Участники движения «Мытищи против мусоросжигательного завода» комментируют интервью главы Мытищинского района
В июньском выпуске издания «Мытищинский районный вестник» (учредитель – Мытищинская торгово-промышленная палата) опубликовано интервью с главой Мытищинского района В.С. Азаровым и бланк опроса «Решение проблемы утилизации мусора в районе», который предлагается заполнить жителям Мытищ.
Начнем с того, что решение о строительстве мусоросжигательного завода (МСЗ, или ТЭС на ТБО, или завода по термической переработке отходов) в Мытищах пока не принято. Хотя его могли принять еще 2009-м, если бы не активное противодействие районной организации КПРФ, движения «Мытищи против мусоросжигательного завода» и других противников этого проекта. Мы направляли свои обращения против строительства во многие инстанции: Президенту Медведеву, в Минздравсоцразвития, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Госдуму, Мособлдуму, прокуратуры, ФАС и т.д. (и, конечно же, в районную администрацию). Уже тогда три года назад во всех местных СМИ говорилось о строительстве МСЗ рядом с Олимпийским проспектом. Назывался даже будущий подрядчик – французская фирма CNIM. И одними заявлениями дело не ограничивалось. Сначала без принятия Генсхемы очистки, без обсуждения с жителями Мытищ, глава района издает постановление № 714 "О разрешении МУП "УКСИ" сбора исходно-разрешительной документации для размещения завода по термической переработке отходов в Северной промзоне, проезд 159 г.Мытищи". Затем на совещаниях Строительных дней в июне 2009 без проведения какого-либо тендера глава района поручает ОАО «Мытищинская теплосеть» готовить техническое задание и оформлять земельный участок для строительства там завода по термической переработке отходов (Протоколы №19 от 03.06.2009 и №21 от 17.06.2009). А уже в июле подписывается Протокол о намерениях от 09.07.2009 между данным ОАО и представителями CNIM в России ООО «КНИМ РУС», где в п. 2.2.1 «Мытищинская теплосеть» обязалась: «заключить предложенный фирмой ООО «КНИМ РУС» лизинговый договор на строительство ТЭС на ТБО по адресу: Московская обл., г. Мытищи, Северная промзона, пр. №159». И это решение было принято безо всяких тендеров и согласований выбора участка с Роспотребнадзором. Однако в дальнейшем именно эта надзорная инстанция и запретила строить скандальный объект, т.к. санитарно-защитная зона вокруг него должна быть равна 1 км (при предполагаемой мощности 200 000 тонн мусора в год) согласно п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, тогда как до находящегося там МГСУ расстояние менее 200 м. Но, несмотря на это, мытищинские власти упорно стремятся разместить завод именно по данному адресу. Это следует и из ответа первого зам. главы администрации района В.Г. Тюлюбаева № И-2969-УД от 16.05.2011 в УФАС по МО, и из интервью с начальником Управления капитального строительства, ремонта объектов социальной сферы и ЖКХ администрации Мытищинского района А.А. Протасовым программе «13 минут с генеральным продюсером» по ТВ "Мытищи" от 19.03.2012, и из выступления на Круглом столе в администрации 24.04.2012 первого заместителя главы администрации г.п. Мытищи Н.К. Бирюкова.
Лишь после того, как ФАС возбудила осенью 2011 года дело против администрации Мытищинского района в связи с нарушением антимонопольного законодательства, представители местной власти перестали называть данный объект заводом по термической переработке.
В то же время, глава района, по нашему мнению, вводит людей в заблуждение, говоря: «В генеральном плане развития Мытищ мусоросжигательный завод отсутствует». Тогда как на стр. 23 «Положений о территориальном планировании» Генплана г.п. Мытищи в части г. Мытищи (являющихся составляющей частью генплана в соответствии с п.1 ч.3 ст.23 Градостроительного Кодекса) содержится следующая формулировка (кстати говоря, монопольная по своей сути, т.к. ограничивает выбор технологий): «В Мытищинском районе администрацией рассматривается возможность строительства завода по промышленной переработке и утилизации промышленных отходов (тепловой электростанции на твердых бытовых отходах ТБО и ей альтернативных».
