспора — туземное население».
Вспомним кризис середины 90-х в Латинской Америке или конца 90-х в Азии. Кризис нанес тяжелейший удар населению, возникло множество практически рабских предприятий. Однако, при этом, ряд спекулянтов сделали на кризисе многомиллиардные состояния. После кризиса в Мексике появилось 24 миллиардера, а после дефолта 1998 г. в России — 38. А за кризисный 2009 год число миллиардеров у нас удвоилось (с 32 до 62). Это яркая иллюстрация сути неолиберализма. На одном полюсе – фантастический рост богатства кучки спекулянтов, на другом – геноцид народов.
Как мы видим, современный кризис – это кризис неолиберализма, ввергнувший мир в состояние хаоса. И «выход» из него, который реально может предложить разлагающаяся неолиберальная система только один – война и диктатура. Именно этот сценарий разыгрывается и в мире, и в нашей стране. Практика российской исполнительной власти не претерпела изменений со времен ельцинизма. Нет нового курса, есть тактические повороты, есть борьба кланов, но дух прежний. А дух этот освящен идеями Айн Рэнд (Алиса Зиновьевна Розенбаум) – кумира наших неолибералов, облаченных властью, в чем признавались многие из них, например, А.Илларионов (советник Президента РФ в 2000-2005 гг.). Ее идеи касаются не только экономики, но и морали, философии, мировоззрения. Недаром, тот же Илларионов выступал за введение ее работ в обязательную школьную программу. Что это за философия? Вот некоторые ее высказывания.
«Не существует «права на работу» — существует только право на свободную торговлю, а именно: право человека начать работу, если другой человек решит его нанять. Не существует «права на жилище», существует только право на свободную торговлю: право построить или купить дом. Не существует «права на справедливую оплату или справедливую цену»… Не существует прав потребителей на молоко, туфли, кино или шампанское, если никто не захочет производить эти товары (есть только право самому начать их изготовление). Не существует прав особых групп, не существует прав фермеров, рабочих, бизнесменов, служащих, нанимателей, прав стариков, молодых и еще не родившихся. Право собственности и право на свободную торговлю — единственные экономические права человека». «Вы спросите, какие у меня моральные обязанности перед человечеством? Никаких, только обязанности перед самим собой».
В свете этой людоедской философии становятся более понятными те «реформы» экономики, здравоохранения, образования, армии и др., которыми уже 20 лет уничтожают Россию и ее народы. Становится понятно и активное стремление вступить в ВТО. Для государства-корпорации, каким стала Россия, угроза полного разрушения жизненно важных хозяйственных и социальных структур, которое с неизбежностью наступит с введением норм ВТО, резкое снижение итак невысокого уровня жизни россиян, абсолютно не интересны. Важны только узкие клановые интересы.
Противопоставить этому можно только осознание своих национальных интересов, возрождение государств-наций, создание национально-государственных блоков, обуздание финансового капитала, развитие реального производства. Необходимо развенчание лживого неолиберального утверждения, что якобы главный враг на пути к счастью — это вера в добро и справедливость для всех, забота о ближнем и идеал равенства и братства, препятствующий здоровой конкуренции. Этот христианский идеал человека, взятый на вооружение коммунистами, является подлинной мишенью неолиберальной доктрины. (http://PRIORATOS.tk)
ПП: Как конкретно проявляется политика неолиберализма в нашем родном Подмосковье?
К.Ч.: Как отмечалось, одним из действенных инструментов неолиберализма выступает приватизация или «накопление через изъятие». В 1992 г. приватизация агропромышленного комплекса Подмосковья, как и предприятий других отраслей, обосновывалась стремлением увеличить производство и улучшить качество продукции: «увеличение производства и улучшение качества продукции, более полное удовлетворение потребности в продуктах питания населения г. Москвы и области может быть обеспечено на основе перехода АПК Московской области к рыночным отношениям. Одним из важнейших элементов такого перехода является процесс преобразования отношений собственности, который предполагает формирование независимых и материально ответственных за результаты своей деятельности товаропроизводителей, работающих на принципах конкуренции и экономической эффективности». К чему привела эта неолиберальная демагогия, все прекрасно видят. Не только снизилось качество, и выросли цены, но уничтожена продовольственная безопасность. Наши жители вынуждены питаться, подчас опасными, продовольственными суррогатами.
В 1992-1993 гг. в области осуществлялась, так называемая, «малая приватизация». Со второй половины 1993 г наступил этап «большой приватизации». В итоге, к 01.05.1994 г. удельный вес приватизированных предприятий к общему количеству предприятий, за исключением запрещенных к приватизации, составлял: в лесной промышленности – 85,3%, пищевой промышленности – 91,6%, строительстве – 35,9%, промышленности строительных материалов – 98,2%, автотранспортных и авторемонтных предприятий – 47,6%, сельхозпредприятий – 60,9%, розничной торговли – 94,8%, общественного питания – 75,7%, бытового обслуживания – 91,6%. В целом приватизированные предприятия составляли 68,9%. При этом в Решении Мособлдумы от 7.09.1994 указывалось, что наряду с регулируемым процессом приватизации осуществлялась вторичная приватизация (перепродажа), конкретные данные по которой неизвестны. Отмечалось, что ни органы приватизации, ни Мособлкомстат не располагают данными, характеризующими производственно-хозяйственную деятельность приватизированных предприятий, что не позволяет провести анализ эффективности их работы. Однако указывалось, что приватизация не привела к положительным сдвигам в экономике области.
Тем не менее, эта порочная практика продолжается. При этом не требуется утверждение представительных органов власти. Как отмечалось, неолиберализм несовместим с демократией, ключевые решения стараются принимать посредством постановлений. В 2012 г. Правительство МО прогнозирует реструктуризировать государственный сектор экономики области и приватизировать имущество, находящееся в собственности МО. Это относится к государственным унитарным предприятиям Мострансавто и газового хозяйства. Подлежат в этом году приватизации и некоторые организации, акции которых находятся в собственности МО. Это ОАО «Мосавтодор и партнеры», ОАО «Страховая компания ГУТА-Доверие», ОАО «Русская страховая транспортная компания», ОАО «Вторметинвест», ОАО «Московская областная лесная промышленность», ОАО «Павлово-Посадский Камвольщик», ЗАО «СТС». И опять основанием для приватизации выступает «создание условий для развития рыночных отношений и устойчивого экономического развития в Московской области»!
Как и во всем мире, где укоренились неолиберальные практики, у нас идет не развитие рынка и предпринимательства, экономической самостоятельности населения, а монополизация банков, производства, торговли и информации, и, как следствие, снижение потребительского спроса, уровня жизни и образования, закабаление экономических субъектов и населения банковским капиталом.
Еще одна из острейших проблем, вызванных насаждением неолиберализма в Подмосковье и в стране в целом, это экология. Режим несет ответственность и за разрушение историко-архитектурных и природных достояний наших жителей. Всем известен произвол, творимый в Химкинском лесу, Архангельском и т.д.
Грозную опасность представляет и неконтролируемый рост мигрантов, который наряду с деиндустриализацией, маргинализацией населения, катастрофическим падением образования и культуры создает взрывоопасную, потенциально конфликтную поселенческую среду. Мы видим, что невиданными темпами идет разрушение этнокультурного баланса Подмосковья.
Неолиберализм нанес сокрушительный удар по социальной мобильности, по традиционным ценностям, по правам и свободам наших граждан, по их здоровью и социально-психологическому самочувствию. Еще один аспект закабаления человека, связанный с возможностью полного контроля над ним, его частной жизнью, мы видим и в развитии под видом «электронных услуг» сбора частной персонифицированной информации на наших жителей.
Как сломать эту порочную действительность? В программе КПРФ, поддержанной миллионами наших граждан, научно обоснованы пути выхода из пропасти неолиберализма, это и прогрессивный налог на сверхбогатство, и национализация природных ресурсов, банковской системы и возвращение в ведение государства акцизных товаров и др. Необходима и «национализация» сознания, обуздание тлетворного влияния на общество СМИ, принадлежащих кучке олигархов.
И сегодня мы видим, что терпение народа кончается, все шире понимание угроз, которые несет стране превращение государства в корпорацию. Идет консолидация всех действительно патриотических сил против мракобесия неолиберализма, за будущее наших детей и молодежи, достойную жизнь наших ветеранов, за свободу и независимость России.