Подмосковные депутаты-коммунисты требуют наказывать нерадивых чиновников рублем
Подмосковные коммунисты предложили в десятки раз увеличить штрафы для областных чиновников и бизнесменов, оставляющих без ответа запросы депутатов Мособлдумы. Соответствующий законопроект фракция КПРФ внесла в областной парламент. «Известия» ознакомились с документом. Коммунисты пояснили, что министры и правоохранительные органы часто игнорируют их просьбы, а наказать за это никого невозможно. Но в других партиях сообщили, что получают ответы на свои вопросы и предположили, что коммунистов чиновники «просто не любят».
— Проблема «неответов» на депутатские запросы стоит довольно остро, — пояснил депутат Мособлдумы от КПРФ Олег Емельянов. — Если вопрос «безобидный», никому ничем не угрожает, ответ на него обычно приходит быстро. Но если речь идет об ошибке какого-то органа исполнительной власти, то тянут до последнего. Были прецеденты, когда мне вообще не отвечали на запрос. У меня есть подобные примеры с разными министерствами, с прокуратурой.
Емельянов добавил, что, когда возникает реальная угроза жалобы в прокуратуру, областные ведомства отвечают «задним числом».
По областному закону «Об административной ответственности за правонарушения, посягающие на институты государственной власти Московской области» ответ на депутатский запрос в течение месяца должны давать госорганы Московской области, органы местного самоуправления и организации всех форм собственности.
Коммунисты предложили обновить закон, увеличив штраф за непредставление информации депутату Мособлдумы в 10 раз. Сейчас речь идет о 300–500 рублях, КПРФ предлагает 3–5 тыс. рублей. Одновременно должны вырасти санкции за «невыполнение законных требований депутата Мособлдумы», например, остановить незаконную стройку. Здесь коммунисты требуют поднять штраф с нынешних от 500–1 тыс. рублей до 5–10 тыс. рублей.
В пояснительной записке к закону его разработчики сообщили, что действовавшие штрафы были «очень слабым мотивом к надлежащему исполнению требований закона». Коммунисты напомнили, что сейчас за ненадлежащее рассмотрение обращений граждан самого депутата могут оштрафовать на 5–10 тыс. рублей. За игнорирование депутатских писем, по мнению КПРФ, штраф должен быть не меньше. В противном случае депутаты Мособлдумы фактически лишаются возможности эффективно исполнять свои полномочия, сообщается в документе.
Интересно, что ни один из опрошенных «Известиями» депутатов Мособлдумы не смог вспомнить случаев, когда штрафные санкции применили к какому-то областному ведомству.
— Это административное правонарушение, и нарушитель наказывается административным взысканием, — пояснил областной депутат Игорь Чистюхин. — Мы же направляем запрос не на деревню к дедушке, а конкретному министру или руководителю. И это лицо несет ответственность за несоблюдение сроков.
При этом Чистюхин, депутат от «Справедливой России», заявил, что у него никогда не возникало проблем с получением ответа от областных чиновников.
— В принципе радикальной проблемы здесь нет, — заявил он. — На депутатские запросы органы власти Московской области своевременно отвечают. Сказать, что кто-то злоупотребляет, не могу. Бывает, что опаздывают с ответами, но не надолго.
Председатель московского областного отделения «Правого дела» Борис Надеждин также предположил, что такие проблемы в большей степени актуальны для коммунистов.
— Я думаю, у каких-то начальников есть непонимание с отдельными депутатами от коммунистов, — заявил он. — Потому что чиновники коммунистов не любят.
В Госдуме между тем инициативу областных коммунистов назвали прогрессивной. Член фракции коммунистов Олег Куликов посетовал, что у федеральных депутатов сегодня прав меньше, чем у областных.
— За игнорирование запроса депутата Госдумы сегодня никакого наказания. В федеральном Кодексе об административных правонарушениях это нарушение не указано, — заявил он. — И как можно кого-то за это штрафовать? Штраф должен назначать суд, значит, депутат должен идти в суд, требовать, чтобы с кем-то разобрались...
При этом, как отметил Куликов, 60–70% запросов депутатов Госдумы остается без ответа. Да и те ответы, которые приходят, по его словам, часто совершенно бесполезны.
— От региональных прокуратур мы получаем фактически отписки, — заявил Куликов. — А ведь 50% всех наших обращений — это письма в различные инстанции прокурорского надзора. Кстати, Генпрокуратура реагирует более четко и укладывается в сроки. Надо еще отдать должное министру обороны Сердюкову. Мы «жестко» к нему относимся, но он всегда подписывает обращения сам. И ответы бывают вполне конкретные и основательные.
Куликов добавил, что лично он отправляет в год до 60 запросов.