Почему конфликтуют муниципальные районы и поселения?

Тема взаимоотношений муниципальных районов и поселений, их конфликтов или «дружбы» безусловно связана с теми проблемами, которые кроются в системных проблемах организации местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону №131 была введена двухуровневая система местного самоуправления: муниципальные районы и поселения. По мнению многих экспертов практика реализации этого закона показала неэффективность введенной системы. Это связано и с нерациональным использованием бюджетных средств, идущих на содержание двух параллельных структур местного самоуправления, и с тем, что имеет место дублирование полномочий по решению отдельных вопросов местного значения. Ряд экспертов предлагает сосредоточить вопросы местного значения, которые также нуждаются в определенном уточнении, только на одном уровне – поселенческом. А муниципальные районы преобразовать в территориальные органы государственной власти. По мнению экспертов, преобразование районных муниципальных органов в районные органы государственного управления разрешило бы проблемы и с разделением полномочий, и с их дублированием, и с противостоянием двух уровней местной власти по широкому кругу вопросов. Такое решение позволило бы, с одной стороны, укрепить местное самоуправление и, с другой - повысить статус районных органов управления как представителей государственной власти на территориях. Освобождение районных органов от функций самоуправления позволило бы также оптимизировать их структуру – сократить общее количество чиновников, предположительно, на 20% и уменьшить финансовые расходы на управленческий аппарат. Стоит отметить, что в результате введения двухуровневой системы количество муниципальных образований Московской области увеличилось в 5 раз.

Тем не менее, двухуровневая система местного самоуправления остается фактом, порождая иногда конфликтные ситуации нечеткостью и неопределенностью формулировок. В связи с этим в Комитете по местному самоуправлению Мособлдумы, Конгрессе в настоящее время рассматриваются предложения, поступающие с мест, по внесению изменений в статьи ФЗ.

Так, в настоящее время рассматриваются предложения по совершенствованию используемой терминологии и разграничению полномочий. Что имеется в виду? В статье 14 Федерального закона № 131 перечислены вопросы местного значения поселения, а в статье 15 – вопросы местного значения муниципального района. В ряде случаев (порядка 25 вопросов) формулировки практически идентичны, что затрудняет определение границ ответственности каждого уровня власти в соответствующей сфере.

Другой неурегулированный вопрос связан с возможностью передачи полномочий по соглашениям между различными уровнями муниципальных образований. Такая передача, по логике вещей, должна влечь за собой изменение структуры органов местного самоуправления, как минимум исполнительно-распорядительных.

Другая сторона этого вопроса связана с объемом передаваемых полномочий. В ФЗ говорится о части полномочий, однако что понимается под термином «часть» — не уточняется. По данным Минрегиона, к 2010 г. 16830 поселений (или 77,9% всех поселений России) заключили соответствующие соглашения с муниципальными районами. При этом около 10,6 тыс. поселений (63% общего количества) соглашениями передали на уровень муниципальных районов от 1 до 5 вопросов местного значения, 23,2% поселений — от 6 до 10 вопросов местного значения, 10% поселений — от 10 до 20 вопросов местного значения, 3,8% поселений — более 20 вопросов местного значения. Получается, что у ряда поселений практически полностью отсутствуют полномочия по решению вопросов местного значения, т.к. они передаются на уровень района. Такая практика приводит к росту иждивенческих настроений в поселениях.

В связи с этим, представляется обоснованным предложение установить некий перечень полномочий, которые поселения должны исполнять только самостоятельно. Если муниципальное образование не имеет возможность осуществлять такой минимально определенный перечень полномочий, возникает закономерный вопрос о целесообразности существования такого муниципального образования.

Надо сказать, что Федеральный закон № 131 практически не предоставляет полномочий региону в регулировании вопросов местного значения. Хотя необходимость расширить полномочия субъектов Российской Федерации в сфере организации местного самоуправления, укрупнения муниципальных образований в зависимости от численности населения, собственных доходов бюджетов поселений, давно назрела. В связи с этим, Комитетом рассматривается предложение о внесении изменений в ФЗ, наделяющее субъекты Российской Федерации правом своими законами определять конкретные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Это только некоторые проблемы, но и они ясно показывают несовершенство существующего законодательства о местном самоуправлении, которое во многом является следствием поспешного его принятия, без учета мнений экспертов, без широкого всестороннего обсуждения. Однако, такая практика, как мы видим, является обычной для современной власти России.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
130-й гуманитарный конвой от КПРФ для фронта и Победы
Из подмосковного совхоза им. Ленина ушел 130-й гуманитарный конвой от КПРФ с грузом снаряжения специального назначения, продовольствия, медикаментов, лекарств и оборудования.


Зампред Мособлдумы Александр Наумов: Поддержка детей-сирот – государственная задача!
Александр Наумов принял участие в торжественной церемонии вручения ключей муниципальных квартир детям-сиротам.





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Стихотворение В.И. Кашина «ПРИРОДА - ДИВНОЕ СОЗДАНЬЕ»

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Н.И. Васильев выступил на X (октябрьском) Пленуме ЦК КПРФ

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Когда мозги встают на место

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Зампред Мособлдумы Александр Наумов: Поддержка детей-сирот – государственная задача!

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда