Московская область станет дотационной? Мнение независимого экономиста

Принятое в прошлом году скороспелое, непросчитанное и попросту безответственное решение о расширении столицы за счёт территорий трёх районов Московской области, похоже, грозит превратить её в отстающий дотационный регион.
Известно, какие политические баталии разворачивались и в прошлом, и в нынешнем году вокруг принятого на высшем уровне российской власти и спешно проштампованного на уровне Москвы и Московской области решения о расширении территории столицы сразу в два с половиной раза.
Сделано это было за счёт фактического отторжения части территорий трёх подмосковных районов. «Единороссовское» большинство в органах законодательной власти обоих регионов поспешно «продавило» это решение, несмотря на то, что и политическая оппозиция в лице КПРФ, и просто здравомыслящие специалисты предупреждали власть о том, что это ударит по экономическому положению трёх «усечённых», остающихся в составе области районов — Ленинского, Наро-Фоминского и Подольского.
До расчленения их территорий все три были донорами областного бюджета, а после 1 июля нынешнего года автоматически становятся дотационными: ведь их дотоле единые экономические организмы попросту разрываются. Представьте: предприятия и их смежники, а то и филиалы, находящиеся на расстоянии километра-двух друг от друга, волюнтаристским решением вдруг оказываются на территориях двух разных регионов со всеми вытекающими отсюда административно-чиновничьими и прочими барьерами.
Власть предупреждали, что подобное резкое изменение соотношения передовых и отстающих районов Подмосковья самым негативным образом повлияет на общее финансово-экономическое положение всей области. А ведь 20-летнее нахождение российской экономики в положении поставщика энергоресурсов, сырья и малообработанных полуфабрикатов для передовых государств мира (и на Западе, и на Востоке) и без того устойчиво обрекло подавляющее большинство регионов Российской Федерации на беспросветное положение дотационных.
Расходы (в том числе на социальные цели) их бюджетов устойчиво, год за годом не покрываются собственными доходами. Причины здесь разные, но одна, главная, является общей для всех: на их территориях, увы, нет нефтегазовых месторождений, развитие которых по сути дела только и интересует нынешнюю российскую власть. Все же прочие производства, включая высокотехнологичные обрабатывающие, в реальной действительности как не получали, так по-прежнему и не получают достаточной государственной поддержки, несмотря на постоянные заверения в обратном высших российских руководителей.
Вот отчего бюджеты десятков регионов держатся за счёт перераспределения через федеральный бюджет специальных перечислений (или трансфертов), образующихся благодаря поступлениям от сравнительно небольшого числа регионов-доноров. К ним относятся, разумеется, «нефтегазовые» и несколько наиболее благополучных «металлургических». Конечно, в числе доноров федерального бюджета находятся и сконцентрировавшая у себя большинство финансовых потоков страны Москва, а также крупнейший порт и транспортный узел Санкт-Петербург.
Но все последние годы к числу немногих регионов-доноров относилась и Московская область. Да, на её территории тоже нет нефтяных полей и газовых скважин, но в Подмосковье за годы Советской власти был создан настолько мощный научно-производственный потенциал, что даже в усечённом за период «демократического» правления виде он позволял области самостоятельно выполнять обязательства и перед федеральным бюджетом, и перед собственным населением.
Однако так было до нынешнего года, а после 1 июля перед Московской областью реально замаячил переход в категорию дотационных регионов. На минувшей неделе прозвучал тревожный звонок в ходе заседания правительства области, одобрившего проект бюджета региона на будущий год. Первое, что всем бросилось в глаза, — сокращение на 10 процентов всей его доходной части, что составляет 28 миллиардов рублей. Причём главную причину никто и не думал скрывать: это случилось в связи с разделением территорий трёх известных нам районов и переходом их в отстающие. Остатки — иначе не скажешь! — этих районов в составе области не только перестанут давать доходы в областной бюджет, но и потребовали увеличения бюджетных расходов на прямое «латание» образующихся «экономических дыр» на их территориях.
А «дыры» эти в финансовом отношении оказываются очень немаленькими. В связи с этим напомним о состоявшейся в конце августа специальной встрече мэра столицы С. Собянина с губернатором Московской области С. Шойгу, по результатам которой было подписано, наверное, уникальное соглашение в истории российских федеративных отношений. В соответствии с ним оставшиеся в составе области в усечённом виде Ленинский, Наро-Фоминский и Подольский районы получат из бюджета Москвы по три миллиарда рублей каждый (всего, стало быть, девять миллиардов).
Средства будут перечисляться в течение трёхлетнего периода равными долями, то есть по одному миллиарду рублей в год каждому району. Случай действительно уникальный: регион-донор (то есть Москва) тем самым официально признаёт, что своими территориальными приобретениями (непонятно для чего осуществлёнными) нанёс прямой ущерб экономике соседнего региона. Приходится «раскошеливаться» из собственного бюджета. С другой стороны, вряд ли эти миллиарды являются лишними в бюджете самой столицы: при тех тарифах на услуги ЖКХ и ценах на продукты, лекарства, которые в Москве и так уже запредельно высоки (да ещё и постоянно возрастают), эти деньги могли бы пойти на социальную поддержку москвичей…
К тому же столичные миллиарды не «залатают» возникшие дыры. Ведь, как было объявлено на упоминавшемся заседании правительства Подмосковья, дефицит его бюджета в одном только следующем году превысит 16,6 миллиарда рублей. А что будет в последующие годы, когда вовсю заработает хорошо известный всем экономистам принцип упущенной выгоды в результате — будем называть вещи своими именами — обрушения хозяйства трёх ещё вчера нормально развивавшихся районов? Неужели мы действительно получим ещё один дотационный регион с населением под шесть миллионов человек? И уж тогда одними перечислениями из столичной казны не отделаешься, придётся перевёрстывать, причём весьма серьёзно, весь федеральный бюджет.
И вновь со всей остротой встаёт вопрос: кому, за исключением чиновников высокого ранга, и зачем было нужно ломать границы между Москвой и областью, нанося тем самым прямые убытки и обоим регионам, и всей стране в целом? И кто из них ответит за это?

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.



 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: «Сельская наука – на передовой!»

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Заместитель Председателя Мособлдумы Александр Наумов поздравил с 90-летием Валентину Хрусталеву

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда