Выступление заместителя председателя ЦК КПРФ, председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И. Кашина 23 ноября 2012 года на пленарном заседании парламента при обсуждении законопроекта «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»
За этот закон фракция КПРФ будет голосовать. Его необходимо принимать, потому что это попытка решить приобретенную проблему отечественным АПК после присоединения России к ВТО. По канонам ВТО мы обязаны снизить поддержку сельхозпроизводителя, который и без того не в состоянии конкурировать со своими зарубежными партнерами. Мы, коммунисты, в этом зале предупреждали правительство, что оно столкнется с такой проблемой.
Данный законопроект в какой-то мере позволяет вывести господдержку части российского АПК из-под ограничений, установленных соглашением ВТО по сельскому хозяйству. Почему только части АПК? Законопроект предполагает, что одним из основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства является поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах.
Идея замысла правительства простая: в рамках мер господдержки сельхозтоваропроизводителей выплаты по программам региональной помощи по соглашению с ВТО по сельскому хозяйству могут предоставляться неблагоприятным регионам.
Минсельхоз гордится тем, что нашел лазейку в правовых нормах ВТО для субсидирования регионов из федерального бюджета на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако возникает вопрос: а какие регионы по климатическим, почвенным, а тем более, социально-экономическим условиям у нас на сегодняшний момент являются благоприятными и не нуждаются в субсидиях из федерального бюджета? Россия на 90% является зоной рискованного земледелия. Даже те районы, которые всегда считались уникальными с точки зрения ведения сельского хозяйства, такие как Краснодарский и Ставропольский края, сегодня имеют разрушенную систему защиты от засухи, наводнений, болезней и вредителей.
По данным Минсельхоза РФ, в 2012 году гибель посевов сельскохозяйственных культур от засухи зафиксирована в 20 субъектах, общий объем объявленного регионами ущерба составляет 45,3 млрд рублей.
По сравнению с прошлым годом снизился валовой сбор сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, овощей, а валовой сбор зерна в текущем году составит 75 млн тонн, что на 22 млн тонн меньше, чем в 2011 году, и это снижение идет практически во всех регионах.
Морозы, засуха, заболоченность почвы - это наши национальные климатические особенности. И они также свойственны большинству наших регионов.
Африканская чума свиней - это беда, с которой АПК борется уже несколько лет, и пока чума побеждает. Министерство финансов блокирует выделение дополнительных средств на решение этой проблемы.
Деградация почв и выведение земель из севооборота достигает 41,5 млн гектаров, и это также беда многих регионов. В одной Московской области заброшено 70 тысяч гектаров сельхозугодий.
Законопроектом вводится правовая норма, согласно которой «неблагоприятным для ведения сельского хозяйства регионом» признается территория субъекта Российской Федерации, на которой, в связи с природно-климатическими условиями, социально-экономическими, почвенными и географическими факторами, уровень доходности хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по отрасли. Поэтому получается, что при принятии этого законопроекта и в дальнейшем, при его реализации, правительство среди бедных будет стараться найти наибеднейшего и именно ему будет давать несчастные копейки. Это, конечно, несерьезно. Мы обязаны не подачки раздавать, а выйти на тот уровень поддержки государством сельского хозяйства, который определен сегодня даже договором ВТО. А это 270 млрд рублей. Но сегодня государством они не выделяются.
Надвигается беда. Мукомолы уже кричат, что у них беда с экономикой. Зерно дорожает, а торговля берет у них продукцию по старой цене. Но это долго продолжаться не может: хлебопеку тоже надо выходить на нормальный уровень рентабельности и в положительной динамике. Нас предупреждают, что в марте-апреле могут быть проблемы с хлебом, а повышение цены на хлеб мы видим уже сегодня.
Если посмотреть на программу развития агропромышленного комплекса до 2020 года, что мы видим? Составили в принципе неплохую программу, но в ней снова к 2020 году заработная плата у крестьянина будет составлять 55% от среднего уровня зарплат в промышленности. Ну что это, в конце концов, за программа такая? Почему люди за свой тяжелый труд должны опять получать 50% от средней заработной платы? Что мешает установить и в агропромышленном секторе уровень зарплат, равный среднему по промышленности?
Мы говорим о поддержке крестьянина, но давайте задумаемся, почему 10 регионов, такие как Ставропольский, Забайкальский и Алтайский края, Архангельская, Волгоградская, Калужская, Ленинградская области и другие субъекты РФ, отказываются от субсидий. За прошедшие месяцы 2012 года сумма отказных средств составила почти 5 млрд рублей. Ведь они отказались от господдержки не потому, что у них все хорошо. Не потому, что у них хорошо поднимается зябь, засевается вся площадь пашни и используются полностью сельхозугодия. Причина в другом. Регионы не берут и не могут взять эти субсидии, потому что закредитованность предприятий АПК в этих субъектах достигла критического уровня. Отношение их долгов к выручке составляет до 80%. Лезть дальше в долговую петлю себе дороже.
Нами здесь, с этой трибуны, неоднократно обосновывалась необходимость реструктуризации или списания задолженности с аграриев. И если мы не решим вопрос с закредитованностью, развиваться российский АПК дальше не сможет.
Еще одна причина отказов от субсидируемых кредитов - обременительные требования к страхованию активов при оформлении аграриям субсидированных займов. Одним из обязательных условий является наличие страховки, которое в ряде случаев существенно увеличивает стоимость получения кредита для кредитуемой компании. Конечно, работа реструктуризации долга должна проводиться банками индивидуально по каждому заемщику. Всех косить под одну гребенку не стоит, потому что кто-то взял кредит и потратил его по целевому назначению, на то, чтобы «залатать дыры» своего хозяйства, а кто-то потратил совсем на другие цели, далекие от прописанных в кредитном соглашении.
Возвращаюсь к той мысли, что, если мы хотим что-то сделать, чтобы решить наболевшие вопросы крестьянина, надо выделять на поддержку АПК не 1% расходной части бюджета, а минимум 10%. Давайте помнить, что хлеб крестьянину достается в результате тяжелейшего труда. Он наш кормилец! Давайте уходить от беды к хорошим делам! Но для этого надо не лазейку помощи искать, а вырабатывать и реализовывать серьезную политику государственной поддержки нашего сельского труженика.