В выпуске №42 от 23 ноября 2012 года газеты «МиГ. Южное Подмосковье» опубликовано обращение родителей прогимназии «Радость» с целью сохранения начальной школы в стенах, по сути, дошкольного учреждения.
Действительно, было нестабильное время 90-х, отличающееся низкой рождаемостью, что привело к закрытию многих детских садов. Но хочу отметить, что в г.Серпухове закрывались и перепрофилировались только ведомственные дошкольные учреждения в связи с тем, что в период кризиса, предприятия не могли их содержать. А существующие муниципальные учреждения, в целях сохранения и увеличения контингента, искали новые формы существования и предоставления образовательных услуг. Так в городе возникли две прогимназии – учреждения, в которых наряду с дошкольным образованием, дети могли продолжить обучение в начальной школе. Безусловным плюсом учреждений такого вида является тот факт, что ребенок целый день под присмотром педагогов, детям предоставляется широкий спектр образовательных и дополнительных услуг. Однако в период, когда ежегодно всё большее число детей дошкольного возраста не имеют возможности пойти в детский сад, а мощности школ позволяют принять дополнительных учеников, думаю, исходя из реалий сегодняшнего дня, необходимо использовать каждое образовательное учреждение по назначению. Тем более что, по сообщению представителей Администрации города Серпухова, планируется плавное выведение начальной школы, путём прекращения набора первых классов. И это проблема не только города Серпухова, Московской области. Это проблема всей страны.
По прогнозным оценкам на ближайшие 5 лет очередь в детские сады в нашей стране может составить от 0,5 до 2,5 миллионов семей. По официальным данным на 1 января 2011 года, в России очередь в детские сады уже составляла 1 млн. 900 тысяч человек. Даже если предположить, что показатели рождаемости, смертности и миграции не будут меняться, то численность детей «детсадовского» возраста в России к 2015 году увеличится на 860 тысяч, а после 2015 года начнёт сказываться эффект «эха» демографической ямы 1990-х (прежде всего, связанного с ним резкого сокращения численности женщин в активном детородном возрасте) и к 2021 году численность детей «детсадовского» возраста вновь достигнет уровня 2011 года. Однако, учитывая текущий дефицит, если не создавать новые места в детских садах, то, к 2025 году очередь в них сократится лишь до 1 млн. 100 тысяч человек. А при более позитивном варианте развития страны дефицит этих мест будет ещё больше.
Таким образом, ни о каком закрытии и перепрофилировании детских садов на протяжении ближайших лет не может быть и речи. Наоборот, вопрос должен стоять о необходимости значительного ускорения строительства новых детских садов и расширения старых. Без этого государству будет трудно не только повысить рождаемость, но и удержать ее на текущем уровне. При этом уже надо думать не только о строительстве новых детских садов, но и школ.
Вместе с тем, понятно возмущение родителей прогимназии «Радость». Было создано статусное учреждение, дающее хорошее образование, режим работы которого устраивает родителей и детей. И теперь вынуждены отказываться от достигнутого. А ведь за этим стоит кропотливый ежедневный труд педагогического коллектива. Вместо того, чтобы в своём развитии всё время идти вперед, нас постоянно заставляют возвращаться назад. К сожалению, педагоги и родители становятся заложниками ситуации, которая сложилась в результате отсутствия государственной политики по этому направлению. Отменив пятилетнее планирование, можно сказать, страна в последние годы развивалась в хаосе. Конечно, видимость реализации отдельных программ, которые никак не связывались между собой, была, но чёткого государственного планирования не было. Как, например, была задача по улучшению демографической ситуации в стране, а вот о том, что родившимся детям понадобятся детские сады, никто и не подумал. Отсутствие планирования и чёткой государственной политики привело также к неравномерности расселения населения в стране, сосредоточиванию его вокруг мегаполисов и вымиранию целых населённых пунктов. В результате – нехватка детских садов и школ в крупных городах и пустующие образовательные учреждения в деревнях, малых городах и районах.
Поэтому и приходится главам муниципальных образований идти на непопулярные меры, чтобы хоть как-то уменьшить очереди в детские сады, обеспечивая гарантированное государством право на бесплатное доступное дошкольное образование.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
|
Тыс. человек |
||
2002 |
2010 |
2011 |
|
Все население |
145167 |
142857 |
142865 |
в том числе в возрасте, лет: |
|
|
|
0-4 |
6399 |
7968 |
8051 |
5-9 |
6941 |
7091 |
7117 |
10-14 |
10407 |
6610 |
6601 |
15-19 |
12800 |
8389 |
8237 |
20-24 |
11466 |
12169 |
12122 |
25-29 |
10613 |
11982 |
12012 |
30-34 |
9835 |
10980 |
11016 |
35-39 |
10217 |
10172 |
10211 |
40-44 |
12547 |
9241 |
9251 |
45-49 |
11606 |
10672 |
10561 |
50-54 |
10072 |
11483 |
11509 |
55-59 |
5347 |
10022 |
10063 |
60-64 |
7983 |
7832 |
7982 |
65-69 |
6345 |
4002 |
3913 |
70 и более |
12469 |
14210 |
14219 |
ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В РОССИИ
(на конец года)
|
1993 |
1995 |
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Число дошкольных образовательных учреждений, тыс. |
78,3 |
68,6 |
51,3 |
46,5 |
45,7 |
45,6 |
45,3 |
45,1 |
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях, |
6763 |
5584 |
4263 |
4530 |
4906 |
5105 |
5228 |
5388 |
Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, человек |
90 |
83 |
81 |
95 |
105 |
105 |
106 |
107 |