Выступление Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И.Кашина 27 июня 2012 года на парламентских слушаниях по теме: «Направления совершенствования государственной системы лицензирования пользования недрами»)
Свое выступление хочу предварить нормой из Закона «О недрах»: «Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью».
Получая лицензии на недра и используя богатства недр, владельцы компаний и их управляющие должны помнить, что недра остаются в собственности российского народа, российского государства.
В течение ближайших полутора-двух десятилетий социально-экономическое развитие страны во многом будет определяться состоянием дел в минерально-сырьевом комплексе.
Наша страна благодаря богатству своих недр играет в мире заметную роль как поставщик минерального сырья. Практически все известные в мире полезные ископаемые в том или ином количестве имеются в ее недрах, по многим из них страна входит в число крупных мировых держателей запасов.
К ним относится пятнадцать видов минерального сырья, доля России в мировой добыче которых приближается к 5%; по добыче некоторых из них страна является признанным мировым лидером. Это, прежде всего, палладий, более 40 процентов которого добывается предприятиями России, алмазы (более четверти), никель и природный газ около - 18 процентов, нефть - около 14 процентов
Отдельно отмечу подземные пресные воды.
Россия по запасам воды в мире стоит в ряде лидеров. Подземные воды являются основой водного фонда России, это важный источник питания рек, озер и болот.
Подавляющая часть (более 95%) запасов подземных вод – это воды для питьевого водоснабжения населения.
Вместе с тем, эксплуатация подземных вод сопровождается снижением их уровня и напора, а также ухудшением качества и загрязнением.
Так, в Центральном федеральном округе сформировалось несколько региональных воронок депрессии. Наиболее обширная охватывает Московскую и смежные области, понижение в центре воронки депрессии достигает130 м. На отдельных участках Московской области наблюдается снижение уровня ниже кровли водоносного горизонта, т.е. происходит истощение и загрязнение подземных вод.
Под воздействием антропогенной нагрузки происходит ухудшение качества и загрязнение подземных вод. Участки загрязнения грунтовых вод связаны с предприятиями химической, энергетической, нефтехимической, нефтедобывающей и машиностроительной промышленности.
Современное состояние качества подземных вод свидетельствует о необходимости усилить контроль над ними на основе обязательного мониторинга на всех объектах, где возможно негативное воздействие на подземные воды.
Важность углеводородного сырья для экономики России трудно переоценить. Экспорт углеводородов обеспечивает значительную часть валютных доходов России.
По запасам нефти Россия входит в группу лидеров. В мире, кроме России, есть всего несколько стран, запасы нефти которых превышают 10 млрд. т.
Более четверти разведанных запасов нефти России сосредоточено в 11 уникальных месторождениях (с извлекаемыми запасами более 300 млн. т).
При этом следует учитывать, что добыча нефти в России ведется преимущественно из высокодебитных залежей, содержащих высококачественную нефть. Из-за этого качество текущих нефтяных запасов ухудшается: в них увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов – тяжелых и высоковязких нефтей. А ухудшение качества запасов закономерно ведет к уменьшению коэффициента извлечения нефти (КИН), который сегодня в России составляет примерно 0,37. При этом современные (тепловые и газовые методы вытеснения нефти, методы химического воздействия на пласт, а также микробиологические методы увеличения нефтеотдачи) применяются в России в незначительном масштабе.
Для примера, повышение коэффициента извлечения нефти на 1% на разрабатываемых месторождениях страны равносильно открытию нового нефтяного месторождения с объемом извлекаемых запасов около 100-150 миллионов тонн.
В США КИН увеличился с 0,33 до 0,40 в конце 1990-х и продолжает возрастать, несмотря на то, что структура запасов нефти в США намного хуже, чем в России. В Саудовской Аравии планируется в течение ближайших 20 лет поднять коэффициент извлечения нефти с нынешних 0,50 до 0,70.
Следует также отметить, что вторичная переработка нефти в России развита слабо. Развитие процессов вторичной переработки нефти характеризуется параметром «глубина переработки», который в европейских странах составляет 85-95%, тогда как в России – 71%. В результате на российских нефтеперерабатывающих заводах из одной тонны нефти выходит470 литровсветлых нефтепродуктов, в то время как в среднем по миру – около700 литров. Низкая глубина переработки нефти ведет к тому, что в России выпускаются в основном низкокачественные нефтепродукты, значительная часть которых уходит на экспорт в качестве полуфабрикатов. Между тем рост глубины переработки нефти на 10% позволит России экономить 20 млн. т нефти ежегодно.
В силу геологических причин страна является обладателем уникальных скоплений природного газа. В мире не известно ничего подобного главному российскому газодобывающему центру, Надым-Пур-Тазовскому региону Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна, находящемуся в Ямало-Ненецком автономном округе, по качеству и концентрации запасов природного газа. Здесь сосредоточено более 40% разведанных запасов природного газа России.
Мы находимся по доказанным запасам газа на первом месте в мире (44,6 трлн. куб. м.)
Следует, однако, отметить, что доля российских запасов постоянно снижается: в 1991 году она составляла почти 39% от мировых, в 2012 году – чуть более 21%. Это связано с тем, что российские запасы уже в течение 20 лет стабильны, в то время как мировые запасы последовательно растут.
Большая часть российского природного газа – почти 60% разведанных запасов – состоит практически только из метана и используется для получения энергии (сжигается) без предварительной переработки. Остальные запасы представлены так называемым «технологическим газом», такой газ содержит разнообразные примеси, прежде всего: этан, пропан, бутаны и другие углеводороды, которые являются важным нефтехимическим сырьем.
В США, где доля технологических газов гораздо больше, чем в России, они практически полностью подвергаются переработке, в ходе которой извлекаются ценные компоненты, которые затем перерабатываются в высоколиквидную продукцию с большой добавленной стоимостью.
В 2010 году в стране было переработано только 61 млрд. куб. м свободного и попутного газа, из которого извлечено порядка 5% добытого из недр этана. Все остальное либо выпущено в атмосферу, либо сожжено в факелах. Значительная часть этана в составе энергетического газа (и по его цене) поступила на экспорт, где он, как и другие примеси, извлекается и перерабатывается, а полученная продукция поставляется, в том числе в Россию, по существенно более высоким ценам.
Важнейшая наша задача – планомерное развитие минерально-сырьевого комплекса страны, выполнение Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья.
Остановлюсь на некоторых показателях 2011года.
По результатам геологоразведочных работ на нефть и газ прирост прогнозных ресурсов углеводородного сырья составил 38,1 млрд. тонн условного топлива.
Недропользователями открыто 54 новых месторождения нефти и газа, всего за период 2005-2011 гг. выявлено 421 месторождение углеводородов, в том числе 353 месторождения нефти и 68 месторождений газа.
Добыча нефти в 2011 году составила 511 млн. т. Ожидаемый прирост разведанных запасов нефти и конденсата (с учетом переоценки) - 700 млн. т. Коэффициент восполнения добычи нефти разведанными запасами составил 1,37.
Добыча газа в 2011 году составила 638 млрд. м3. Ожидаемый прирост - 1,1 трлн. куб.м. Коэффициент восполнения добычи нефти разведанными запасами за счет разведки и переоценки составил 1,72.
По результатам государственной экспертизы запасов признан факт открытия 69 месторождений твердых полезных ископаемых.
По результатам оценочных и разведочных работ получен прирост разведанных запасов, превышающий добычу из недр по углю (109%), железным рудам (172%), золоту (118%).
Но мы должны помнить, что геологоразведочные работы – процесс длительный, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации, в ряде случаев достигнутое к 2012 году, является результатом инвестиций в геологоразведочные работы в предыдущие годы. И если объемы финансирования геологоразведочных работ будут в дальнейшем сокращаться, может статься, что в скором времени в стране не будет достигаться не только расширенное, но и простое воспроизводство минерально сырьевой базы, как это было в 90-е годы прошлого века.
И, если инвестиции недропользователей в геологоразведочное производство, начиная с 2010 года, растут на 1,5 - 4% в год, то затраты федерального бюджета на воспроизводство минерально-сырьевой базы продолжают падать, и в 2011 году уровень бюджетного финансирования был уже на 15% ниже уровня финансирования 2005 года.
Выполнение мероприятий Долгосрочной программы в денежном выражении в 2011 году составило только 36%, тогда как в 2007 году фактическое финансирование геологоразведочных работ из средств федерального бюджета составило 110% к объемам, предусмотренным Программой.
В 2011 году затраты федерального бюджета на углеводородное сырье составили 8,7 млрд. руб., что на 16% ниже уровня финансирования 2010 года (в сопоставимых ценах).
В связи с сокращением бюджетного финансирования более чем вдвое уменьшились объемы параметрического бурения (с 17,1 тыс. м. в2008 г. до 4,6 тыс. м. в2011 г.) и примерно на треть объемы сейсморазведки.
Снижение уровня бюджетного финансирования в 2011 году обусловило ухудшение отдельных показателей отрасли: прирост ценности недр, полученный за счет локализации и оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, уменьшился в 1,7 раза, результативность работ уменьшилась в 2 раза. В результате есть риск недостижения запланированных показателей воспроизводства минерально-сырьевой базы.
В целом в России ежегодно добывается минерального сырья на сумму, составляющую не менее 5-5,5% суммарной стоимости минерального сырья, добываемого в мире.
Добыча минерального сырья остается основой российской экономики. Экспорт сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа, угля, руд и концентратов как и ранее обеспечивает более двух третей валютных поступлений в страну, а если учесть металлы, экспортируемые большей частью в необработанном виде, минеральные удобрения и продукцию неорганической химии, а также драгоценные металлы и камни, то доля продукции минерально-сырьевого комплекса в экспорте достигает 80%.
В общем объеме доходов федерального бюджета на 2012 год из 12,7 трлн.руб. нефтегазовые доходы бюджета составляют 6,4 трлн. рублей или 50,4 %, из них налог на добычу полезных ископаемых планируется в размере 2,4 трлн.руб.
Цифры конечно большие, но если рассмотреть уровень рентабельности по отраслям, то мы увидим, что рентабельность в 2010 году составила (по данным Деловой России) при добыче топливно-энергетических ресурсов - 33%, при добыче иных полезных ископаемых - 54%. В тоже время в сельском хозяйстве всего лишь 10%.
Возникают закономерные вопросы:
Правильно ли мы даем такие огромные налоговые преференции сырьевым компаниям»? А ведь у ряда сырьевых гигантов из года в год имеется значительная задолженность по налогам и сборам. Так, согласно бухгалтерского баланса за 2011 год на 31декабря 2011 года у ОАО «ГМК Норильский Никель» задолженность составила 1 млрд. руб., у компании «Алроса» - 3,5 млрд.руб.
Получает ли государство адекватную цену за свою собственность - полезные ископаемые, добываемые из недр?
Вкладываются ли полноценно компании в обновление своего технологического и технического парка, применяют ли затратные технологии, снижающие вредное влияние на окружающую среду?
Если проанализировать чистую прибыль нефтяных и газовых компаний по итогам 2011 года, то увидим, что наши нефтегазовые компании себе в убыток не работают.
Так, ОАО «Газпром» получил прибыль в размере 29 млрд. долларов США, рост прибыли составил 140 %, «Роснефть» 12,4 млрд. долларов США, рост прибыли составил 19,7 %, «Лукойл» 10,36 млрд. долларов США, рост прибыли составил 15%. При этом - это уже чистая прибыль, очищенная от налогов.
И при таких финансовых показателях эти компании постоянно просят себе налоговые преференции. Так, только с 2012 года в соответствии с принятыми изменениями налогового законодательства увеличено число случаев применения нулевой ставки по НДПИ при добыче нефти и горючего природного газа на отдельных участках недр.
А если сравнить рентабельность наших и зарубежных нефтегазовых компаний, то окажется, что рентабельность большей части российских нефтегазовых компаний практически в 2 раза выше, чем у иностранных компаний аналогичного профиля.
Рассмотрим проблему утилизации попутного нефтяного газа.
Постановление Правительства РФ «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» вступило в силу 1 января2012 г. Однако, по состоянию на начало2012 г. предписываемый уровень эффективной утилизации попутного нефтяного газа – 95% – в России достигли всего две компании – «Сургутнефтегаз» и «Татнефть». «Роснефть» и «Газпром нефть» являются аутсайдерами отрасли по эффективному использованию попутного нефтяного газа.
В 2011 году валовая добыча попутного нефтяного газа в России составила 67,8 млрд. куб.м., из них сожжено в факелах 16,3 млрд. куб.м., использовано – 51,2 млрд. куб.м. или 75,5%.
Несмотря на заявленные планы и предпринимаемые меры недропользователей по разработке мер по эффективному использованию нефтяного газа, динамика доли утилизации попутного нефтяного газа последние годы имеет значительную тенденцию в сторону уменьшения. За последние 3 года этот показатель снизился с 84% до 75%.
Добывая и перерабатывая полезные ископаемые мы должны помнить и об окружающей среде, о комфортных условиях проживания населения. Нам это гарантируется Конституцией Российской Федерации. Тем не менее, ежегодно по экологическим причинам в России ежегодно преждевременно уходят из жизни более 300 тысяч человек. Мы должны понимать, что не нефть или газ главное. Главное – наш человек, его здоровье.
