11 октября на 28-м заседании Московской областной Думы был одобрен и принят за основу проект закона «О внесении изменений в Закон Московской области «Об административной ответственности за правонарушения, посягающие на институты государственной власти Московской области», разработанный фракцией КПРФ и внесенный 19 июля с.г. на предварительное рассмотрение согласно Регламенту Думы.
Необходимость принятия законопроекта давно назрела, и связана она с тем, что участились случаи нарушения порядка рассмотрения обращений депутатов Думы к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью. К депутату приходят на приём или обращаются письменно люди, избиратели со своими проблемами, которые, столкнувшись с равнодушием или произволом чиновников, не могут самостоятельно добиться соблюдения своих прав и защиты законных интересов. Однако когда депутат обращается по этим вопросам в органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, он также не получает ответа в установленный законом срок, либо получает отписки.
В сложившейся ситуации обращения депутата Думы могут безнаказанно игнорироваться, его права нарушаются и он фактически лишается возможности эффективно исполнять свои полномочия. В конечном итоге от чиновничьего беспредела страдают люди, проблемы которых не решаются, и происходит девальвация статуса депутата Думы как представителя законодательной власти.
В условиях «дикого рынка», навязанного стране, и отсутствия моральных критериев оценки ненадлежащего поведения должностных лиц, единственным средством влияния на поведение недобросовестных чиновников остается угроза наказания рублём, то есть штрафа.
При анализе действующей редакции статей 2 и 3 Закона Московской области № 36/2005-ОЗ «Об административной ответственности за правонарушения, посягающие на институты государственной власти Московской области» (далее - Закон № 36/2005-ОЗ) выяснилось, что уровень штрафных санкций, налагаемых за правонарушения при рассмотрении обращений депутатов недопустимо низок и составляет всего от 300 до 1000 рублей.
Это в 10 раз ниже санкций, установленных федеральным законом № 199-ФЗ от 11.07.2011, по которому за аналогичные нарушения порядка рассмотрения обращений граждан на должностных лиц налагается административный штраф от 5000 до 10 000 рублей. Однако депутаты Думы - тоже граждане России, но наделённые особыми властными полномочиями. Исходя из этого депутаты фракции КПРФ пришли к заключению, что необходимо устранить эту правовую коллизию, несовместимую с высоким статуса депутата Думы.
С учетом изложенных доводов в законопроекте, внесённом фракцией КПРФ, предложено повысить размер штрафных санкций и внести следующие изменения в Закон № 36/2005-ОЗ: 1) за непредоставление информации депутату Думы должен налагаться штраф от 3000 до 5000 рублей; 2) за невыполнение законных требований депутата, либо создание препятствий в осуществлении его деятельности - штраф от 5000 до 10 000 рублей.
Тем самым повышается уровень материальной ответственности должностных лиц органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований и иных организаций, действующих на территории Московской области, за ненадлежащее рассмотрение обращений депутатов Думы.
По итогам работы, проведённой во фракции КПРФ, законопроект получил положительное заключение Государственно-правового управления, поддержан комитетами Думы и был принят на прошедшем заседании Думы в двух чтениях. За одобрение проекта проголосовало 43 депутата, за принятие за основу – 45 (из 46, присутствовавших на заседании). Результаты голосования дают основание сказать, что необходимость законопроекта осознана депутатским корпусом и его концепция поддержана всеми фракциями в Думе. После прохождения стадии внесения поправок проект закона будет вынесен для принятия в целом.
Во фракции КПРФ выражают надежду, что принятие закона может оказать содействие депутатам Думы в повышение эффективности рассмотрения их обращений к руководству муниципальных образований, руководителям предприятий и организаций в сфере транспорта, ремонта жилых домов и дорог, благоустройства и газификации населенных пунктов, управляющих компаний в сфере ЖКХ и других организаций по вопросам решения насущных проблем жителей Подмосковья.