Для общего сведения, электростанции на ТБО – это и есть МСЗ (наряду с заводами, работающими по технологиями высокотемпературного пиролиза). Однако согласно п. 5.50 и 5.57 межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» получение энергии из отходов – это лишь один из возможных способов их утилизации, а вовсе не обязательное условие.
И к слову, участники движения никогда и не утверждали, что в Генплане Мытищ указано, что данный завод будет располагаться по какому-то конкретному адресу.
В интервью глава района утверждает, что участники движения «Мытищи против мусоросжигательного завода» и наши союзники занимаемся популизмом и критиканством, «зарабатывая себе таким образом политические очки».
Странно такое слышать от заместителя секретаря политсовета партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Мытищинского муниципального района, который, похоже, опять намерен баллотироваться на пост главы района. И в связи с тем, что идея строительства МСЗ в Мытищах в народе непопулярна, Азаров в преддверии выборов и в контексте процесса в ФАС против его администрации, как мы предполагаем, решил изобразить объективность –якобы он готов рассматривать самые разные варианты утилизации мусора. Но так ли это на самом деле?
Обратите внимание, что, нахваливая западные технологии, глава сообщает о визитах мытищинских делегаций только на мусоросжигательные заводы в Европе (на заседаниях Общественной палаты в 2009 и 2010 зам. главы Бирюков рассказывал о поездке во Францию на завод CNIM, гендиректор «Мытищинской теплосети» Казанов сообщал о шведской ТЭС на ТБО под Гётеборгом, в «Наших Мытищах» писали о визите зам. главы Казакова на МСЗ в итальянском городе Лекко). А вот в США, где МСЗ давно уже закрываются, а новые не открываются, они не побывали. Как и на Филиппинах, где МСЗ вообще законодательно запрещены!
И в России наши администрации организовывали в 2009 и 2010 посещения мытищинскими делегациями почему-то только МСЗ - № 2 и № 4 в Москве. Кстати, в столице белой Олимпиады-2014 Сочи, где организаторы стремятся использовать самые передовые технологии, вместо МСЗ строится завод по комплексной переработке мусора…
Против рециклинга (выпуска новой продукции из вторсырья – т.е. того, что предлагаем как раз мы) В.С. Азаров ничего вроде бы не имеет. Но вместе с тем он настраивает читателей на то, что это якобы слишком трудно реализовать. Особенно без различного рода помощи со стороны области. Вместе с тем, Виктор Сергеевич почему-то забывает (или не знает?), что написано в законе МО от 08.11.2001 N 171/2001-ОЗ (ред. от 29.12.2011) "Об отходах производства и потребления в Московской области":
«Статья 5. Использование отходов в качестве вторичного сырья
3. Долгосрочные целевые программы Московской области в сфере обращения с отходами разрабатываются с учетом: а) генеральных схем очистки территорий населенных пунктов».
Однако в нашем районе Генеральная схема очистки, без которой выбор технологии утилизации мусора и подрядчика незаконен, до сих пор даже не разработана!
Говоря же о раздельном сборе отходов (без которого рециклинг намного сложнее внедрять), в своем блоге на сайте администрации Азаров заявляет, что якобы «только 0,1% нашего населения готовы собирать мусор раздельно», при этом, не приведя никаких тому доказательств.
Другое мнимое препятствие следует из предисловия к Опросу, опубликованному в данном выпуске, которое вместе с тем ограничивает выбор ответов: «по действующему законодательству запрещено вывозить мусор в другие регионы - он должен быть утилизирован в том же регионе». Тогда как в законе МО "Об отходах производства и потребления в Московской области" указано:
«Статья 26. Формы сотрудничества
2. Межрегиональное сотрудничество Московской области с субъектами Российской Федерации в сфере обращения с отходами регулируется договором
(соглашением).
Договор (соглашение) устанавливает экономические, финансовые и правовые
условия размещения и переработки отходов, поступающих с территории иных
субъектов Российской Федерации.