С каждым годом обостряется проблема отходов. Сегодня в России более 11 тысяч только официальных свалок, на которых уже захоронено свыше 80 триллионов тонн различных отходов.
Ежегодно образуется еще почти 4 миллиарда тонн отходов, при этом около 90 процентов образуется при добыче минерального сырья.
Сегодня в Комитете находится пакет законопроектов, принятие которых создаст новую базу для формирования экологической и экономической политики нашего государства. Это целый набор стимулов для разработки и реализации хозяйствующими субъектами технологических решений с новым уровнем безопасности и эффективности использования природных ресурсов.
Среди приоритетных для нас законопроектов в этой сфере стоит отметить два. Первый направлен на совершенствование системы нормирования и построения ее на принципах наилучших доступных технологий и внедрение мер экономического стимулирования в области охраны окружающей среды, второй на вовлечение отходов во вторичный оборот. Все мы понимаем, что без построения эффективной системы нормирования невозможно гарантировать экологическую безопасность населения, обеспечивать охрану, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в нашей стране.
Кроме законодательных мер, надо обратить внимание на недопустимо низкий уровень финансирования мероприятий по охране окружающей среды. В федеральном бюджете на эти цели выделяется ничтожная сумма в 22 млрд. рублей. С таким подходом нельзя мириться!
Одной из важнейших проблем, требующих принятия безотлагательных мер является низкая обеспеченность кадрами организаций геологического профиля.
По данным последних лет, от 30 до 50 процентов выпускников-геологов работают не по специальности. Дефицит молодых инженеров, экономистов и управленцев, а также других специалистов с высшим образованием в геологической отрасли составляет свыше 20 тыс. человек.
Причины дефицита высококвалифицированных геологических кадров известны, они отражены на слайде.
Отмечу только, что без создания современных механизмов и инструментов управления кадровым обеспечением геологической отрасли, способных эффективно прогнозировать и удовлетворять спрос на специалистов геологического профиля в условиях современного рынка труда мы не решим эту проблему.
Мы провели анализ развития системы лицензирования на пользование недрами, которую можно условно разделить на три этапа, на слайде они обозначены.
В настоящее время мы находимся на третьем этапе.
Он характеризуется высоким уровнем конкуренции на аукционах за право пользования перспективными участками недр с достоверно оцененными прогнозными ресурсами.
И если на первом этапе практически вся минерально-сырьевая база, находящаяся в промышленном освоении, была без проведения конкурсов и аукционов бесплатно передана пользователям недр, то сейчас передача участков недр пользователям происходит в основном по результатам аукционов преимущественно по совмещенным лицензиям, при высоких разовых платежах.
Основополагающий законодательный акт в сфере недропользования - Закон «О недрах».
За последнее время он претерпел существенные и, я думаю, что все присутствующие согласятся со мной, позитивные изменения. На слайде перечислены наиболее значимые из них.
Отдельно отмечу только последние из них:
Изменениями Закона «О недрах были закреплены обязательные нормы проведения дегазации организациями по добыче (переработке) угля с целью предотвращения взрывов и аварий на угольных шахтах, сопровождаемых, как правило, большим числом человеческих жертв.
Мы упростили процедуру предоставления права пользования недрами в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в границах горных отводов.
Урегулировали вопросы изменения границ предоставленных в пользование участков недр на глубину и по площади.
Приняли поправки, определяющие порядок расчета размера вреда, причиненного недрам, вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах.
Кроме того, в работе находятся законопроекты:
разрешающие передачу полномочий по организации проведения геологического изучения недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые субъектам Российской Федерации,
касающиеся вопросов защиты морской среды от нефтяных загрязнений при эксплуатации и использовании искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов, проведении буровых работ, и ряд других.
Так что, согласитесь, коллеги, нами сделано и делается не мало.
Но, к сожалению, этого не достаточно. И часть старых проблем не была решена.
Так, отсутствует возможность выдачи лицензии единственному участнику аукциона на право пользования недрами. Решение вроде уже принято и зафиксировано в Программе принятия мер, способствующих развитию топливно-энергетического комплекса, но законопроекта пока нет.
Есть и другие, «застарелые проблемы». Часть из них перечислена на данном слайде, однако этот перечень далеко не исчерпывающий и правоприменительная практика постоянно выявляет новые.
Я имею в виду нормы, установившие обязательные критерии для пользователей недр, осуществляющих деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации, отсутствие возможности выдачи лицензии на геологическое изучение на шельфе, а также многие другие.
Реформирование законодательной базы в сфере недропользования необходимо, но его необходимо проводить так, чтобы обновленное законнодательство послужило основой создания оптимальных условий сотрудничества государства и недропользователей.
В то же время практика нам подсказывает, что необходимо ужесточить требования к недобросовестным пользователям недр, вплоть до лишения лицензии на выделенный участок. Более того, надо наделить таким правом региональные уполномоченные по данной проблеме органы государственной власти.
Для этих целей, думаю, что будет совсем не лишним изучить соответствующий опыт регулирования недропользования таких стран как США, Норвегия, Великобритания, Канада. Ведь мы не одиноки – нефть, газ и другие полезные ископаемые есть и в других странах. С отдельными особенностями правового регулирования перечисленных стран вы можете ознакомится на этих слайдах. Очень полезно посмотреть и понять, на какие грабли они наступали, и не повторять их ошибок.
Россия, будучи крупной сырьевой державой, пока не преодолела опасности стать сырьевым придатком «золотого миллиарда». По-прежнему велика доля сырой нефти и темных нефтепродуктов в экспорте страны; невелик сравнительно с мировым выпуск сжиженного природного газа, значительная часть этана и других гомологов метана – ценного нефтехимического сырья не извлекается из природного газа, а сжигается или поступает на экспорт в составе энергетического газа. Страна по-прежнему в ряде случаев экспортирует даже не рафинированные металлы (не говоря уже о высокотехнологичных изделиях из них), а концентраты, иначе говоря, продукцию первого передела сырой руды. Экспортируется до четверти произведенных в стране товарных железных руд, Технологическое отставание России от развитых стран как в горнорудной, так и в нефтедобывающей отраслях в полной мере так и не преодолено. Морально и физически устаревшее оборудование и технологии, используемые на ряде добывающих предприятий, являются определяющим фактором низкой эффективности использования отечественной минерально-сырьевой базы и не позволяют решить проблему полноты извлечения сырья из недр и комплексности его использования. По различным оценкам износ оборудования в отрасли составляет от 50 до 70 процентов. Только принципиальное обновление технического и технологического парка добывающей отрасли может изменить ситуацию.
Повышение эффективности нефтегазового сектора сегодня немыслимо без инноваций в бурении, добыче, увеличении коэффициента извлечения полезных ископаемых. Инновации нужны и для улучшения полезного использования уже добытых углеводородов, на всех стадиях транспортировки, переработки и потребления.
Дефицит квалифицированных кадров, административные барьеры и негибкий налоговый режим также сдерживают эффективное функционирование всего минерально-сырьевого комплекса.
Можно спорить об ошибках как исполнительной, так законодательной власти, предлагая свои собственные варианты и аргументы, однако сути дела это не изменит. Нам нужен последовательный план реформирования законодательства. Необходимо четко понимать, что требуется в настоящий момент и каких решений от нас ждут.
Мы должны формировать государственную политику в сфере недропользования исходя из следующих принципов:
- сохранения государственной собственности на недра;
- установления чёткого разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере недропользования;
- равнодоступности и платности пользования недрами, их предоставления на состязательной основе;
- совершенствования налоговой системы, связанной с пользованием недрами, для обеспечения справедливого распределения доходов от использования недр между государством и недропользователями;
- обеспечения более полного извлечения минерального сырья и качества его переработки.
В заключение еще раз подчеркну, что использование богатств недр Российской Федерации – это огромная ответственность всех, кто причастен к данной сфере, и, в первую очередь, добывающие компании. От эффективного использования минерально-сырьевой базы зависит не только экономика страны в целом, ее обрабатывающие и перерабатывающие отрасли, но и социальная сфера, в том числе ее важнейший элемент – ЖКХ. Динамично должен развиваться весь хозяйственный комплекс страны. Нельзя допускать того, чтобы цены на энергоносители и тарифы приводили к банкротству промышленные предприятия, а народ опускали в нищету.
Как видим, возможности для этого имеются. Проблема в том, чтобы собственник недр – государство и его граждане – ужесточили контроль за использованием природных богатств и повысили эффективность управления своей собственностью.
Надеюсь, что в ходе обсуждения и дискуссии по рассматриваемой теме участники слушаний, а здесь присутствуют высокопрофессиональные специалисты – руководители крупных компаний, ученые, представители федеральных и региональных министерств и ведомств, депутаты разных уровней – сумеют выработать общий подход к решению обозначенных проблем.
Желаю всем успехов!