Статья 8. Требования при обращении с отходами I-IV класса опасности
7. Вывоз отходов I-IV класса опасности с территории Московской области с
целью их использования, обезвреживания, размещения или ликвидации
осуществляется при наличии следующих документов:
б) подтверждения организации, расположенной на территории другого субъекта
Российской Федерации, о согласии принять отходы I-IV класса опасности и о
возможности осуществить использование или захоронение отходов экологически
безопасным способом;»
Мы не агитируем за тотальный вывоз мытищинского мусора в соседние муниципалитеты или регионы для его использования. Но может так случиться, что в нашем районе или других районах МО не окажется предприятий, перерабатывающих какие-либо отдельные фракции раздельно собранного или отсортированного мусора.
Так что хотя Азаров и не отрицает предлагаемый нами способ утилизации мусора – глубокую комплексную переработку, вместе с тем, по нашему мнению, навязывает жителям Мытищ мысль, что «альтернативы (сжиганию мусора) нет».
Когда нас обвиняют в «критиканстве», подразумевают, что мы выступаем только за запрет МСЗ, не предлагая никаких альтернатив. Это не так. Нам просто затыкают рот. И слова главы, что он за диалог, вызывают сомнения. Как нельзя лучше это доказал Круглый стол в администрации Мытищ 26 апреля 2012, который вообще-то изначально инициировало именно наше движение совместно с «Экологическим союзом». Мы обращались в мытищинские администрации и Общественную палату Мытищ с предложением его провести еще в 2009 году, но всякий раз нас отфутболивали. Причем глава района «аргументировал» это тем, что решение о строительстве ТЭС на ТБО (!) еще не принято, поэтому нет повода что-то обсуждать (но после его принятия проведение подобного Круглого стола вообще уже не имело бы смысла!):
В 2012 мы при посредничестве депутатов Мособлдумы предлагали провести Круглый стол, посвященный прежде всего презентации мусороперерабатывающих компаний и технологий, альтернативных сжиганию мусора, и обсуждению стратегии управления отходами в Мытищинском районе, а не только возможному строительству МСЗ.
С этой целью мы собирались пригласить экспертов, проектировщиков и подрядчиков. Причем, учитывая, что это очень занятые люди, письменно просили уведомить о дате проведения данного мероприятия минимум за 2 недели. В итоге глава сообщил об этом только за неделю, так что пригласить кого-либо уже не было возможности. Но даже если бы кто-то и приехал – выступать там было разрешено только тем, кого заранее администрация района внесла в свой список.
Глава упрекает нас в том, что мы якобы прикрываемся экологией только для достижения политических целей, а сам предлагал пригласить на круглый стол чиновников и представителей партий, тогда как мы предлагали туда позвать специалистов в области утилизации отходов.
В ответ на критику относительно возможного строительства МСЗ в Мытищах Азаров утверждает: «Огульно заявить: «Это наносит вред, это гибель!» - уже не получается. Тогда в ход идут ссылки на неких «авторитетных специалистов» и проведение соцопросов с некорректной постановкой вопроса».
Мы готовы предоставить в администрацию перечень мнений авторитетнейших специалистов в этой области. Но, похоже, это никому не нужно.
Подписи против строительства МСЗ в Мытищах мы начали собирать еще в 2009, когда представители мытищинских администраций открыто заявляли в СМИ о строительстве завода. Причем речь идет не просто о подписях – там указывались и ФИО, и адреса, и телефоны подписавшихся. Все можно проверить. Более 4 000 таких подписей было собрано в том числе и на многократных митингах протеста, организованных КПРФ, и передано в 2010 Президенту Медведеву и главе района Азарову. Но мнение мытищинцев, похоже, похоже мало интересует власти. Может причина в этом?
Р.S. Заполненные анкеты Опроса жителям предлагают передавать распространителям, когда принесут свежий номер издания. Однако в дома членов движения никто эту газету не приносил. Июньские выпуски лежали среди других газет у входа в одно общественное учреждение. Может быть и анкеты предлагается оставлять там же?